Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Если в СССР диссидентское движение имело лишь моральное, но не политическое значение, то в Польше интеллигенция нашла в лице рабочего движения рычаг, надавив на который ей вскоре удалось перевернуть страну. С возникновением

"Солидарности" Куронь стал советником профобъединения . В 1989 г. принял участие в Круглом столе, хотя был ненавистен властям, что те поначалу не хотели иметь с ним дело . Долгое время Куронем в Польше "пугали детей", но в 90-х гг. он стал популярен и до сих пор остается одним из самых уважаемых польских политических деятелей.

364
От его фамилии произошел неологизм "куроневка" - гороховый суп, который министр труда и социальной политики лично раздавал во время встреч с народом, запуская половник в котел полевой кухни [42].
Истории Валенсы, Мазовецкого, Бальцеровича и Куроня показывают, что в Польше ненадолго сошлись в единый фронт и рабочие, и представители католической интеллигенции, и либералы-реформаторы, и диссиденты, вышедшие из коммунистических рядов. Широта возникшего союза и обусловила глубину преобразований.

Бурное десятилетие развития польских реформ принесло стране, если взглянуть только на формальные показатели экономического развития, неутешительные результаты. Пока все поляки либо бунтовали, либо реформировались, хозяйство начало разваливаться. Практически сошел на нет даже тот весьма несовершенный рост ВВП, который имел место в социалистической экономике. По оценке И. Беренда, в 1978-1989 гг. польский ВВП сократился более чем на 10% [278, с. 49]. Наиболее тяжелый удар польская экономика получила в 1981-1982 гг., когда, по оценке С. Гомулки, промышленное производство упало примерно на 25% [360, с. 234].

Обычно в нашем сознании реформа для страны с административной экономикой связывается с либерализацией цен. Применительно к Польше 1989-1990 гг. это заключение было бы не совсем правильным. Реформу в этой стране можно четко разделить на две части. В смысле либерализации цен реформаторы из некоммунистического лагеря лишь продолжили линию, которая еще раньше была явно намечена реформаторами-коммунистами.
По пути либерализации, как отмечалось выше, в меру своих скромных сил двигались и правительство Войцеха Ярузельского (1982-1985 гг.), и правительство Збигнева Месснера (1985-1988 гг.), и, что особенно заметно, правительство

365

Мечислова Раковского (1988-1989 гг.), которое по сути дела завершило начатую ранее либерализацию в ряде важных областей экономики.
К декабрю 1989 г. уже 86% товаров потребительского назначения и услуг, оказываемых населению, предоставлялось по договорным ценам (в частности, на продовольствие - 96% ) причем в отношении 58% этих товаров и услуг цены , абсолютно свободными. Похожая ситуация сложилась и области цен на сырье, материалы и оборудование: 89% цен были договорными, причем 56,5% цен на продукцию из сферы материально-технического снабжения предприятий оказались абсолютно свободными. Лишь в области государственных закупок сельхозпродукции охват договорными ценами был несколько уже - 41 % [385, с. 81].
Во второй половине 1989 г. либерализация цен и связанная с ней инфляция примерно наполовину сняли денежный навес, образовавшийся за время проведения мягкой финансовой политики и доминирования регулируемых цен. Реальная зарплата населения уже упала в последнем квартале 1989 г. на 16%.
С марта 1989 г. была введена ограниченная внутренняя конвертируемость злотого. Сформировался легальный валютный рынок. Наконец, немаловажным является и тот факт, что уже в 1989 г. удалось сократить объем централизованных государственных инвестиций до 2% ВВП [449, с. 517, 521-522, 525).
Получается, что в смысле принятия на себя ответственности за отпуск цен на свободу положение Бальцеровича и Гайдара сильно различалось. Если российский реформатор по большому счету стоял у истоков преобразований в своей стране, то польскому - надо было сыграть мощный, завершающий аккорд в мелодии рыночных перемен. Более того, в Польше коммунисты перед уходом, как мы видим, успели осуществить, наверное, самый болезненный этап либерализации (в области цен на продовольствие), приняв на себя моральную ответственность за такой непопулярный акт. В России моральную ответственность за дестабилизацию, осуществленную реформаторами горбачевской эпохи, пришлось принимать на себя совершенно иной команде.

