Пиши и продавай! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 И все-таки, как определяют словари, новость это: § нечто новое, новинка; § недавно полученное известие; § непривычность. Новое и старое – две противоположные силы и тенденции, борьба между которыми, особенно в общественных явлениях, составляет движущую силу развития. То, что двигает, направляет развитие в определенных исторических условиях, есть новое. Для прессы, естественно, необходимы несколько иные критерии. Вот как характеризуются «классические элементы новости»: § своевременность; § близость события аудитории; § конфликтность; § «человеческий интерес»; § масштабность события; § «эмоциональный толчок». Новость есть информация о некоем предмете, в получении которого заинтересован читатель; то, о чем ранее он не знал. В США, а затем и во многих других странах, журналисты различают «жесткую» и «мягкую» новость[13]. В соответствии со сложившимися традициями в России издавна укоренилась так называемая «журналистика мнений», когда главным в публикации является не сообщение о событии, а его интерпретация, мнение автора. Конечно, практически повсюду «журналистика мнений» существует, но не является доминирующей. Во многих странах укоренилась так называемая «журналистика новостей», когда новость играет основополагающую роль, а мнение автора по сути дела недопустимо. Это – объективная необходимость журналистики там, где существуют классы и слои населения с различными, подчас антагонистическими интересами. В этом случае журналист лишь сообщает новость, а читатель, слушатель или зритель сам ее комментирует и интерпретирует. Как же выбрать новость, пригодную для опубликования? Здесь также существует множество точек зрения. Приведем лишь крайние. «Редактор существует для того, чтобы редактировать», – говорят одни[14]. Тем самым подчеркивается субъективность в выборе для опубликования новости, которая может быть вызвана самыми различными причинами. «Актуальность должна определяться рыночными силами, а не мнением редактора», – отмечают другие[15]. Но практически все сходятся на том, что существуют факторы, действующие на редактора при отборе и обработке новостей. Это силы, соревнующиеся за место в газете или эфирное время: эгоистические мотивы отдельных лиц и их объединений; желания репортеров напечататься; общие или групповые, а иногда и личные воззрения и мнения; общечеловеческие ценности, внешние силы и др.; выбор осуществляется из ранее заказанных материалов; доверие «бюджету» агентств новостей (т.е. рейтинги важности); ориентация на ведущие газеты и т.д. В последнее время предлагается новый подход в отборе и обработке новостей. § «Новости» – сложное составное понятие, и журналистам требуется подходить к его определению с умом, тщательно продумав стратегию. § Редакторы и репортеры принадлежат к элитарной группе, они не могут представлять интересы своих читателей и зрителей и эффективно выступать от их имени. § Маркетинговый подход к определению новостей – самый эффективный и продуктивный метод отбора и подачи событий, релевантных с точки зрения аудитории и представляющих для нее интерес. Этот подход встречает жесткое противодействие. Вот, например, что думает по этому поводу Джон Мэррилл. § Мнение редактора, а не рыночная конъюнктура должно быть критерием при отборе новостей. «Подчинение процесса отбора новостей требованиям рынка превращает прессу в мастерскую по предоставлению услуг населению». § Редактор (или другое лицо, принимающее профессиональные решения) должен определять ценность новости с учетом потребностей аудитории. § Хороший редактор – это человек, который понимает, что ответственность журналиста заключается в обеспечении читателя важными и полезными новостями, которые совсем не обязательно могут быть привлекательны и интересны для них. В журналистской практике различается оперативное и «мягкое» информирование: краткая новость в «жестком» варианте, оперативно излагающая суть происшедшего, и в варианте «мягком», когда оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, активнее используется деталь. «Жесткая» новость чаще всего затрагивает вопросы власти, бизнеса, экономики и т.д. Она заметнее всего на первых полосах газет в экстренных выпусках новостей. В зависимости от приоритета того или иного момента (акцентирующего важность результата, «известное лицо», трагизм ситуации и пр.) журналист располагает их по «убывающему интересу», начиная с самого важного. В результате получается композиционная конструкция, известная под названием «опрокинутая» или «перевернутая пирамида». Основание, главная опора такой «пирамиды» при этом оказывается вверху. Этот стиль появился после Гражданской войны и возник из-за правила выносить в «аннотацию» статьи ответы на вопросы кто, что сделал, когда, где, а иногда и почему. Кроме того, форма «перевернутой пирамиды» позволяет сокращать материал, не думая – самые несущественные детали всегда помещаются в его конце. Ответы на перечисленные выше вопросы позволяют создать много вариантов начала публикации: все зависит от того, на какой первый вопрос вы будете отвечать в начале материала. Прежде, чем говорить об информационных жанрах в США, кратко остановимся на самом определении жанра. В России издавна детально разработана теория журналистских жанров; в других странах это зачастую рассматривают как нечто совершенно необязательное и анализируют лишь тематику публикуемых материалов. Что же такое жанр? Жанр – это тип художественной формы литературного произведения, характеризующийся общностью структурно-композиционных и стилистических признаков, специфичных именно для него. |
|
|
|