Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ф расширил сферу применения психоанализа, распространив его принципы практически на все сферы человеческой жизнедеятельности религию («Будущность одной иллюзии», 1927, рус пер 1930), творчество («Леонардо да Винчи», 1910, рус пер 1912), мифологию («Тотем и табу», 1913, рус пер 1923), обществ жизнь («Психология масс и анализ человеческого „Я"», 1921, рус пер 1925)

Труды Ф написаны на нем яз и в виде многотомного собрания сочинений

изданы в Штутгарте в 60-х гг («Gesammelte Werke», Bd l—18, Stuttg, 1966- 69) В связи с перемещением в кон 30-х гт центра психоаналитич исследований в Великобританию и США наиб распространение получили его работы в переводе на англ яз, полное собр соч Ф, изданное в Лондоне под ред Дж Стрэчи, считается канонич источником психоанализа («Standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud», v 1—24, L, 1954—63) В России с 10—20-х гг были опубликованы в рус пер почти все известные к тому времени работы Ф, позднее его труды не издавались С кон 80-х гг выходят многочисленные сборники и переиздания работ Ф

С о ч в рус пер Психология бессознательного, [Сб], M, 1990, Введение в психоанализ лекции, M, 19912, Я и Оно, т 1—2, Тб 1991, По ту сторону принципа удовольствия M, 1992, Психоанализ Религия Культура M, 1992

Лит Виттельс Ф, Фрейд Его личность, учение и школа, пер с нем, СПБ, 19912, Д а д у и P, Фрейд, пер с франц, M, 1994, 3 Фрейд, психоанализ и рус мысль, сост В M Лейбин, M, 1994, J o n e s E, S Freud, hfe and work, new ed, v 1—3, L, 1954—57, S t a f fordClark D, What Freud really said, № V, 1967, Schur M, Freud hvmg and dymg, № V, 1972, Clark R, Freud The man and the cause, L -[a o], 1982, см также лит к ст Психоанализ) В M Лейбин.

 

ФРЕЙРИ, Ф p с й p e (Freire), Паулу (р 19 9 1921, Жабуатан), браз педагог и философ Окончил ф-т права Федерального ун-та шт Пернамбуку в Ресифи Работал в системе социального обеспечения, в 1946—55 директор Деп образования и культуры В эти годы он осуществил первые эксперименты, к-рые привели его к созданию собственного ориг метода обучения грамоте взрослых (т и метода Ф) Начал с успехом применять его с 1961 в Ресифи в созданном им «кружке культуры», к-рый превратился в настоящую пед лабораторию Система обучения Ф была поддержана Федеральным пр-вом (по плану всеобщего обучения, предложенному им, в 1964 предусматривалось открытие 20 тыс «кружков культуры», охватывающих 2 млн чел) После воен переворота 1964 был вынужден эмигрировать в Чили Преподавал в Чилийском ун-те, принимал участие в качестве консультанта в программах по ликвидации неграмотности, осуществлявшихся христ демократами В 1968 эксперт ЮНЕСКО, в 1969 проф Гарвардского ун-та В 1970 назначен консультантом по проблемам образования при Всемирном совете церквей в Женеве, работал в Ин-те культурного действия при совете В 1982 вернулся в Бразилию Система Ф не сводилась только к методике обучения, к борьбе с неграмотностью Выступая за построение «общества справедливости», в к-ром должны участвовать все люди, Ф стремился к развитию творческой активности людей, «пробуждению сознания» Рассматривал распространение образования как культурную деятельность, направленную прежде всего на перестройку мышления, пропагандировал осмысленное обучение, связывая обучение грамоте с практич жизнедеятельностью людей (т и освобождающее образование) Его концепция преобразования общества путем изменения, в первую очередь, сознания людей нашла отражение в ряде работ «Образование ради достижения свободы» («La educac.ao como pratica da hberdade», 1967), «Педагогика угнетенных» («La pedagogia del opnmido», 1971), «Письма в Гвинею-Бисау педагогика в развитии» («Las cartas a Gume-Bissau Redistros de uma expenencia em processo», 1977) и др, она оказала также влияние на христ движение и была положительно воспринята деятелями католич церкви