366

В чем новое польское правительство действительно повело себя по-реформаторски, так это не в либерализации цен, а в мерах по остановке гиперинфляции, в стабилизации экономики и обеспечении нормальных условий для работы предприятий. Бальцерович смог сделать как раз то, что не удалось Гайдару. Ведущую роль в этом сыграл опять-таки социально-политический фактор, или, точнее, психологический. Самое трудное в ходе реформ, если, конечно, они не осуществляются в условиях жесткой диктатуры, может обеспечить лишь то правительство, которому доверяет народ.
Коммунисты в Польше были дискредитированы полностью и хорошо понимали это сами. Например, после введения в стране военного положения 13 декабря 1981 г. из ПОРП вышло более 1 млн. человек, причем партия практически полностью потеряла всю молодежь и творческую интеллигенцию. К 1989 г. в ПОРП оставалось лишь немногим более 2 млн., причем средний возраст коммунистов составлял 46 лет. Но и многие из этих людей не были реальными сторонниками правящей элиты. Согласно опросу, проведенному в 1989 г., если бы в стране проводились свободные выборы, ПОРП могла бы рассчитывать не более чем на 3% голосов избирателей, что было в два раза меньше ее собственной численности [211, с. 49,59].

На реальных же выборах, которые прошли 4 июня, кандидаты от реформаторов из правящей коалиции смогли получить хотя бы некоторую поддержку избирателей только благодаря лояльному отношению к ним "Солидарности", не желавшей терять своего прогрессивно ориентированного политического партнера(1). Эти факты явно говорят о крайне незначительном реальном влиянии коммунистов на общество в течение всех 80-х гг.

(1). Общество настолько было настроено против коммунистов, что даже многие католические приходы оказались фактически вовлечены в избирательную кампанию штабов "Солидарности". Для такой религиозной страны, как Польша это имело огромное значение. Некоторые священники принимали непосредственное участие в подборе кандидатов от оппозиции. В дальнейшем прихожан инструктировали, за кого им следует голосовать 4 июня [335, с. 826].

367
В этой обстановке каждую непопулярную меру представители коммунистического руководства должны были с лихвой перекрывать популярной для того, чтобы как-то удержаться у власти. Интересно, что несмотря на ускорившуюся в 1988 первой половине 1989 г. инфляцию, реальная зарплата трудящихся росла в этот период так, как ни разу раньше за целое десятилетие: на 14,4 и 9% соответственно. А в 1990 г., уже при новой власти, она упала на 25,1%, т.е. работники потеряли четверть своих доходов [385, с. 72]. И при этом старую власть народ терпеть не мог, а с новой, несмотря на имевшие место трудности, все же смирился.
Правительство Мазовецкого, наверное, можно назвать одним из самых авторитетных и в то же время последовательных среди правительств, осуществлявших наиболее впечатляющие реформы в XX столетии. Некоторым реформаторам (например, в Чили) приходилось опираться на штыки. Другим (например, в Аргентине) - проводить реальную политику, сильно отличающуюся от их же собственной предвыборной популистской демагогии. Польское правительство опиралось на накопленный в 80-е гг. огромный авторитет "Солидарности" и делало в основном именно то, ради чего пробивалось к власти. Причем важным отличием в его деятельности (особенно в сравнении с деятельностью Бориса Ельцина в России) было то, что оно проводило самые трудные и непопулярные шаги сразу по приходу к власти, т.е. именно в тот период, когда накопленный авторитет еще не был утерян.
Суть действий, предпринятых новым польским правительством, в целом можно свести к пяти основным мероприятиям, причем в некоторых из этих направлений некоммунистические реформаторы явно продолжали курс, взятый уже до них реформаторами коммунистическими (см.: [360, с. 72]):
- очень быстрая либерализация цен;
• полная либерализация доступа для нового частного сектора практически во все сферы экономической деятельности (январь 1989 г.-январь 1990 г.);

* Установление жестких бюджетных ограничений на госпредприятиях и резкое снижение темпов инфляции до умеренного

368
уровня с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, а также политики доходов (январь 1990 г );
• обеспечение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям и практически полная либерализация

