Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3

Гордость русского царя, его посланников и народа в целом – еще одна черта, издавна характеризовавшая национальную дипломатическую службу.

Содержание базового имиджа российского дипломата корректировалось рядом объективно существовавших ограничений, в том числе связанных с возможностями государства обеспечить своих посланников необходимыми атрибутами. Основные факторы этого плана – удаленность страны нахождения российской дипломатической миссии и характер текущих отношений России с принимающим государством.

Ответные действия и знаки внимания, естественно, тоже имели место. Однако нужно отметить тот факт, что инициаторами большинства международных дипломатических контактов и акций в те далёкие времена являлись все-таки русские.

Первые шаги в направлении формирования существующих поныне государственных институтов для организации взаимодействия России со странами мира были сделаны во времена правления императора Александра I: 8 сентября 1802 г. он подписал манифест о создании в Управлении государственных дел Министерства иностранных дел (МИД), в котором учреждались совет министров, департаменты и канцелярии.

В 1866–1868 гг. структура МИД России подверглась значительному усовершенствованию: было проведено деление департаментов на отделения и столы, за которыми закреплялись определенные районы или страны. Такая дифференциация позволила существенно улучшить работу российской дипломатической службы, придать ей большую упорядоченность и чёткость. После той реформы российская дипломатия приобрела имидж высокоорганизованного института государственной власти и эффективного инструмента организации взаимодействия России с окружающим миром. Так, к 1914 г. Россия имела девять посольств, 37 миссий и одно политическое агентство в зарубежных странах.

Краткий экскурс в прошлое призван проиллюстрировать простую мысль: имидж российской дипломатии сформировался исторически, и в настоящее время нет необходимости «изобретать» принципиально новый образ её. Но объективно необходима корректировка имиджа современной дипломатической службы Российской Федерации.

Один из факторов формирования дипломатического имиджа – образ дипломатического представителя. Последний отличается от других должностных лиц, назначаемых государством для отправления публичных функций, тем, что международные соглашения признают за ним так называемый представительный характер. Иначе говоря, это персоны, олицетворяющие свое государство, поддерживающие с правительством страны пребывания политические отношения, ведущие переговоры от имени своего правительства, делающие заявления и сообщения.

В свою очередь, государство полностью отвечает за действия собственного посланника. В этой связи следует еще раз подчеркнуть значимость имиджа дипломата и его весомое значение в деле формирования образа родины на мировой арене.

Мудрость и профессионализм дипломата подразумевают умения учитывать чувства и умонастроения общественности страны его пребывания, проявлять великодушие в переговорах, подтверждая тем самым свою объективность и приобретая имидж толерантного посланца. Зачастую весьма затруднительно для дипломатического представителя, обладающего, как и всякий иной человек, чувствами и эмоциями, вовремя «взять себя в руки». Вместе с тем только при таком условии достигаются справедливые и выгодные соглашения. Другими словами, дипломатический представитель России в странах, например, Европы должен во время его пребывания там быть европейцем, мыслить по-европейски, думать европейскими категориями, не забывая о приоритете интересов России и оставаясь россиянином.

Дипломатические переговоры всегда были не только сложной наукой, но и искусством, поскольку многие их ключевые аспекты с трудом поддаются квалификации и количественному анализу. Участнику их часто приходится полагаться не на одни лишь свои познания, но и на собственную интуицию. У дипломатических обсуждений есть ряд особенностей, благодаря которым они существенно отличаются от бизнес- или внутриполитических контактов. Это следует учитывать при адаптации приемов и технологий Паблик рилейшнз.

Дипломат в процессе ведения переговоров всегда руководствуется пониманием национального интереса, вытекающим из контекста санкционированных правительством, парламентариями и общественностью внешнеполитических целей государства. В этой связи приемы и технологии Паблик рилейшнз могут быть применены для обеспечения синхронизации действий дипломатического представителя с институтами государственной власти и управления, общественно-политическими организациями и объединениями страны, его уполномочившей.

Легко понять, что не может быть разработано универсальной модели поведения дипломата в процессе переговоров. Ситуации настолько разноплановы и разноаспектны, что унифицировать и сколько-нибудь чётко регламентировать действия дипломата практически немыслимо. Имея это в виду, весьма целесообразно применение приемов и технологий Паблик рилейшнз, которые обладают всем необходимым для «обыгрывания» различных положений.

При проведении переговоров дипломатические представители используют всевозможные способы оказания давления на оппонента. Например, неожиданное объявление о перенесении переговоров на неопределенное время или выдвижение важных условий в конце встречи, когда кажется, что все вопросы уже согласованы... В технологиях Паблик рилейшнз как раз содержится соответствующий инструментарий, предназначенный для противодействия неконструктивным манипуляциям контрагента. Он может и должен применяться российскими дипломатами для нейтрализации такого рода акций.

Не менее важно при формировании позитивного имиджа российского дипломата умение снимать негатив в двусторонних взаимоотношениях, предупреждать возможные провокации в свой адрес, что также принадлежит области адаптации приемов и технологий PR.

