Пиши и продавай! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 – Смотрим следующую подтему – «Фестиваль боевых искусств». Какую задачу Вы решаете в данном случае? – Дать представление о фестивале – об участниках, о программе, о характере подготовки к выступлениям. Обрисовать ситуацию! – Представление или сведения? Обрисовать или охарактеризовать?.. – Разве это так существенно? – Мне просто важно уточнить, как Вы понимали свои задачи. – Да я, в общем-то, специально о них не думал. – Тогда я позволю себе сформулировать задачу этого раздела так: ввести читателя в ситуацию подготовки и проведения фестиваля. Согласны? – Вполне. – Третья подтема – «Инструменты, ставшие боевым оружием». Что у нас здесь?.. – Здесь задача – заинтересовать читателя подробностями, помочь ему оценить конкретные виды оружия, как бы увидеть их в развитии. – Короче говоря, этим кусочком текста Вы хотели пробудить интерес читателей к восточным единоборствам (поддерживая взгляд организаторов фестиваля на них как на проявление здорового образа жизни), причем тонфа, сай и нунчаки оказываются для Вас знаками экзотичности восточных состязаний и тем самым – аргументами в их пользу? – Наверное, да... – Вот теперь подведем итог. В трех смысловых разделах данного текста автор решает четыре задачи по организации будущего контакта с читателем: 1) вводит в ситуацию подготовки и проведения в Юго-Западном округе фестиваля боевых искусств; 2) обозначает проблему, в контексте которой значима данная ситуация; 3) помогает осознать эту ситуацию как один из практических путей решения проблемы; 4) приводит интересные детали о боевом оружии восточных единоборств, стремясь привлечь к ним внимание юного читателя и тем самым сделать их аргументами в пользу решения «прийти из темных переулков в спортивный зал». Как Вы полагаете, все перечисленные задачи решаются одинаково успешно? – Нет, не все... Кое-где скороговорка мешает. Сейчас я вижу, как было бы лучше построить материал. Четыре задачи?.. Можно было бы отчетливо прописать четыре подтемы и несколько укрупнить видение проблемы... Добавить фактов по фестивалю... Кусок про боевое оружие надо бы сделать короче, компактнее, но «прицельней», может, даже показать какое-то из них в действии – тогда бы и ситуация обрисовалась ярче... В беседе явно не хватает вопроса: а приходят новички после таких фестивалей?.. – Все верно! А сейчас попытаемся то, что Вы осознали, перевести на язык правил. ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: необходимое и достаточное количество подтем в журналистском тексте должно соответствовать количеству стоящих перед автором задач по организации контакта текста с адресатом информации и быть принципиально сводимо к четырем. Число «четыре» берется не с потолка: это устойчивая количественная характеристика задач, решение которых обеспечивает успешный контакт журналистского текста с адресатом информации в подавляющем большинстве случаев. А их качественная специфика нам уже знакома и может быть описана в следующих понятиях: 1) ввод в ситуацию; 2) обозначение проблемы; 3) предъявление оценок и аргументов; 4) практическая постановка вопроса. Выявление этих задач – серьезное основание для того, чтобы принять представление о композиции журналистского произведения как относительно устойчивом единстве четырех одноименных задачам элементов («композиционных узлов», или, что, то же самое, «композиционных блоков»), развернутое в работах Евгения Ивановича Пронина. В этом контексте понятия «подтема» и «композиционный узел» («композиционный блок») становятся синонимичными. – Но разве возможно представить себе 20-строчную информационную заметку как единство таких четырех «узлов»?! – Давайте проверим. Ну, вот заметка из «Комсомолки» – идет под рубрикой «Короткая версия». Сколько тут строк?.. – Без заголовка – 10. – Читаем: «Фухуса» лечит от Бахуса 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
|
|
|