Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

П. Берлин

ОЧЕРКИ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Происхождение и эволюция газеты. Газеты новейшей формации. Искусство современного репортера. Успехи газетной техники. Издержки современных газет. Рост объявлений в них. Капитализм в печати. Газетный пролетариат. Литературный бойкот. Школы журнализма. Общественное значение газеты. Социальное и правовое положение печати в Западной Европе и Америке.

I

Филологи еще до сих пор ведут нескончаемый спор о происхождении слова «газета». Иные филологи учено и упорно доказывают, что слово «газета» происходит от итальянского слова gazza, означающего название мелкой монеты, выражавшей некогда стоимость газетного номера, другие же филологи столь же упорно доказывают, что слово «газета» произошло от итальянского глагола gazettare или garrulare, что означает «болтать, шуметь». Обе спорящие стороны наваливают груду материала, от которого столбом поднимается пыль веков.

Я не знаю, кто прав, кто не прав в этом споре, но я твердо знаю, что современная действительность печатного слова одинаково хорошо подтверждает и первое, и второе толкование слова «газета».

Разве в самом деле, бросив взгляд на так называемое литературное поприще, вы не найдете живого подтверждения мертвенным филологическим раскопкам и не воскликнете, что да, слово «газета» происходит от слова «монета», выражающего всю сокровенную сущность столь многих и столь почтенных органов печати? Но, с другой стороны, и другая филологическая теория, выводящая слово «газета» от слова «болтать», тоже, конечно, не почувствует недостатка в подтверждениях, так как, что-что, а уж искусство болтовни иные современные органы, и опять-таки весьма многие и почтенные, изучили в совершенстве.

Итак, ни филологические изыскания, ни современность не дают нам окончательного решения вопроса, откуда заимствовало свое имя газета. Но, памятуя восклицание Шекспира: «Что в имени! Разве роза не также бы благоухала и под другим именем?», мы оставим в покое вопрос о происхождении слова «газета» и познакомимся с происхождением самой газеты.

И в этой области далеко еще не все освещено светом положительного знания, и опять-таки ведутся упорные и ученые споры о том, где, когда и у кого появились первые газеты. Иные заглядывают в седую старину, за тысячелетия назад, и указывают на существование газеты у древних китайцев, другие считают изобретателями газеты древних римлян (Моммсен, Бюхер[1] и др.), третьи, наконец, ведут родословную газет лишь от изобретения книгопечатания.

Если понимать под газетой только современную газету, регулярно в очень короткие сроки сообщающую печатными буквами на белой бумаге различные новости, то тогда, конечно, надо признать, что возможность появления такого рода газеты была дана только с изоб­ретением книгопечатания. Но есть ли какая-нибудь надобность так суживать понятие газеты и приноравливать его к современному виду газетного дела? Мы думаем, что такого рода надобности решительно нет. Газета, как и все стороны и проявления человеческой жизни, развивалась и изменялась и лишь постепенно приобрела такой вид, какой она имеет теперь.

Мы не станем заглядывать в очень далекую старину и тревожить древних китайцев, чтобы расспросить у них о том, какие газеты у них существовали. Все относящиеся сюда мнения представляют лишь догадки, весьма щедро разукрашенные фантазией современных и древних историков. Оставим их поэтому в покое и обратимся к более достоверным данным!

Газета, в широком смысле этого слова, могла возникнуть только тогда, когда, так сказать, район общественной жизни человека раздвинулся за узкие пределы его семьи, его знакомых, его касты. Пока не было в наличности этого условия, пока люди жили совершенно замкнутыми группами, совершенно обособленными интересами, до тех пор между ними могла существовать еще, пожалуй, в том или ином виде переписка, но никакой газеты быть не могло. Газета прежде и раньше всего призвана удовлетворить, так сказать, социальное любопытство, социальную любознательность. Пока интересы человека были ограничены узким кругом небольшой группы лиц, не могло быть никакой ни нужды, ни потребности в газете. Бедная событиями жизнь этой группы была насквозь видна и известна каждому ее участнику, и если бы и появился среди них каким-нибудь чудом газетный предприниматель, то он бы не нашел материала для пополнения своего номера.