Процесс обучения по методу Ф, начинавшийся с изучения культуры, состоял из неск этапов На первом этапе сначала учащимися запоминались специально отобранные исходные темы и связанные с ними исходные слова (для португ и исп языков, напр, не более 17 слов), затем создавались наглядные пособия - плакаты, рисунки, фото, графически изображавшие разл ситуации (графич символы или коды отсюда название этого процесса - кодирование) После их анализа и обсуждения те же изображения показывались вместе со словами (раскодирование) И, наконец, изучались сами слова (без картинок) На втором и последующих этапах (собственно обучение грамоте) учащиеся узнавали и запоминали слова, устанавливали связи слов и предложений, раскладывали исходные слова на слоги и образовывали путем их комбинирования новые слова, узнавали согласные и гласные и т д Взрослые обучались чтению по методу Ф за 30—40 ч

Деятельность Ф способствовала становлению нац систем образования в ряде стран Азии, Африки и Лат Америки В 1986 Ф была присуждена премия ЮНЕСКО за огромный вклад в науч -пед деятельность, «за воспитание в духе мира»

Лит Фюртер П,П Фрейре, «Перспективы», 1987, J * l, Sanchez S, Pablo Freire, una pedagogia para el adulto, [Bilbaoj- Madrid, 1973, Literacy and revolution, the peda-gogy of Paulo Freire, № V, 1981

С Н Табунов

 

ФРЕНЕ (Freinet) Селестен (15 10 1896, Гар, - 7 10 1966, Ване), франц педагог В 1913—14 учился в нормальной школе в Ницце Организатор и руководитель экс-перим нач школ в Бар-сюр-Лу (1920- 1928), Сен-Поль (1928—34), Ване (1934- 1966) В 1927 организовал «Кооператив сторонников светской школы», объеди-

нившей его последователей, в 1957 - «Междунар. федерацию сторонников новой школы». Издатель и гл. редактор журн. «L'Educateur» («Воспитатель»), «Art enfantin» («Дет. HCK-BO»)TuC *W??fJifc<<?, Ф разделял осн. идеи нового воспита-ния и стремился применить их в своей пед. работе, отвергая «традиционные» методы обучения и воспитания. В уч процессе большое значение Ф. придавал самостоятельности учащихся. Дети систематически составляли т. н. свободные тексты, в к-рых рассказывали о своих семьях, друзьях, о планах на будущее и т и, а потом сами печатали их. По мысли Ф., шк. типография - наиб, эффективное средство активизации учащихся, а «свободные тексты» помогают раскрыть психологию личности ребенка, его интересы и стремления. Ф. выступал против применения в нач. школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализиров. обучения, навязывают школьнику непосильную для него логику взрослого, прививают слепую веру в печатное слово. Вместо учебников в школе Ф. применялись карточки, содержащие осн. уч. материал и располагавшиеся в систематизиров. картотеке. С помощью учителя каждый учащийся составлял свой индивид, недельный план-график, что, по мнению Ф., позволяло ребенку изучать программный материал в таком объеме и такими темпами, какие наиб, соответствуют его способностям и интересам. Ф. уделял много внимания экспериментам в области программированного обучения, предложил ориг. конструкцию простейшей обучающей машины. Был противником «словесного» метода нравств. воспитания, решающее значение придавал личному опыту ребенка, приобретаемому в результате соответствующей организации шк жизни. Этой цели в школе Ф. служило самоуправление учащихся - «шк. кооператив», к-рый контролировал хоз. деятельность школы, организовывал работу по самообслуживанию, а также выступал высш. дисциплинарной инстанцией.

