Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

340

интеллектуалов-реформаторов положившая конец делению общества на ПОРП и "Солидарность"(1), но тут задачу спасения старой системы взяла на себя армия.
Примерно к октябрю 1981 г всем стало ясно, что пропаганда, направленная против "Солидарности" не дала никаких результатов. Руководители промышленности и местные органы власти стали просто выжидать, кто же победит во всей этой заварушке [360, с. 248]. Экономика практически не работала. Снабжение населения стали осуществлять по карточкам, на прилавках магазинов остался один лишь уксус. Развал нарастал, и в декабре 1981 г. генерал Войцех Ярузельский, занявший одновременно посты партийного лидера, премьер-министра и министра обороны, ввел в стране военное положение, сохранявшееся до июля 1983 г.
"Солидарность" запретили, целый ряд влиятельных оппозиционеров был интернирован. О масштабах репрессий говорит тот факт, что впоследствии, летом 1984 г., из тюрем была выпущена в общей сложности 31 тыс. человек [451, с. 20].
Партию жестко вычистили военные. Реформаторское крыло, желавшее политических перемен, оказалось деморализовано. На местном уровне всякая деятельность заглохла. Военное руководство постаралось разработать новую идеологию - своеобразный "политический реализм". Сохранение власти недемократическими средствами оправдывалось соображениями национальной безопасности. Общество уверяли в том, что быстрая демократизация приведет к иностранной интервенции по типу той, что имела место в Чехословаки
и в

(1).Примерно подобным образом объединились технократы-социалисты и интеллектуалы-демократы в Венгрии к выборам 1994 г.

341
1968г. Получалось, в интересах самих же поляков было не стремиться к политическим переменам [467, с. 86](1).
Экономические реформы, напротив, при военном режиме ускорились

но они остались монополией военно-коммунистической элиты. В результате формальное разделение в рядах реформаторов укрепилось, хотя существенных различий в их взглядах уже не было. Оказавшиеся по разные стороны баррикад реформаторы с тех пор не слишком любят друг друга, но при этом нормально сотрудничают между собой, когда это требуется для решения важных политических и экономических вопросов.
Введение военного положения стало для Польши в какой-то степени аналогом того кризиса, который произошел в Венгрии в 1956 г. Это был шок. Поляки увидели, что их стремление к изменению общества, к демократизации, к повышению материального благосостояния не привело к успеху. Коллективные действия, массовое противостояние с властями обернулись контрвыпадом с их стороны. Конечно, трагизм событий, происшедших в свое время в Будапеште, был несопоставим с проблемами польского общества, пораженного введением военного положения, но избежавшего интервенции. И тем не менее в экономическом плане поляки должны были переориентироваться примерно таким же образом, как переориентировались за четверть века до этого венгры.
Введение военного положения, подавляющего сопротивление, стало окончательным признанием того, что власти не могут ублажить общество материально теми методами, которые использовались при Гереке. Ресурсов для этого нет и не будет. Но привычка потреблять много и ориентироваться на существующие в западных странах стандарты уже сформировалась. Поэтому после введения военного положения польское общество попыталось посредством индивидуальных действий достигнуть хотя бы того уровня жизни, который еще недавно имелся в стране.

(1).Имеющиеся на сегодня сведения говорят о том, что СССР не
планировал вторжения [229, с. 450]. Возможно, Ярузельский не знал этого, а возможно, сознательно стремился преувеличить фактор внешней угрозы для того, чтобы консолидировать общество и облегчить проведение реформ.

342
Люди готовы были работать и хотели, чтобы у них имелись возможности для получения высоких заработков. Однако, поскольку в старой экономической системе такого рода возможностей у них не было, поляки перестали ждать милостей от государства и начали стремиться к выходу за пределы сложившейся системы. Они стали стремиться к тому чтобы зарабатывать торговлей, индивидуальным бизнесом.
По оценке К. Мижеи, теневая экономика начала актив развиваться в Польше еще во второй половине 70-х гг., при Г ° реке. В основном она была связана с полулегальными действиями в области внешней торговли и валютных операций. Режии в какой-то степени поощрял привлечение в страну "теневой" валюты, поскольку она была нужна для обслуживания растущего внешнего долга. Деньги непонятного происхождения можно было класть в банки, а также использовать в сети специальных валютных магазинов. Можно было брать в аренду ресторанчики и лавочки, хотя легальный бизнес, как правило, все же содержал в себе существенный элемент нелегальщины, связанной с импортом-экспортом [452, с. 285-286]. Примерно в те годы в Европе становилась все более привычной фигура поляка, занимающегося разного рода мелкой торговлей(1).
Естественно, в 80-е гг. данная тенденция была подхвачена. Польский частный бизнес, происходящий, с одной стороны, из неколлективизированного сельского хозяйства, а с другой - из нелегальной активности 70-х гг., был самым мощным в Восточной Европе превосходил по значению даже венгерский (в Венгрии рыночная активность направлялась с 1968 г. в легальное русло). Но оказалось, что никакой индивидуальной альтернативы экономике советского типа не существует, даже несмотря на то что в Польше сохранялась значительная доля частной собственности. Переждать кризис за

(1).Один из авторов этой книги, в конце 70-х гг. оказавшись на улице захолустного болгарского городка, был вдруг встречен местными жителями с неописуемым энтузиазмом. Его приняли за поляка, приехавшего торговать. Узнав что гость - всего-навсего любопытствующий советский турист, не имеющий ни денег, ни товаров, горожане были сильно разочарованы.