Дипломатический представитель России не имеет права без соответствующего поручения или разрешения своего правительства вмешиваться во внутренние дела государства пребывания и в разногласия этого государства с другими странами. Но нередко в практике дипломатической деятельности возникают ситуации, когда официальных дипломатических лиц злонамеренно втягивают в такого рода неприятные разборки. Неадекватное поведение, неумение предупредить возможные провокации в свой адрес могут стать причиной не только отзыва дипломата, но и ухудшения имиджа государства. Следовательно, дипломатический представитель должен обладать искусством «выстраивать» отношения с органами государственной власти страны пребывания таким образом, чтобы, не акцентируя внимания на возможно существующих разногласиях между правительством его страны и правительством страны пребывания, лоббировать интересы своего государства, используя при этом эффективные и результативные приемы декового общения – приемы и механизмы PR.

Профессионализм дипломатического лица часто подвергается испытанию в связи с оскорбительными для его государства газетными сообщениями. Здесь немаловажно предупредить возникновение острой ситуации или, в случае невозможности этого, сгладить прозвучавший в СМИ негатив. И тот и другой результаты достигаются путем применения приемов и технологий Паблик рилейшнз с использованием различных каналов коммуникаций в части организации взаимодействия дипломатического представителя с общественностью.

Следует подчеркнуть, что особенности и сложности межличностных отношений, взаимное непонимание или неумение находить компромисс в общении между дипломатическими работниками-соотечественниками, находящимися за рубежом, могут негативно отражаться на их имидже и, как следствие, – на имидже России. В этой связи очень важно акцентировать внимание российских дипломатов на актуальности развития навыков и приемов «ровного» общения, умения владеть коммуникативными действиями, нейтрализовывать напряженность во взаимоотношениях. Этому искусству также обучает область знаний, именуемая Паблик рилейшнз.

Большое значение для формирования имиджа российского дипломатического представителя имеет удовлетворительность и приемлемость его персоны для страны пребывания. Существующий порядок назначения и отзыва дипломатических лиц регламентируется нормами внутрироссийского и международного права. Общепринятая практика предполагает перед назначением главы дипломатической миссии запрос у правительства принимающей стороны агремана (согласия на принятие рекомендуемого лица). Наряду с другими причинами этот механизм объясняется также следующим обстоятельством: назначение «нежелательного» лица воспринимается как акт неуважения к государству аккредитации, что может привести к охлаждению во взаимоотношениях сторон.

После окончания всех формальностей представитель считается аккредитованным и приступает к исполнению обязанностей. Даже процедура вступления в должность посла далеко не второстепенна в плане формирования его имиджа. Прежде всего, следует обратить внимание на текст приветственной речи, на принятый в стране порядок и этикет нанесения визитов и т.д.

Имидж дипломатического представителя, разумеется, обусловливает его профессионализм в части исполнения функций и обязанностей, регламентируемых соответствующими нормативно-правовыми актами. И здесь нельзя обойтись без адаптации таких приемов PR, как организационно-психологический консалтинг, социологические, социально-психологические и другие исследования, использование возможностей прессы, радио, телевидения, других коммуникативных каналов, включая Интернет, телетайп, телефакс и т.п.

Особое значение для формирования имиджа дипломатической службы России за рубежом имеет то, насколько полно учитываются нравы, обычаи, традиции и менталитет населения принимающей страны. Объективной реальностью продолжает оставаться различие национальных дипломатических методик. Нередко проблемы возникают из-за неадекватного восприятия культурной специфики партнеров и неправильно выбранного дипломатического стиля. Это очень важно иметь в виду, поскольку дипломат отличается от обычных людей прежде всего тем, что обязан соблюдать профессиональную сдержанность, даже если его воспитание и исповедуемая система ценностей противоположны принятым в стране пребывания.

Например, отличительными чертами менталитета французской нации являются признание искренними только тех, кто не боится высказать свое личное мнение, а также нелюбовь к сохранению тайн. То есть те качества, каковыми должны обладать нормальные послы, не в чести у французов. Незнание этих особенностей российским дипломатическим представителем может стать причиной ухудшения имиджа российской дипломатии во Франции.

Другой пример. Менталитет населения Германии сильно отличается от российского тем, что в немецком сознании, в поведении немца параллельно сосуществуют подчинение правилам повседневной жизни и неограниченная свобода спекулятивного мышления. И нужны немалая сметка и энергия, чтобы использовать эти качества народа в профессиональной практике дипломата.

Вышеизложенного с лихвой хватает, чтобы понять, насколько сложна сегодня деятельность дипломатических структур и их служащих. В прошлом визуальный характер опосредования представительских функций уступил место совершенно иным профессиональным параметрам – личностным, интеллектуальным, психофизическим. Ещё раз выделим, на наш взгляд, самое главное.

Дипломатическая служба – основной проводник позитивного имиджа Российского государства в сознание мировой общественности. С целью повышения эффективности этого процесса нужно шире использовать PR-технологии, для чего необходимо определить:

–      во-первых, подходы к созданию стратегии формирования имиджа российской дипломатии на основе адаптации приемов и технологий Паблик рилейшнз;

–      во-вторых, порядок и методы организации коммуникативных связей, необходимых для формирования дипломатическими работниками образа России и его интеграции в сознание мировой общественности;

–      в-третьих, наиболее приемлемые каналы коммуникаций, использование которых позволит институту российской дипломатии обеспечить «проведение» образа России в сознание мировой общественности;

–      в-четвертых, основные объекты социально-психологической мотивации и используемые в практике осуществления дипломатических отношений технологии Паблик рилейшнз.

на предыдущую страницу <<< к содержанию >>> на следующую страницу

[1] См.: Панарин И.Н. Информационная война и Третий Рим. М.: НОУ ШО «Баярд», 2003. С. 39.

1 | 2 | 3

сайт копирайтеров Евгений