Газета могла возникнуть и возникла только тогда, когда общественная жизнь разрослась за пределы узкокастовой, когда создалась близость общественных убеждений, интересов, инстинктов наряду с географической разобщенностью людей. Когда по обширному пространству расселились люди, отделенные друг от друга большими расстояниями и тесно связанные общностью интересов, узами родства и т.п., тогда у них явилась потребность знать, что делается в их родном городе, родной общине или родном государстве. Кроме того, центральная государственная власть должна была постоянно внимательно следить за жизнью в своих колониях и окраинах. Вот почему потребность в газете или ее суррогате выросла не из нужды членов одной территориальной единицы города, общины и т.д., а из нужды установить общение между отделенными друг от друга территориальными единицами – между городами, между государством и его колониями, наконец, между государствами. Для удовлетворения этих потребностей служила раньше, конечно, переписка между частными лицами и учреждениями и всякие доклады, отчеты, отношения и предписания между официальными учреждениями.

И первая газета была не чем иным, как этим официальным отношением, изготовленным лишь в нескольких экземплярах и предназначенным для опубликования во всеобщее сведение. Древние города-республики, жившие совершенно обособленной жизнью, не чувствовали решительно никакой надобности в газете. Им совершенно достаточно было гонцов, глашатаев или надписей, доводивших до их сведения приказы попечительного начальства. Но когда при Цезаре[2] Римская империя была строго централизована и зажила общею жизнью, тогда получилось для римлян весьма широкое поле общественных интересов и тогда-то впервые обнаружилась потребность в газете и у римлян.

Мы уже заметили выше, что потребность в газете возникла тогда, когда многие люди были географически сильно отдалены от того города или государства, с которыми были связаны прочными интересами и симпатиями. А это случилось тогда, когда быстро разраставшаяся Римская империя забросила многих своих граждан в далекие провинции – колонии. Жители этих колоний, конечно, очень живо интересовались всем тем, что творится в их столице – Риме. Частная переписка и частные сведения, в силу своей неполноты и нерегулярности, не удовлетворяли. Нужно было лицо, которое взяло бы на себя специальную обязанность следить за всеми событиями жизни Рима и сообщать о них в колонии.

На первых порах каждый порешил этот вопрос лично для себя. Богатые люди, жившие в колониях, позаботились о том, чтобы завести в Риме своих личных корреспондентов-хроникеров, которые должны были держать их au courant[3] всего происходящего в столице. Большинство этих древних репортеров рекрутировалось из интеллигентных рабов, которые должны были исполнять прихоть своего любознательного господина. Постепенно большинство римских граждан, живших в провинциях, обзаводились в столице подобного рода корреспондентами. Был такой корреспондент у Антония[4], который получал через него все отчеты о государственных делах и политических прениях. Когда Цицерон был проконсулом[5], то и он не преминул завести себе корреспондента в Риме, некоего Хреста, сообщавшего ему политические новости, дававшего отчеты о гладиаторских играх, городских происшествиях и ходивших по городу сплетнях. Наконец, в эпоху, когда Цезарь мощно взялся за централизацию Римской империи, уже появилась не только частная, но и государственная потребность в газетах. У государства появилась потребность знать, что делается в его обширных владениях, и издавать повеления своим верноподданным. Таким образом, созданная в доцезарском Риме потребность в газете и попытки создать эту газету, с которыми мы выше познакомились, получили мощный толчок со стороны цезарского Рима.

Чем же была римская газета эпохи Цезаря? Римская газета эпохи Цезаря представляла нечто вроде современных официальных указателей. На белой, гипсом покрытой доске делались публикации, которыми правительство Древнего Рима доводило до сведения общества все, что считало нужным. Эти доски были весьма сходны с современными афишами, расклеиваемыми на столбах. С этих-то официальных досок и делали копии многочисленные писцы, изготовляя, таким образом, древнейшую римскую газету. Копии изготовлялись в многочисленных экземплярах и рассылались всем заказчикам, оригинал же, провисев некоторое время, сдавался в государственный архив.

Современные археологи раскопали образцы подобных римских досок, служивших прототипом римских газет. По этим раскопкам можно Довольно отчетливо восстановить характер римской газеты и ее обычный репертуар. Таких газет современная археология разыскала несколько. Одна из них называлась «Acta diurna Urbis» и имела обширное распространение. В репертуар этой газеты входил обычный материал, публикуемый в теперешних официальных органах; в ней печатались официальные указы императоров, распоряжения сената, всяческие назначения, награждения и т.д., заметки о жертвоприношениях, свадьбах, зрелищах и наиболее крупные факты текущей жизни. Газетные сообщения носили сухоофициальный характер, сведения сообщались без всякой системы, пестро следуя одно за другим. Вот, например, некоторые известия, опубликованные в древней римской газете и переведенные современными археологами:

«Консул Савиний вступил сегодня в отправление своих служебных обязанностей».

«Вчера над городом разразилась сильная гроза. Недалеко от Велии молнией зажгло дуб».

