Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

Березовский после потери ОРТ приобрел 75% акций МНВК «ТВ-6 Москва», куда, вслед за потерей Гусинским в мае 2001 г. НТВ, привел команду Евгения Киселева, предварительно разогнав прежний коллектив. Создавая все новые дорогостоящие проекты, Березовский блефовал, сделал журналистов заложниками своих политических амбиций, в результате чего судебные приставы 22 января 2002 г. прервали вещание ТВ-6. Как и Гусинский, на примере НТВ, Березовский объяснил неудачу своей финансовой авантюры «происками Кремля».

Под контролем Бориса Березовского остаются еще несколько бизнесов в области СМИ. Под управлением радиохолдинга «ЛогоВАЗ News Corporation» (совместное предприятие ЛогоВАЗа и News Corp. Руперта Мэрдока) находятся радиостанции «Наше радио» и «Радио Ультра». Березовский остается владельцем издательского дома «Коммерсантъ», «Независимой газеты», основатель и на протяжении более десяти лет бессменный главный редактор которой Виталий Третьяков в июне 2001 г. оказался не у дел.

Права собственника изменчивы, особенно в России. Характерна судьба проекта группы Story First Communications, созданного американцем Питером Герви. Он приехал в Россию в 1982 г. в возрасте 23 лет и занимался продажей телепрограмм и трансляцией джазовых концертов из Сан-Франциско в Москву по спутнику. В начале 90-х гг., собрав все свои личные деньги, Питер Герви решил учредить компанию, которая бы занималась созданием радио- и телестанций совместно с российскими партнерами. Первым проектом компании Story First Communications стало участие в создании радио «Максимум», одной из наиболее популярных молодежных радиостанций Москвы. К 1997 г. группа Story First имела по 50% капитала в восьми региональных телестанциях, входящих в сеть СТС, и целиком контролировала головную компанию. В Москве сеть СТС считается «восьмым» каналом (после ТВ-6 и Ren TV). B 2000 г. «ЛогоВАЗ News Corporations» купил пакет акций Story First Communications. (Известия Медиа, № 7, 2000 г.)

Контролирующие СМИ Группа Березовского использует и как побочный бизнес, позволяющий охранять и умножать бизнес основной, и как инструмент укрепления политического и финансового влияния. Последнее направление наиболее ярко отражает информационный комплекс, опирающийся на мэра Москвы Юрия Лужкова (компания АФК-«Система»).

Ядро СМИ, которые контролируют Группа Лужкова, – АО «ТВ-Центр». Компания АФК-«Система» создала Издательский дом «Метрополис», который объединяет бесплатные издания, распространяемые по домашним адресам или в метрополитене: газета «Метро» и полностью рекламные газеты «Экстра М» и «Центр плюс».

В субъектах РФ главы администраций методами подачек создают послушные им СМИ, контролируют до 90% телевещания. Практически в каждом субъекте приняты законы о поддержке «своей» прессы, распространяемой по бросовым ценам. Центральные газеты утратили свой статус, их распространение в регионах мизерно. Доля граждан, которые как минимум раз в неделю читают хотя бы одну общероссийскую газету, составляет 15%. (Независимая газета, 17.06.2000 г.) Одновременно на местном информационном рынке заявила о себе новая сила – частные медиа-холдинги. 1999 г. стал периодом их наступления на российскую провинцию. Владельцы региональных медиа-холдингов явили собой «мини-олигархов». (The Moscow Times, 25.06.1999 г.)

До середины 90-х гг. местный телерынок повсеместно контролировался ОРТ, РТР и НТВ. В дальнейшем наступление начали ТВ-6 и первые две телесети – СТС (создатель телесети – американская компания Story First Communications) и Ren TV. В отличие от традиционных эфирных каналов, телесети построены по сотовому принципу. Головная станция передает сигнал в регионы, на местах станции ретранслируют программы и, в оговоренные сторонами эфирные окна, ставятся программы собственного производства. (Известия Медиа, январь 2000 г.) Подпитывает дециметровые телеканалы реклама местных «баронов» и транснациональных агентств. Передел местного телеэфира вызывает волну криминальных разборок.

