Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15

Р. как одна из форм организаторской работы советского радиовещания широко использовалась в годы первых пятилеток, а также во время Великой Отечественной войны.

Радиоперехват – запись и расшифровка радиопередач зарубежных и других радиостанций, необходимые радиоцентру, организующему Р., для аналитической деятельности и в качестве источника информации. В пропагандистской деятельности эти материалы используются наряду с сообщениями телеграфных агентств, собственных и специальных корреспондентов, газетных материалов и др.

Радиоприемник – техническое устройство, предназначенное для приема программ радиовещания, передаваемых в эфир, и их акустического воспроизведения.

Радиопьеса (радиодрама) – литературное произведение, написанное или адаптированное специально для постановки в радиостудии и ориентированное на слуховое восприятие. По видам Р. подразделяются на оригинальные радиопьесы, радиоинсценировки и документальные радиодрамы. По жанровым характеристикам Р. включает в себя все богатство традиционной драматической литературы, созданной для сценического воплощения (см. также Радиотеатр).

Радиостанция – инженерное сооружение с оборудованием для передачи и приема информации с помощью радиоволн. Для радиовещания используются стационарные и передвижные Р., которые, как правило, осуществляют передачу с места события не в эфир, а на антенны стационарной Р. для последующего его распространения.

Радиостудия – специально оборудованное помещение, имеющее строго заданные акустические параметры, оснащенное звукозаписывающей и передающей аппаратурой и предназначенное для звукозаписи на магнитную ленту и воспроизведения радиопередач в эфир, а также для ведения прямых эфирных передач. Существуют малые, так называемые «речевые», Р., предназначенные для записи и передачи в эфир чтецких программ, концертные студии, студии для записи и трансляции музыкальных, литературно-драматических радиопередач.

Радиотеатр – одно из ведущих направлений художественного радиовещания, включает разнообразные по жанрам и тематике радиопьесы и инсценировки. Спектакли Р. рассчитаны на воображение человека, а не только на его логическое мышление. Осмысление описываемых в Р. жизненных явлений и поступков людей обусловлено готовностью и склонностью слушателей перевести словесно-звуковой ряд в «зримые картины», рожденные их фантазией. Своеобразные опорные точки, по которым движется в этом случае воображение человека, – знакомые ему жизненные реалии. Поэтому для Р. особенно важны конкретность и точность в отборе исходного материала, точность интонации, объемность и четкость звукошумовых решений. Все вместе это делает убедительным идею спектакля и особенности его художественной аргументации. Р. оперирует звуковыми образами. Они способны – в зависимости от индивидуального восприятия – воссоздавать зрительную конкретность явления или оставаться на уровне полусознательных ощущений, но всегда стимулируют эмоции слушателя. Первые передачи советского Р. относятся к 1925–1926 гг.

Радиотеатр с публикой – специально оборудованная радиостудия, куда во время передачи в эфир разного рода общественно-политических, художественно-просветительских, концертных программ и радиопьес приглашались зрители. Такого рода Р. с п. существовали в конце 20-х гг. в Москве, Ленинграде, Харькове и других городах.

Радиофикация (радиостроительство) система планомерного развития радиотехнических средств и сети проводного вещания, обеспечивающая развитие радиовещания, расширение зон его уверенного приема и усиление воздействия на население, включавшая создание сети мощных радиостанций, производство радиоприемных устройств разного рода для коллективного и индивидуального слушания, а также создание сети узлов и точек проводного вещания. Программа Р. создавалась в начале 20-х гг. под личным контролем В. И. Ленина и на рубеже 20–30-х гг. находилась под постоянным контролем высших партийных и государственных инстанций. Особенное внимание уделялось обеспечению технических возможностей Центрального (Всесоюзного) радиовещания в районах, удаленных от столицы страны. Крупные радиостанции и трансляционные узлы, а также специальные радиодома были построены в столицах бывших союзных республик и крупнейших городах Средней Азии, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Радиофильм – 1. В начале 30-х годов – радиопередача, записанная на магнитную пленку, в отличие от передачи, идущей непосредственно в эфир.

2. Жанр радиожурналистики, распространенный в общественно-политическом радиовещании, – передача, построенная на сочетании документальных записей, подобранных по определенному тематическому принципу (например, цикл Р. «Подвиг народа», посвященный 30-летию победы в Великой Отечественной войне). Р. – разновидность радиокомпозиции; от последней его отличает более строгое подчинение содержания фрагментов сюжету передачи.

Ракорд (франц. raccord «скрепление, присоединение») – в звукозаписи – отрезок основы магнитной ленты, покрытый цветным лаком и не имеющий магнитного слоя для фиксации звука, используемый для разделения отдельных частей фонограммы.

Ревербератор – устройство для создания искусственной реверберации электрическими или электроакустическими методами; применяется для создания специальных акустических эффектов (например, объемности звучания и т.п.) в радио- и телевизионных передачах при осуществлении музыкальных записей.

Реверберация (от лат. reverberare «отразить») – процесс постепенного затухания звука в помещении после прекращения действия источника звука, обусловленный повторными отражениями звуковых волн от различных поверхностей (естественная Р.); искусственная Р. создается с помощью ревербератора.