Ф. стремился преодолеть книжно-вербальный характер обучения, возбудить активный интерес детей к шк. занятиям, установить доброжелательный характер отношений между учащимися и учителем, широко использовать разнообразные средства обучения, прививать учащимся трудовые навыки. В то же время метод Ф. нарушает принцип систематичности знаний. В 20—30-х гг. Ф. придерживался левых полит, взглядов. Выступал за светскую школу, требовал улучшить материальное положение учителей и расширить их гражд. права, пропагандировал успехи Сов. Союза в развитии просвещения (посетил СССР в 1925 в составе первой делегации заруб, учителей). После поражения Франции в 1940 Ф. подвергался репрессиям со стороны режима Виши. После смерти Ф. основанная им федерация продолжает свою деятельность, созывает ежегодные конгрессы, издает пед. лит-ру. В нач. 80-х гг.

более 10 тыс. учителей нач. школ во Франции применяли методы Ф Они получили известное распространение также в школах др. стран.

С о ч Un mois avec les enfants russes, P, 1927, Pages de parents, Cannes, 1949, L'Ecole moderne francaise Guide pratique pour L'orgam-sation materielle, technique et pedagogique de l'ecole populaire, Montmonllon, [1957]5, La for-mation de l'enfance et de la jeunesse, Cannes, 1960, L'education morale et civique, Cannes, 1960, Les techmques audiovisuelle, Cannes, 1963, Bandes enseignantes et programmation, Cannes, 1964, Appel aux parents Textes rassembles et presentes par E Frenet, Cannes, 1969, Conseils aux jeunes, Cannes, 1969; La methode naturelle, t l—3, [Ver-viers, 1975]; O szkole ludowa Pisma wybrane, Wrocfaw, 1976; в рус. пер • Избр пед соч, M, 1990

Лит. Пинкевич А, Типография в школе, «Нар учитель», 1929, № 7—8, В у л —ф с о и Б Л, Франц педагог С Френе, СП, 1970, №1, Легран Л, С Френе, «Перспективы», 1994 № 1/2, F r e l n e t E, Nais-sance d'une pedagogie populaire, Cannes, 1949, Barteloot C, Barre M, Aspects thera-peutiques de la pedagogie Fremet, Cannes, 1969, P i a t o n G., La pensee pedagogique de Celestin Fremet, [Toulouse, 1974], La pedagogie Fremet par ceux qui la pratiquent, P, 1976

Б Л Вул фсон

 

ФРОММ (Fromm) Эрих (23.3.1900, Франкфурт-на-Майне, Германия, - 18.3.1980, Муральто, Швейцария), нем.-амер. психолог, философ и социолог, один из гл. представителей неофрейдизма. Получил филос. образование в Гей-дельбургском ун-те, психоаналитич. образование в Мюнхенском ун-те и Берлинском психоаналитич. ин-те С 1925 вел частную психоаналитич. практику. В 1929—32 сотрудник Ин-та социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, в к-ром сложилась известная франкфуртская социологич. школа - направление леворадикальной социально-филос. мысли. В 1932—34 Ф. выступил с рядом статей, посвященных применению идей 3. Фрейма к социальной психологии, в журн. ин-та «Zeitschrift fur Sozialforschung». В 1934 эмигрировал в США, преподавал в Колумбийском, Нью-Йоркском и Мичиганском ун-тах. С 1951 жил в Мексике (проф. ун-та Мехико)

Первоначально Ф. был последователем Фрейда, но впоследствии отказался от мн. положений «классич » психоанализа и разработал собств. концепцию «гуманистич. психоанализа». Использование им при этом отд. положений учения К. Маркса вылилось в одну из попыток синтеза фрейдизма и марксизма. Человеческие потребности и мотивы Ф. рассматривал как продукт «ист. процесса, к-рый творит людей». Однако в трактовке ист. процесса Ф. склонялся к пси-хологизаторской позиции, пытался объяснить исторические и социальные события через апелляцию к собственно пси-хол. механизмам (напр., «бегство от свободы»).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Средства обучения

Он пришел к выводу о существовании единого нервно-психич процесса соответственно осн единицей
 59 съезд директоров ср уч заведений санкт-петербург     ского уч округа 7 - 11 янв 1912

сайт копирайтеров Евгений