Пиши и продавай! |
На Алтае в окружении туристов молодой газетчик вместе со всеми наблюдал невероятной красоты пейзаж открывающийся с вершины, но, не имея времени искренне насладиться, записывал в блокнот увиденное. Его мозг работал. Вдруг журналист заметил крохотный «газик», по серпантину ползущий в гору. «Как описать его потом в очерке?» — подумал он и принялся прикидывать варианты с «натуры», пока «газик» еще находился в пути. «Спичечный коробок на колесах тащился в гору», — написал он первый и самый примитивный вариант и тут же подумал: «фи»! «Газик, мотор которого имел шестьдесят лошадиных сил, полз по горе...» Тоже «фи»! А что, если лошадиные силы перевести в муравьиные? Туристы, толпой окружавшие газетчика, большей частью безмолвствовали, потрясенные открывающимся видом, и только некоторые от избытка чувств издавали возгласы типа: «Ах, красота какая!» и «Боже, какое чудо!» А журналист тем временем писал в блокнот очередной вариант: «Газик мощностью в несколько миллионов муравьиных сил с трудом полз в гору...» Не в том дело, удачен или неудачен получился этот итоговый образ, созданный молодым газетчиком, моим добрым приятелем, — рассказанное иллюстрирует мысль о том, что все увиденное нами, услышанное, перечувствованное и пережитое, должно идти в наши очерки, статьи, репортажи, зарисовки. Конечная цель журналиста — написать, поведать увиденное и пережитое людям и миру. Еще Б. Паскаль заметил: «Кто стал бы подвергаться всем тяготам путешествия, если бы не мысль о том, что он, вернувшись домой, будет рассказывать о виденном своим друзьям!»[21] Мне иногда кажется (хотя я понимаю всю абсурдность идеи, рожденной в излишне профессионально мыслящем мозгу), что только те события имеют смысл, которые происходят на глазах людей творческих, способных зафиксировать их и рассказать о них людям. «Только то существует, что я вижу» — для нас, журналистов, даже в этой идеалистической концепции есть рациональное зерно: мы должны стараться идти не по следам событий, а рядом с ними, быть не за пределами явления, а наблюдать его изнутри, каких бы тягот и самоограничений, каких бы сил это ни стоило. К великому сожалению, далеко не всем счастливчикам, оказавшимся в эпицентре интересных событий, удается потом создать нечто такое, что взволновало бы читателя, зрителя, слушателя. Как маленькие черепашки, только что родившиеся на берегу, мы изо всех сил торопимся к морю, спасаясь от атакующих нас прожорливых птиц, но чем нас больше, чем выше наша скорость и чем ярче наши способности, тем вернее шансы кого-то из нас «добежать» до талантливой публикации, до выставочного зала, до захватывающего публичного выступления. Быть может, способность удивляться вкупе с умением жить в «рабочем состоянии» и есть в итоге журналистский талант? в оглавление << >> на следующую страницу [1] Стендаль. Собр, соч.: В 15 т. Т. 7. М., 1959. С. 286. * Речь идет о 70-х годах. [2] Гинзбург Л. Вопросы литературы. 1966. № 9. С. 21. [3] Толстой Л.Н. Полн. собр. соч., Т. 13. С.55. [4] Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1953. С. 12. [5] Цит. по: Вопросы литературы. 1966. Na 9. С. 29. [6] Цит. по: Комсомольская правда. 1968. 17 ноября. [7] Добролюбов Н. Цит. по памяти. [8] Галлай М, Цит. по памяти. [9] Горький Н. Собр. соч.: В 30 т. Т. 25. М., 1953. С. 86. [10] Сенека. Письма. М., 1977. [11] Горький М. Литературно-критические статьи. М., 1937. С. 587—589. [12] Чернышевский Н. Полн. собр. соч.: В 16 т. Т. 11. М., 1949, С. 277. [13] Аристотель. Поэтика. М., 1958. № 4. С. 67. [14] Аграновский А.Д. Очерки разных лет. М., 1960. С. 107. [15] Аграновский А. Журналист. 1967. С. 15. [16] Пушкин А. Цит. по памяти. [17] Маяковский В. Цит. по памяти. [18] Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 34. М., 1952. [19] Богат Е. Чувства и вещи. М., 1975. С. 73. [20] Олеша Ю. Повести и рассказы. М., 1965. С. 502. [21] Паскаль Б.//Вопросы литературы. 1966. № 9. С. 47.
|
|
|
|