«Репортер» – портативный (переносной) магнитофон, используемый радиожурналистом в процессе оперативной работы на событии. От диктофона отличается, как правило, возможностями более широких звуковых характеристик. Если диктофон ориентирован главным образом на запись человеческой речи, то «Репортер» позволяет зафиксировать в максимальном объеме полную звуковую атмосферу события.

Репродуктор (от лат. re «приставка, означающая возобновление действия» и producere «производить») – 1. Техническое устройство, предназначенное для приема и акустического воспроизведения программ PB, передаваемых по сети проводного вещания (радиотрансляционная сеть). 2. Применяемый в радиоприемниках, магнитофонах, радиолах силовой преобразователь электроволн звуковой частоты в голосовой чистый звук.

Саундтрек (от англ. soundtrack «звуковая дорожка») – 1. Обозначение музыки или шумового оформления, сопровождающего изображение в кино- и видеопродукции. Используется как самостоятельная единица при программировании радиовещания (напр., песня из кинофильма). Термин появился как элемент профессионального арго, но постепенно утвердился в языке.

2. Звуковая дорожка, занимающая отдельный номер на аудиодиске или грампластинке.

Сердечник – устройство, предназначенное для намотки магнитной ленты, не имеющее боковых ограничителей.

Сериал (от лат. series «ряд») – форма радио- и телевизионной передачи, состоящей из большого количества отдельных частей (серий), каждая из которых, как правило, имеет самостоятельный, завершенный сюжет. Программы С. объединяются обычно общими сюжетными коллизиями, одними и теми же героями и обычно единством места, где происходят основные события.

Стереофония (от гр. stereos «пространственный» и phone «звук») – особенность воспроизводимых звуков, которая вызывает у слушателя иллюзию пространственного расположения их источников. С. при записи обеспечивается несколькими микрофонами, размещенными в разных точках, а при воспроизведении достигается с помощью нескольких установленных в разных местах динамиков. Принцип многоканальной стереофонии используется в радиовещании.

«Театр у микрофона» – один из наиболее распространенных видов художественного радиовещания – передача по радио театрального спектакля, постановка которого осуществлена на сцене драматического или музыкального театра. Включает в себя: а) трансляции театральных спектаклей со сцены театра (прямая передача или звукозапись, при которой сохраняется реакция зрительного зала); б) монтаж спектакля – передача отдельных фрагментов, в сумме сохраняющих основные сюжетные линии театрального представления; в) монтаж по трансляции – форма радиоадаптации театрального спектакля, получившая распространение с широким внедрением звукозаписи. Она представляет собой звукозапись сценического действия, переработанную для восприятия на слух. При этом возникает ряд трудностей из-за необходимости описать и объяснить слушателю мизансцены, особенности сценографического и пластического режиссерско-постановочного решения. Протокольный конферанс – чтение авторских ремарок диктором, как правило, разрушает гармонию художественной структуры спектакля. В «Т. у м.» разработаны различные способы комментирования. Наиболее часто в композицию передачи вводят ведущего. В этом качестве может выступать персонаж спектакля, автор пьесы или режиссер, зритель из числа профессиональных критиков и т.д. Программы «Т. у м.» включают также просветительские передачи о различных театральных коллективах, о творчестве драматургов, режиссеров, актеров и т.д.

Техника речи (от гр. techne «искусство, мастерство») – учебная дисциплина, играющая значительную роль в процессе профессиональной подготовки теле- и радиожурналистов, дикторов, а также всех тех, кто по роду деятельности связан с устной речью, – актеров, чтецов, ораторов, педагогов.

Т.р. включает в себя такие разделы, как анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата; постановка дыхания, голоса, дикция; логико-интонационные основы речи.

Назначение Т.р. – воспитание умений, позволяющих выступающему осознанно использовать все элементы речевого звучания и преднамеренно вызывать нужную умственную, эмоциональную и волевую реакцию аудитории. Таким образом, владение Т.р. помогает находить оптимальную форму звукового выражения мысли в конкретных условиях общения и для конкретных целей.

Трансляция (от лат. translatio «перенесение») – 1. Передача радиовещательных или телевизионных программ на расстояние с помощью радио- или кабельной системы.

2. Передача спектакля, концерта, спортивного соревнования, митинга, демонстрации или любого другого события с места, где оно происходит.

Фонограмма (от гр. phone «звук» и gramma «запись») – запись речи, музыки и т.д., нанесенная на пластинку, магнитофонную ленту, пленку или другой носитель.

Фонотека (от греч. phone «звук» и theke «хранилище, ящик») – собрание фонограмм, звукозаписей.

Эфир (от гр. aither) 1. Обобщенное название среды, в которой распространяются радиоволны.

2. (проф.) В радио- и телевизионной журналистике обозначение цели редакционной работы («подготовлять к Э.», «сдано на Э.» и т.д.).

Эфирное вещание – распространение радио- и телевизионных передач через эфир с помощью радиостанций и приемных устройств коллективного или индивидуального пользования. В СССР начало развиваться с 1922 г.

Эффект присутствия – создание при помощи выразительных средств радио зримой картины у слушателя, позволяющей ему как бы находиться на месте события. Э.п. является непременным качеством радиорепортажа.

в начало

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15

сайт копирайтеров Евгений