На российском информационном рынке внушительно выглядит Группа Потанина (или Потанина – Прохорова – Йордана). Основа мощи – ОНЭКСИМ Банк, позднее компания «Интеррос». В информационный холдинг Группы ЗАО «Профмедиа» входит Издательская группа ОАО «Известия». К 2000 г. 51% акций владеет «Профмедиа», 47% – «ЛУКойл». Она, в свою очередь, включает газеты «Известия», «Финансовые известия» (до 1998 г. выпускалась по модели лондонской «Financial Times»), «Неделя»; журналы «Закон», «Видео АСС». В состав ЗАО «Профмедиа» входит также Издательский дом «Комсомольская правда» (ЗАО владеет 51% акций), газета «Советский спорт». В состав ИД, в свою очередь, входят газеты «Антенна», «Экспресс газета», «Ва-банк». Кроме того, в состав ИД «Комсомольская правда» входят около 50 дочерних региональных издательских предприятий. Видное место в холдинге занимает информационно-аналитический журнал «Эксперт», в акционерном капитале которого ЗАО «Профмедиа» имеет блокирующий пакет акций. Под контролем ЗАО находятся агентство «Прайм-ТАСС», радиостанция «Европа плюс».

Скандальную известность Группа Потанина приобрела в связи с покупкой по явно заниженной стоимости блокирующего пакета акций ОАО «Инвестиционная компания связи» («Связьинвест») с контрольным пакетом акций региональных телефонных компаний, телеграфных узлов, в том числе международных. Финансировал покупку ОНЭКСИМ Банком холдинга Джордж Сорос, который, по его словам, потерпел убытки от этой сделки после августовского кризиса 1998 г. на сумму около 2 млрд. долл. (Иван Засурский. Масс-медиа Второй Республики, с. 190.) Причастен к сделке был и «Дойче банк». В «битве» за «Связьинвест» против Потанина сплотились Березовский с Гусинским, борьба сопровождалась массовым сбросом компроматов. В начале 1998 г. Счетная палата РФ пришла к выводу, что аукцион был проведен с нарушением российского законодательства – цена на «Связьинвест» была занижена. По расчетам, она должна была составить 3,5 млрд. долл., а было продано АО за 1,8 млрд. долл. (Профиль, № 3, 1998 г.) При этом «Связьинвест» был куплен не национальным капиталом: сделка оформлена на оффшорные филиалы ОНЭКСИМ Банка. (Мухин A.A. Информационная война в России, с. 12.) По объему услуг электросвязи (до 94%) «Связьинвест» – монополист, однако, судя по утверждению генерального директора Валерия Яшина (Известия, 26.09.2000 г.), функционально высокодоходная компания работает ниже себестоимости. Утверждение сомнительно, тем более, что «Связьинвест» и «Известия» принадлежат одному хозяину – Группе Потанина.

Среди «топливных» олигархов в СМИ главенствуют ОАО «Нефтяная компания «ЛУКойл» и РАО «Газпром».

«ЛУКойл» (глава Вагит Алекперов), прибрав к рукам издательский комплекс «Пресса» (бывшее издательство «Правда»), стал крупнейшим магнатом московского издательского бизнеса. Как и издательство «Известия», «Пресса» находилась в ведении Управления делами Администрации Президента до того, как «по конкурсу» попала в частные руки. На начало 2000 г. в издательстве «Пресса» печаталось около 150 газет и журналов, или 89% тиража московских изданий. В их числе почти вся общероссийская периодика. Около полусотни редакций арендуют здесь офисы. Став фактическим владельцем «Прессы» (не менее 60% акций), компания «ЛУКойл» придерживается здравой позиции: отстаивать различные групповые интересы целесообразнее не через собственные издания, содержать которые стало непомерно дорого, а через издательства, где одновременно печатается множество газет и журналов.

«ЛУКойл» – владелец пакетов акций ТВ-6, «Телеэкспресс – канал 31», агентств «Телевизионная служба новостей», «Видео-Интернешнл», Издательской группы «Известия» – оказывает влияние на журналы «Смена», «Нефть России», «Профиль». Акции одной из дочерних компаний «ЛУКойла» решающим образом повлияли на прекращение вещания ТВ-6 в начале 2002 г.

Интенсивность передела собственности на медиарынке – наибольшая в сравнении с другими сферами бизнеса. В октябре 2000 г. становится известно о переуступке «ЛУКойлом» РАО «ЕЭС» контрольного пакета Ren TV – одному из трех, вместе с СТС и ТНТ, крупнейших дециметровых каналов.

«Газпром» при Вяхиреве снискал репутацию «бультерьера» за методы использования СМИ в защите своей собственности. Холдинг ОАО «Газпром-медиа» владеет акциями НТВ (65% акций), «НТВ-плюс», ТНТ, «Эхо Москвы», «Открытого радио», ИД «Семь дней», газет «Трибуна», «Труд», журналов «Профиль», «VIP», финансирует региональные газеты и теле-, радиокомпании, владеет региональной спутниковой сетью «Прометей-ACT». Одновременно руководство «Газпром-медиа» заявляет о намерении избавляться от непрофильного бизнеса. В частности, шведской компании MTV проданы 75% акций «Дарьял ТВ».

