Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

§         специалист должен отбирать достойные, подходящие новости, не скатываясь до статей о борьбе с бюрократией на потребу невзыскательному читателю;

§         специалист должен следить за тем, чтобы не создавать статьи для посвященных. Если специалист говорит вам, что написал статью для нескольких сотен людей, самое время перевести его на другую тематику, а заодно – и выкинуть из газеты.

Большую роль в каждой газете играет кампания – серия статей, в которых газета использует всю свою силу, власть, возможности для борьбы за определенную цель.

Предметом кампании может явиться ситуация, когда жизненно важны какие-то перемены, но власти в данный момент бездействуют, например назревшая необходимость принятия закона об оказании помощи пострадавшим по вине официальных или коммерческих структур. Кампания приводит к появлению хороших статей, позволяет газете проявить характер, отстоять свои убеждения и дает читателям чувство сопричастности подобным акциям. Лучше всего проводить кампанию против откровенного беззакония: за отмену несправедливых законов, против коррупции, нерешительности или бездействия властей в деле отстаивания интересов народа.

Кампания должна соблюдать два правила:

§         обладать четко определенной целью и быть специфической, иметь установленные и согласованные требования, задачи и, возможно, заранее определенный срок окончания;

§         иметь хотя бы теоретически шансы на успех. Если перед кампанией поставлены слишком широкие цели, изначально недостижимые, провал неминуем. Убийство и грех должны обсуждаться, но направленные на их искоренение кампании не могут быть успешными.

Как проводить кампании:

§         читателям следует в максимально доступной форме объяснить, что именно вы делаете. Начните кампанию с разъяснения того, какова ее цель и задачи, перед ней стоящие. Дайте кампании название, снабдите ее лозунгом, определите ключевое слово, которое будет повторяться в каждой статье;

§         следите за тем, чтобы статьи, имеющие отношение к кампании, появлялись в каждом выпуске газеты. Если начали вести кампанию, вложите в нее свое сердце и не сдавайтесь, если цель не достигнута в течение первой же недели. Вам даже придется приготовиться к тому, что вы рискуете надоесть людям. Они вам все простят, когда кампания завершится успехом;

§         большинство кампаний заключает в себе статьи, демонстрирующие несправедливости, против которых вы боретесь. Комментарий хорош при проведении кампании, но к нему следует прибегать в умеренных дозах;

§         твердая поддержка со стороны политиков, экспертов, читателей, общественных учреждений и пр. Это придаст кампании силы и может инспирировать появление статей в поддержку кампании. Сообщайте о поддержке и подтолкните политиков представить ваши материалы на рассмотрение судебных и правительственных органов;

§         сосредоточьте свое внимание на жертвах беззаконий. Это ваш долг – и всякий пример небрежения ими, который вы можете документально подтвердить, льет воду на вашу мельницу – так выигрываются кампании;

§         будьте верны кампании – в большинстве случаев, если вы соблюдаете правила, вы выигрываете. В последние несколько лет «Обсервер» начинал и выигрывал кампании против содержания свинца в бензине; против подоходного налога, приводившего к выращиванию хвойных деревьев на заповедных землях; за закрытие бесчеловечных психиатрических лечебниц; за компенсацию людям, инфицированным вирусом по вине медицинских работников; против аукционов по продаже ворованных вещей; в защиту курдов; за выплату компенсации пенсионерам и ограбленным коррумпированным бизнесменом Робертом Максвеллом.

Любой репортаж есть расследование своего рода, но собственно расследование – это специфическая операция, производимая одним или несколькими репортерами (как правило, несколькими) на протяжении определенного времени, чтобы разобраться в ситуации, представляющей известные трудности, В основном, к расследованию приступают только при наличии следующих факторов:

§         вы знаете или подозреваете о наличии каких-либо злоупотреблений, но у вас нет доказательств, и поэтому вам необходимо собирать информацию;

§         более чем один человек требуется для сбора такой информации;

§         сбор информации требует нескольких недель или месяцев;

§         скрывается какая-либо важная информация, и вам необходимо ее добыть.

Расследование начинается также в том случае, когда на первый взгляд обычная история оказывается более глубокой, вскрывается новая информация, указывающая на то, что затрагиваются более важные моменты. Как проводить операции по расследованию:

§         редактор отдела новостей или главный редактор должен выделить людей и средства на проведение операции;

§         необходимо определить дату окончания расследования. Расследованию ничего не стоит тянуться месяцами, причем репортеры всегда говорят, что им нужна еще «всего неделя» для завершения работы;

§         операция должна находиться под строгим контролем ответственного лица;

§         редактор должен быть готов к тому, что операция закончится ничем. Не следует печатать, что бы то ни было лишь потому, что на сбор материала ушло много времени. Статья должна выдержать самую строгую проверку на прочность, следует преодолеть искушение опубликовать ее преждевременно;

§         предварительные сообщения иногда побуждают людей делиться новой и зачастую крайне важной информацией;

§         поскольку расследование – всегда балансирование на краю и такие публикации часто завершаются судебным иском против газеты, следует на всем протяжении акции вести тщательные записи.