«В винном погребе произошла драка. Хозяин лавки опасно ранен».

«Меняла Анзидий бежал, захватив с собой большую сумму денег. Он был задержан, и все деньги найдены при нем».

«Разбойник Дениофан, недавно пойманный, сегодня утром был казнен».

В древнейшей газете мы находим далее те же сведения, которыми так часто пестрит свежий номер теперешней газеты. Мы читаем, например, что «Титаний приговорил к наказанию мясников, продававших мясо, не предъявленное предварительно к освидетельствованию». Такие-то вот пестрые репортерские заметки и составляли, наряду с официальными указами, предписаниями и назначениями, обычное содержание древней римской газеты. Современный газетный работник может с гордостью сказать, что в числе его родоначальников были такие люди, как знаменитый Плиний. Перу Плиния принадлежит целый ряд заметок в римской газете. Он изложил на страницах «Acta» легенду о том, как во время процесса Милоса, обвинявшегося в убийстве Клавдия, в различных частях Рима выпал град из кирпичей.

Драгоценным материалом, собранным в древних римских газетах и рисующим повседневную жизнь римлян, прекрасно воспользовались уже древние историки. Светоний пользовался этими газетами, когда составлял жизнеописания двенадцати императоров, когда устанавливал день рождения Тиберия и Калигулы и эпизод из царствования Домициана[6]. Знаменитый Тацит тоже широко пользовался этими газетами в своих исторических трудах. Он черпал из них материалы, когда описывал смерть Германика[7] и апофеоз Клавдия[8], и, благодаря отчетам в этих газетах, он мог почти дословно воспроизвести дебаты, происходившие в римском сенате по поводу предложения построить храм в честь Перона.

Такова была прародительница современной газеты, поскольку, конечно, ее могут восстановить современные исследования.

Историки культуры и, в частности, историки журнализма весьма различно относятся к оценке значения этих газет. Знаменитый историк Рима Моммсен говорит, что в Древнем Риме существовала уже современная газета «для интеллигентных читателей». С этим полным отожествлением древней римской газеты с современной едва ли кто-нибудь теперь согласится. Но противоположною крайностью является утверждение других исследователей этого вопроса (например, Якоби), доказывающих, что римские газеты на самом деле ничего общего с газетой не имели. Конечно, если сравнить писанную римскую газету с современной, то мы скорее найдем в ней сходство с письмом, чем с газетой, но ведь если грубо внешне сравнить кокон с бабочкой, то мы между первым и второй найдем не больше сходства, чем между яблоком и книгой, но это не мешает кокону и бабочке быть лишь различными формами, различными звеньями в одном и том же ходе развития. То же самое и древняя римская газета; она представляет первый, но решительный шаг от частной переписки к опубликованию для общества сведений и рассуждений. Круг лиц и интересов, который ею охватывался, был до убогости узок и беден, но он все же был уже шире круга лиц и интересов, который захватывала частная переписка. Поэтому-то и современная газета должна признать в древней римской газете свою родоначальницу.

Собственно говоря, римские газеты еще стояли на рубеже между частной перепиской и правительственным указом, с одной стороны, и газетой – с другой. Но их ясно выраженный общественный характер и то обстоятельство, что они обращались не к данному, конкретному лицу, а к неопределенной, безличной публике, заставляет видеть в них предтечу периодической печати, зародышевые формы социального общения с помощью письма. Вбирая в себя все дальнейшие завоевания культуры и техники, эти зародышевые формы последовательным и правильным ходом развились в современную периодическую печать. Не следует, однако, думать, что как только культура вырастила семя периодической печати, эта последняя начала быстро и неуклонно развиваться. Развитие периодической печати было столь же обрывисто и неравномерно, как и весь ход исторического развития, судьбы которого всегда точно и верно отражала журналистика в своей эволюции.

Разгром Римской империи[9] надолго прервал дальнейшее развитие газетного дела. На развалинах утонченной Римской империи уселись, как известно, варварские германские племена, которым совершенно ни на что не нужна была газета. И затем в течение всего раннего средневековья газета не появлялась вновь, и те ее зародыши, с которыми мы уже встречаемся в Древнем Риме, как будто совсем заглохли, заглушенные грубыми варварскими формами жизни. Жизнь снова была загнана в мелкие, обособленные и враждебные друг другу ячейки, кругозор человека снова был ограничен частоколом его дома или его маленькой группы. Люди раздробленно жили по своим маленьким социальным клеткам, круг интересов был крайне ограничен, всякий насквозь видел жизнь своей группы, – какая же при этом могла быть надобность в газете?