внешней торговли (январь 1990 г.).
Непосредственно реализация программы Бальцеровича началась с января 1990 г., хотя подготовительные меры осуществлялись с октября 1989 г. Как известно, за программой закрепилось прозвище "шокотерапия". И действительно, в мерах, предпринятых правительством, содержались как мощный, шокирующий удар по реальным доходам населения, так и средства по излечению экономики от болезней, которые были присущи ей на протяжении десятилетий(1). Это важно подчеркнуть, поскольку у нас обычно называют шокотерапией лишь действия, несущие в себе шок. При этом мало обращают внимание на то, что стоит за шоком, действительно ли он служит оздоровлению - или же вслед за шумихой все новшества "спускаются на тормозах".
Тем не менее нельзя сказать, что программа Бальцеровича была предельно либеральной. Если отойти от популярных в народе терминов типа "шокотерапия" и перейти на язык, принятый в экономической науке, план польских реформ следует назвать гетеродоксным(2). Для того чтобы остановить ин-

(1).Польские реформаторы оказались действительно весьма радикальными даже по тем меркам, которые были в ходу на Западе. В МВФ удивились, когда в конце 1989 г. в Польше
выбрали самый радикальный из трех рассматривавшихся планов стабилизации [284, с. 86].
2 Стабилизационные программы принято делить на ортодоксальные, основанные на предположении, что рыночные регуляторы способны сами, без каких либо мер дополнитель
ного государственного регулирования, установить макроэкономическое равновесие, и гетеродоксные. Последние допускают использование дополнительных (нерыночных) регулирующих мер для того, чтобы, например, противодействовать вызывающим рост цен паническим инфляционным ожиданиям населения, или для того, чтобы нейтрализовать дестабилизирующие действия профсоюзов.

369
фляцию Бальцерович использовал не только естественный механизм ограничения денежного спроса населения, но также и специальные "якоря", предназначенные для несколько
искусственного удержания цен: контроль за заработной платой и фиксированный валютный курс [537 с 811]. Таким образом , шок не был по-настоящему всеобъемлющим.
Самым ярким шагом реформы стала либерализация почти всех оставшихся цен: 90% цен теперь вообще не регулировалось государством, по 5% требовалось уведомление соответствующих органов о желании их изменить, и по оставшимся 5% сохранялся приоритет административных решений [2, с. 22]. Впоследствии доля регулируемых цен вновь несколько увеличилась (12% в оптовой торговле, 15% - в . розничной), но это не изменило характера рыночной экономики [231, с. 172].

Широкомасштабная либерализация охватила и сферу внешней торговли. Польша отказалась от использования системы нетарифных ограничений, заменив их импортными пошлинами. Вначале происходило быстрое снижение уровня тарифов, что способствовало насыщению рынка товарами в той сложной ситуации, когда отечественный производитель еще не успел как следует развернуться. К октябрю 1990 г. средний уровень тарифов снизился до 8%, что почти соответствовало тому уровню, который поддерживается в Евросоюзе (6,1%). Однако к середине 1991 г., по мере того как выявлялись проблемы польской экономики, связанные с ухудшением торгового баланса и нарастанием бюджетного дефицита, правительство начало склоняться к значительному повышению таможенных тарифов. В августе они были в среднем увеличены до 18,1 %. В декабре 1991 г. оказались возвращены и некоторые нетарифные ограничения по импорту, осуществляемому частными компаниями, что, впрочем, не изменило в целом сравнительно либеральный характер внешней торговли [508,с.245,248].
Но думается, главным элементом программы Бальцеровича оказалась ликвидация бюджетного дефицита. Без нее либерализация цен могла бы лишь ускорить темпы инфляции и углубить нестабильность экономики.

370
В 1989 г. 38% расходов бюджета шло на разного рода дотации, в частности на дотации энергетическим предприятиям цены на продукцию которых были искусственно занижены. В 1990 г. доля дотаций упала более чем в два раза - до 14% расходов [385, с. 80]. Те дотации, которые сохранились были предназначены преимущественно для поддержания угледобычи (1). Считанные проценты составили кредиты, предоставляемые через бюджет предприятиям. В результате совокупные расходы государства, муниципалитетов и внебюджетных фондов сократились с 48,8% ВВП в 1989 г. до 39,8% в 1990-м. Одновременно были ликвидированы или существенно урезаны налоговые льготы, повышена финансовая дисциплина, что привело к заметному росту государственных доходов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гарденберг воплощали собой два классических типа реформатора
Аврамович разработал260 таким образом
От продажи пакетов акций чехословацких предприятий за реальные деньги
Менее масштабы черного рынка в послевоенной германии составляли по имеющимся оценкам
В германии

сайт копирайтеров Евгений