Нет более раздражающей читателя вещи, чем, прочитав заинтересовавшую его статью, обнаружить в конце, что «продолжение следует». Подобное небрежение читательских интересов допустимо в некоторых случаях, если речь идет о еженедельнике или более редко выходящих изданиях, но ежедневные газеты должны всегда помнить о необходимости завершенности описания. Нехорошо оставлять читателя в подвешенном состоянии. Все статьи, описывающие события, не имеющие четкого конца, должны быть снабжены послесловием, чтобы читатель смог убедиться в существовании каких-либо выводов или последствий из прочитанного. Иногда полученная таким образом информация представляет большую ценность, чем сама основная статья.

Существует много примеров успешных журналистских расследований, но наиболее известное из них было проведено газетой «Вашингтон пост», в ходе которого вскрылась коррупция в администрации президента Никсона.

Два репортера, проводивших расследование, Боб Вудворд и Карл Бернстайн, написали книгу об этом деле, которая по сей день остается лучшим учебником для репортеров. По этой книге был поставлен известный фильм.

В последнее время в журналистских кругах все чаще и чаще заходит разговор о колумнистах как авторах и о самом явлении, получившем такое широкое распространение в западной журналистике. И почти у каждого – свое определение «колонки» как жанра[16]. Практически все эти определения при всей кажущейся противоречивости и взаимоисключающих положениях – в основе своей правильные. В чем же дело? Чем объясняется этот разнобой? И, наконец, как стать колумнистом и что для этого нужно уметь? Прежде чем ответить на эти вопросы, попытаемся все-таки разобраться с самим определением колонки.

Американские газетчики выделяют несколько значений английского слова «column». Прежде всего, это просто газетная колонка как элемент оформления. Отсюда и все производные: материал, размещенный на одну колонку; раздел или отдел в газете или журнале и – собственно американское – фельетон, колонка юмора. Журналиста, ведущего определенную рубрику, называют «column conductor» или «columnist». В последнее время все чаще и чаще под «колонкой» понимают авторскую рубрику, закрепленную за одним человеком. Колумнистика находит свое место и в российской журналистике, но наибольшее распространение она все-таки получила на Западе.

И еще одно: колумнистика – чаще всего атрибут так называемой качественной прессы, которая оказывает свое влияние на общество информированностью, аналитичностью, способностью предвидеть будущее, а не громадными тиражами. Кроме того, качественная пресса способна влиять на умонастроения элиты, принимающей важные решения. Отсюда и особые, повышенные требования к колумнистам.

В западной прессе существует множество разновидностей колонок. Они берут начало от публикаций, содержащих изложение точки зрения людей, сделавших себе имя в политике, литературе, на телевидении или в печатных средствах массовой информации. Высказывания этих людей читаются и публикуются из-за имени, а не из-за того, что они говорят. Колонки могут состоять из коротких отрывков, статеек, представлять собой разовое выступление в прессе или целый дневник. Самое главное требование колонка должна содержать лишь ОДНУ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, характеризоваться своим «голосом», стилем.

Среди известных колумнистов – бывший президент США Ричард Никсон, писатель-сатирик и публицист Арт Бухвальд, обозреватели Уолтер Липпман, Джозеф Олсоп, Джон Рестон и многие другие. У каждого из них – свой взгляд на жизнь, свой стиль, свои методы работы. Колумнистика – раздел публицистики. Вот почему среди известный колумнистов – эссеисты Джим Фитцджеральд и Кэтлин Стоккин, политические обозреватели Том Виккер и Ричард Ривз, критики Уолтер Керс, Дэвид Денби, Нейл Габье.

Чтобы стать колумнистом, надо сначала заработать себе имя. Это не пустая формальность. В типичной американской ежедневной газете, где штат значительно превышает сотню (а иногда и не одну) человек, писать редакционные статьи и вести рубрику могут только два – три наиболее подготовленных журналиста по указанию главного редактора. А если ты колумнист с именем – то на твою колонку могут подписываться газеты, как, скажем, на информацию Ассошиэйтед Пресс или другого информационного агентства. Правда, бывали случаи, когда разовое выступление автора приводило к тому, что ему поручалось вести колонку, но это встречается довольно редко.

Конечно, чтобы вести раздел в журнале или колонку в газете, нужно постоянно учиться, накапливать знания и опыт. Известный публицист Джеймс Дж. Килпатрик, в частности, отмечал: «Хочу заметить, что человек научится хорошо писать, если создаст нечто похожее на бабушкин чердак. Он должен коллекционировать слова, фразы, образы; собирать цвета, запахи, звуки, движения, качества; культивировать в себе особое восприятие обыденных вещей: спущенной шины, перегоревшей лампочки, разорванного кружева, оброненной записки, последнего удара судьбы, чувства тошноты у человека, окончательно выбившегося из сил... Мы накапливаем эти кусочки и обрывки, зная, что когда-нибудь они нам пригодятся».

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

сайт копирайтеров Евгений