Лишь в более поздние эпохи средневековой жизни, когда начался сильный процесс усложнения и развития социальной жизни, снова пробудилась временно замершая потребность в газете. Для широкого, массового удовлетворения этой потребности недоставало не только книгопечатания, но и быстрых, надежных путей сообщения, без чего, конечно, невозможно было организовать правильную и регулярную доставку новостей. Отсюда понятно, почему развитие газетного дела шло рука об руку с развитием и усовершенствованием путей сообщения, причем представители этих путей сплошь и рядом являлись организаторами газетных предприятий. Необходимость поддерживать сообщения между городами и между отдаленными пунктами государства заставляла правительство, учреждения и некоторых частных лиц заводить особых специальных гонцов, которые постоянно ездили между определенными пунктами, передавая от одного в другой различного рода сообщения. В конце XV века для поддержания постоянного обмена известиями между различными пунктами усиленно начинают пользоваться этими гонцами правительственные учреждения, монастыри, князья, университеты. С течением времени между наиболее центральными и оживленными пунктами установился чрезвычайно деятельный и вполне урегулированный обмен известиями. Сначала известия эти были не чем иным, как сообщениями частных лиц частным лицам, т.е. простою перепискою или же правительственными циркулярами. Но постепенно все больший круг лиц начинал интересоваться всевозможными вестями, привозимыми гонцами, вести эти стали распространять среди лиц, для которых они представляли уже не личный, а общественный интерес. Письма, адресованные частному лицу, но представлявшие общий интерес, начали переписываться в нескольких экземплярах и рассылаться знакомым. Таким путем частная переписка постепенно развивалась в общественную рукописную газету.

В постепенном ходе развития и сообщающий известия начинал уже писать не для частного конкретного лица, как прежде, а для безыменной публики, придавая вследствие этого своим известиям все более общественный характер. Постепенно, как мы увидим, вырабатывалась и группа лиц, избиравшая своею профессией составление и рассылку этих известий, т.е. постепенно вырабатывалась профессия журналистов.

Подобный ход развития частной переписки в общественную рукописную газету мог произойти лишь в центрах наиболее интенсивной и далеко подвинувшейся социальной жизни. В средние века таким центром была, как известно, Италия и в частности Венеция. Чрезвычайно обширная торговля Венеции со всеми тогдашними государствами делала ее средоточием известий, приходивших со всех концов света. Торговцы, гости, послы, канцлеры и агенты, постоянно приезжавшие в Венецию и уезжавшие из нее, привозили с собой груду свежих известий и постоянно старались поддерживать сношения со всей страной, интересовались всем в ней происходящим. Навстречу удовлетворению этих потребностей и шла средневековая рукописная газета. Уже в XV веке магистрат Венеции взялся за собирание и опубликование бесчисленных известий, которые стекались со всех сторон в Венецию. Эти известия рассылались всем послам венецианской республики, чтобы держать их au courant всех событий.

Очень скоро и сторонние лица стали делать копии с этих магистратских газет и рассылать эти копии различным высокопоставленным лицам.

В XVI веке в Венеции среди менял и ювелиров организовывались самостоятельные бюро, которые брали на себя доставку всевозможных известий, преимущественно торговых. Круг лиц, заинтересованных в получении подобного рода известий, постепенно расширялся, благодаря чему получалась возможность для целого ряда лиц избрать себе, как профессию, составление и доставку этих известий, и таким путем начало складываться в Венеции сословие первых журналистов. Согласно духу тогдашней жизни оно образовывает вскоре свой самостоятельный цех Scrittori d'awisi[10]. В непродолжительном времени возникают подобные же газеты и в других городах, а вскоре появляется на свет Божий и цензура.

Власти, и прежде всего духовные власти, начинают подозрительно коситься на нового пришельца – газету, поднимающего шум, доводящего до людского сведения то, о чем лучше бы было умолчать, и смеющего свое суждение иметь. За рукописными газетами начинают зорко присматривать; а затем прибегают и к более решительному образу действий и прямо запрещают издание этой дьявольской выдумки. В XVI веке папа Пий V и папа Григорий XIII издают специальные буллы, которыми строго-настрого и раз навсегда запрещается издание, каких бы то ни было рукописных газет, и профессия журналистов уничтожается папским велением. В то время римские папы шутить не любили и, предав анафеме газету и ее работников, они заявили, что всякий, кто осмелится издавать газеты или писать в них, будет жестоко клеймен и сослан на галеры.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

сайт копирайтеров Евгений