Группа «Роспром-ЮКОС» (Группа Ходорковского) приобрела 10% акций «Индепендент Медиа групп», которая издает газеты «Ведомости», «Moscow Times», «Капитал», журналы «Витрина», «Европа», «Космополитен», «Плей-бой», «Домашний очаг».

Группа «Индепендент Медиа», созданная в 1991 г. голландцами Дерком Сауэром и Анн-Мари Ван Гаал, – один из лидеров журнального рынка России. Группа начала с выпуска два раза в неделю англоязычной газеты «Moscow Times». Позже выпуск газеты, ставшей ежедневной, перешел к дочерней компании Independent Press. К 1996 г. в Independent Press был сосредоточен выпуск выходящей два раза в неделю англоязычной газеты «St.-Petersburg Times», русскоязычного еженедельника «Капитал» и журнала «Russia Review». Позже к ним присоединилась «Kiev Times».

«Moscow Times» – первая в России англоязычная бесплатная газета, издававшаяся целиком за счет рекламы. В дальнейшем у газеты появилось два конкурента – еженедельная газета «Moscow Tribune» и бесплатный англоязычный еженедельник «Exile». В 1994 г. в Москве начался выпуск русского издания журнала «Cosmopolitan», ориентированного на деловую женщину. Вскоре его тираж вырос до 350 тыс. экземпляров.

Группа Independent Media выпускает русскую версию журнала «Playboy», журналы «Культ личностей», «Yes!», «Европа», «Витрина», «Мари Клер», детский журнал «Улица Сезам», «Харперс Базаар»; приобрела информационно-консалтинговое агентство «Скейт», специализирующееся на деловой информации и финансовой аналитике. Через «Скейт» концерн вышел на рынок журналов об Интернете (ежемесячный журнал «Интернет»). В 1996 г. 10% акций Independent Media приобрел банк «Менатеп». В 1998 г. 35% акций издательского холдинга Independent Media были проданы голландскому концерну VHU.

Ни одна российская компания на рынке журнальной рекламы не имеет более 5%, в то время как ИМ – до 60%. Методы завоевания ИМ журнального рынка России – огромные скидки, демпингование, бесплатное распространение, манипулирование рейтингами и даже фальшивые тиражи. Проделки ИД стали известными после их разоблачения конкурентами, прежде всего иностранными. (Итоги, 11.09., Известия Медиа, 29.10.2001 г.)

Издательский дом «Бурда» сосредоточил усилия на выпуске дешевых журналов бульварного типа: «Лиза», «Авто-мир», «Вот так!», «Coll» и «Collgirl». Издательский дом «Burda Moden» – пионер выхода в нашей стране на рекламный рынок. Еще в 1989 г. Егор Лигачев, тогда член политбюро ЦК КПСС, санкционировал передачу международному концерну «Burda Moden» прав на размещение рекламы в газете «Известия». Так, если не считать частных объявлений в изданиях типа «Вечерняя Москва», реклама была узаконена, и с того времени пресса получила важнейший источник доходов (Известия Медиа, май, 2000 г.). В 1990 г. музыкально-развлекательный канал «2x2» (третья, «московская кнопка») начал историю российской телерекламы.

Основные рекламодатели на российском рынке обслуживаемые международными сетями транснациональные корпорации. К середине 2000 г. первенствовали более десяти транснациональных рекламно-коммуникационных групп. (Известия Медиа, июль 2000 г.)

В России пирамидальная система рынка рекламы сложилась в первой половине 90-х гг. Появились почти все сетевые (глобальные) рекламные агентства. Дефолт 1998 г. нанес удар по рекламному рынку, конкурентов оттеснили рекламные агентства «Премьер СВ» и «Видео-Интернешнл», практически монополизировавшие рекламный бизнес на центральных каналах телевидения.

В 2000–2001 гг. СМИ восстанавливали свои позиции, демонстрируя беспрецедентно высокие темпы роста освоенных рекламных бюджетов. Согласно данным рейтинговой компании TNS/Gallup AdFact, за первые десять месяцев 2001 г. рекламные поступления на телевидении выросли на 55%, в газетах – на 30%, в журналах – на 43%, на радио – на 10%; в целом за год СМИ получили от рекламы почти 2 млрд. долл. (Коммерсантъ власть, 18.12.2001 г., Известия, 23.01.2002 г.)

В условиях кризисного состояния российской экономики реклама западных потребительских товаров или их местных аналогов способствует уродливому формированию запросов массовой телеаудитории, особенно детской и молодежной, запросов, не соответствующих их материальным возможностям.