343
счет приложения одних личных усилии невозможно. Ты двигаешься вперед , но система "бежит вслед за тобой", не отпускает тебя. Даже тогда, когда удается путем напряжения всех сил что -либо заработать, инфляция съедает имеющиеся у тебя сбережения, а дефицит съедает то время, которое приходится тратить на покупки вместо того, чтобы потратить его на работу или нормальный отдых.
Если еще в 1978 г. люди в основном считали, что плохое состояние дел в стране есть следствие распространения отдельных человеческих пороков - лености, пьянства, расточительности, а вовсе не сложившейся социальной системы, то в первой половине 80-х гг. стало постепенно вызревать
принципиально иное понимание проблем, стоящих перед польским обществом [440, с. 165-167].
Произошел ментальный сдвиг огромной важности. Именно в это время страна в основном стала готова к осуществлению радикальных хозяйственных преобразований. Противостояние в стремлении вырвать у власти дополнительный кусок общественного пирога сменилось готовностью к созиданию. Польша подошла примерно к тому же, к чему за период с 1956 по 1968 г. подошла Венгрия.

Исследования польских социологов показывают, что качественные изменения в экономическом сознании поляков произошли именно между 1980 и 1984 г. Если за ограничение высоких заработков в 1980 г. выступали 89,7% опрошенных, то в 1984 - только 56,1%. Гарантии полной занятости хотели в 1980 г. 77,8%, а в 1984 - только 53,4%. Разрешить дифференциацию доходов в соответствии с квалификацией работника намеревались 53,9% в 1980 г. против 80,9% в 1984 г.
Любопытно, что между 1984 и 1990 г. уже нет особой разницы по этим важнейшим параметрам. Пожалуй, лишь сторонников развития частного сектора экономики стало заметно больше во второй половине 80-х гг. (59,5% в 1984 г. против 74,5% в 1990г.).

"Крупнейшие изменения в польском общественном мнении относительно этатистских и рыночных принципов в экономической жизни,- делают вывод социологи,- произошли в начале 90~х гг. в результате "психологической революции", принесенной "Солидарностью". С тех пор изменения были

344
минимальными и постепенными, несмотря на введение свободного рынка в 1990 г." [349, с. 708, 725]. Примерно такие же выводы относительно изменения характера обществ держатся и в некоторых других исследованиях польских социологов, проведенных в 80-егг. [161, с. 271].
Новая власть вынуждена была двинуться дальше в сторону хозяйственной либерализации(1), что, в свою очередь по вело к дальнейшему росту цен. Качественно новый уровень инфляции был достигнут к 1982 г.- более 100%, после чего рост цен снизился до примерно 15% к 1985 г. [385, с. 72] Однако вскоре макроэкономические проблемы возникли вновь.
Для нас сегодня важны не детали противостояния правительства и народа, а общий итог вызванных этими постоянными битвами модификаций в экономике. Они оказались чрезвычайно существенными.
В 1982 г. страна начала осуществлять комплекс экономических реформ, основными элементами которых стали:
• усиление самостоятельности государственных предприятий посредством развития рабочего самоуправления и ликвидации ряда административных органов;

• отказ от системы централизованного планирования и

сохранение ведущей роли государства в распределении лишь ограниченной части продукции;
• частичная либерализация внутренних цен;

• частичная демонополизация внешней торговли и предоставление предприятиям возможности получать доходы от своего экспорта;

(1).Некоторые исследователи полагают, что на этом этапе развития польских реформ их авторы вдохновлялись примером чрезвычайно успешных технократических преобразований, осуществленных ранее авторитарными режимами в странах Юго-Восточной Азии (как раз к концу 70-х гг. эти успехи были у всех на слуху). Казалось, что при сохранении доминирующей роли государства и введении ограниченных элементов рыночного хозяйства можно совершить экономическое чудо [544, с. 804].
Другие исследователи прослеживают теоретические истоки реформ в глубинах национальной польской экономической мысли, отмечая влияния на. реформаторов начала 80-х от идей Оскара Ланге и Влодзимежа Бруса [ 360, с. 196,197].

345

- открытие страны для ограниченных иностранных инвестиций;
- либерализация системы оплаты труда [342, с. 5].
Уже к апрелю 1983 г. на 6,5 тыс. предприятий страны созданы рабочие советы, однако им были переданы по большей части консультативные функции. Вопрос назначения кадров остался, за экономическим центром [360, с. 275].
С либерализацией цен дело пошло несколько лучше. К 1987 г. в результате осуществления реформ 55% товаров и услуг для населения уже реализовывалось по договорным ценам. В том числе по двум процентам товаров и услуг предприятия должны были соблюдать обязательные правила расчета цен; по 11 % устанавливались пределы возможного повышения; по 30% повышение разрешалось при условии предварительного информирования соответствующего государственного органа, которому было дано право отсрочки повышения до трех месяцев. Полностью свободное договорное ценообразование, не ограниченное какими бы то ни было условиями, применялось по отношению к 18% товаров и услуг для населения. Это были в основном некоторые продовольственные товары, а также продукция частного и кооперативного секторов экономики [177, с. 474].
Но основой установления договорных цен стали определяемые правительством "обоснованные издержки", а вовсе не реальные затраты предприятий. Кроме того, многие цены могли на длительный период времени замораживаться. "В результате,- делал вывод Л. Бальцерович,- договорные цены устанавливались на уровне, не обеспечивающем рыночного равновесия" [10, с. 306].
Традиционную систему осуществления платежей в бюджет, при которой разные предприятия платили по-разному, заменили единой налоговой системой. Но на практике оказалось,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сохранялась жесткая протекционистская защита территории монархии от зарубежной конкуренции
Традиций индивидуального предпринимательства в данной части экономики
политологии Травин Д. Европейская модернизация 5 франции
Выдвинули на первый план механизм самоуправленческих соглашений
Процесс внедрения новой системы пенси онного обеспеченияЧетыре реформы от концепции до реали зации

сайт копирайтеров Евгений