Реклама в СМИ – это и рынок политического влияния. По признанию главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Бенедиктова (в 1990 г. получила в качестве негосударственного СМИ лицензию №1), после прихода в студию в июне 2000 г. президента Билла Клинтона «у нас появилось огромное количество иностранных рекламодателей». (Независимая газета, 23.08.2000 г.) На российском информационном поле активно действует зарубежное радиовещание (см. статью «Роль международной информации в формировании репутации государства»).

Проводник чуждого менталитету, нравственным устоям, вековым традициям россиян и других народов СНГ кино- и шоу программы. В прямом смысле чужой голос у развлекательных телевизионных программ, бесконечных «мыльных опер». Во многих странах с целью защиты национального кино- и телепроизводства установлена жесткая квота для зарубежных фильмов. В США лишь 1% телепродюсеров – иностранцы, правительство – в горстке крупнейших рекламодателей, и не зря Вашингтон называют «Голливудом на Потомаке».

Обманчива псевдонациональная одежда с чужого плеча. Все эти «Братья», «Сестры», «Менты» – римейки голливудских лент, не говоря уже о лицензионных телепрограммах – скандальном «За стеклом», дебильных «Моя семья», «О, счастливчик», «Кто хочет стать миллионером?». Бурный восторг аудитории вызывают находчивые ответы на каверзные вопросы об имени Пушкина или названии великой русской реки, впадающей в Каспийское море. «Вестернизация» российской телепродукции – одно из проявлений духовного кризиса общества. Хотя и с запозданием, в Доктрине информационной безопасности зафиксирована одна из угроз – девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе.

В этом контексте показательно высказывание американского социолога Р. Стила: «Мы построили культуру, базирующуюся на массовых развлечениях и массовом самоудовлетворении... Культурные сигналы передаются через Голливуд и «Макдоналдс» по всему миру – и они подрывают основы других обществ. В отличие от обычных завоевателей мы не удовлетворяемся подчинением прочих: мы настаиваем на том, чтобы нас имитировали». (Независимая газета, 06.10.2001 г.)

С концом «холодной войны», казалось, должны были кануть в Лету голливудские ленты, разоблачающие козни Кремля. Нет же. Один из ведущих в Москве телеканалов в субботний «прайм-тайм» показал голливудский фильм «Беспредел». Вот его сюжет. Разложившаяся московская верхушка, включая генералитет и «главкома ракетных войск Жукова», – на службе мафиозных кланов. Из Подмосковья вывозят в Иран ракеты с ядерными боезарядами. Россия катится в пропасть, пока в Москве не появляется покаравший беспредел агент ЦРУ. Он же спасает от пули киллера безвольного российского президента и предотвращает взрыв Кремля. «Хеппи энд» венчает фраза героини-американки: «Я чуть с ума не сошла в этой России». Наша пресса с гордостью писала о том, что культовый киноактер Владимир Машков снялся в кассовом голливудском триллере. Но играет он русского солдата-«отморозка», и потому подлинно национальный талант делает особенно отталкивающим стародавний окарикатуренный и, следовательно, мало достоверный образ «злого Ивана».

Не будем обольщаться, что фальшивый образ России на мировом киноэкране – плод творчества свободных шоуменов. Известно, что ЦРУ в информационной войне против СССР искажало содержание литературных произведений при их экранизации и даже выступило продюсером ряда лент. (Российская газета, 11.07.2000 г.) Кстати, в день демонстрации в Москве упоминавшегося выше кинофильма российские телеканалы показали такой сюжет: в конгрессе США вице-президент НТВ обвиняет российские власти в покушении на свободу слова. Так вымысел и реальность смыкаются в общей антироссийской тональности.

В короткий срок глобальные компании в сфере шоу-бизнеса завоевали командные позиции на российском теле- и радиорынке. Показательна экспансия MTV Networks – подразделения Viacom Inc, одной из крупнейших в мире компаний в сфере развлечений. «MTV-Россия» становится восьмым региональным каналом MTV после MTV-USA, MTV-Asia, MTV-Australia, MTV-Brazil, MTV-Europe, MTV-Japan и MTV-Latin America. В союзе с Biz Enterprises в Россию впервые пришла глобальная медиа-империя. По оценке экспертов корпорации MTV Networks by Viacom, канал «MTV-Россия» занимал второе место по рейтингу в мировой семье MTV (вещает в 85 странах). В Москве канал вещает 20 часов в сутки, позволяя ближайшему конкуренту – «Муз-ТВ» (принадлежит «Альфа-группе») – оставаться единственным в Москве круглосуточным каналом. Канал «MTV-Россия» начал вещание в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже, но вскоре программы транслировались почти в 70 городах и регионах, аудитория приблизилась к 45 млн. человек.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений