Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

В тройку крупнейших компаний шоу-бизнеса входит «TV-3». Ее деятельность началась с привлечения зарубежных инвестиций. Благодаря этому в августе 1998 г. канал открыл 12-часовое вещание в Санкт-Петербурге, вскоре сеть начала вещать в Москве, Челябинске и Омске. Организатор «тройки» – генеральный директор «TV-3» Тим Макдональд. В 1979 г. он основал в США The TVX Broadcast Group (в настоящее время Paramount Pictures Television Stations). Для этого были открыты 11 новых станций и куплены вещатели в Филадельфии, Далласе, Хьюстоне, Майами и Вашингтоне. (Известия Медиа, август 2000 г.)

В процессе «вестернизации» у российской молодежной телеаудитории формируются ценностные установки в соответствии с западными стандартами, причем – наихудшими. Посетивших Москву журналистов Би-би-си поразил лишенный нравственных ограничителей телебеспредел. Например, программа «Случайный свидетель» гордилась тем, что показывала срезки американского ТВ, которые там по этическим соображениям шли в отбросы. (Известия, 18.08.2000 г.) Телесюжеты брутального содержания травмируют психику молодежной аудитории, провоцируют антисоциальное поведение, рост преступности.

В свете вышеизложенного следует признать, что государство располагает весьма скромными возможностями на внутреннем информационном рынке. Это – холдинг ВГТРК; телеканал «Культура»; радиокомпании «Радио России», «Маяк», «Голос России»; «Российская газета», «Парламентская газета»; журналы «Российская Федерация», «Родина»; информагентства ИТАР-ТАСС и РИА «Новости».

Под обломками командно-административной системы безвременно погребены и механизмы внешнеполитической информации.

Что же необходимо для обеспечения внешнеполитических позиций России информационными ресурсами? Начнем с содержательной части внешнеполитической информации (пропаганды).

w         Антироссийская стратегия информационных войн преднамеренно создает видимость «спонтанных», «незапрограммированных» откликов на события в виде реакции общественного мнения, суждений экспертов и т.д. В них обычно отсутствует достоверная аргументация, имеет место разнобой в позициях, своеобразный «веер оценок» с широкой амплитудой колебаний и перепадами от позитивных и умеренных до резко отрицательных. Однако эти «спонтанность» и «непроизвольность» только кажущиеся, они призваны обеспечить эффективную реализацию глубоко эшелонированной и преследующей далеко идущие цели организаторов антироссийской информационной войны.

w         Необходимо обратить специальное внимание на разработку и планирование целевых информационных кампаний в широких масштабах. Речь идет о кампаниях, сконцентрированных вокруг конкретного события или явления, что придает им наибольшую силу воздействия. При этом долгосрочные информационные кампании должны носить интенсивный характер. Даже имея на руках крупные политические козыри, мы зачастую ведем кампании урывками, полагая, будто публикация нескольких статей по данной теме решает тот или иной вопрос. Нет, не решает. Информационные кампании должны вестись по принципу римского сенатора Катона, твердившего по поводу и без повода, что Каргафен должен быть разрушен.

w         Во внешнеполитической информации возрастающая роль принадлежит контрпропаганде. В широком смысле слова контрпропаганда должна способствовать возникновению иммунитета к массированному враждебному воздействию. Контрпропаганда в узком смысле слова представляет собой ответную информационную акцию, направленную на нейтрализацию воздействия конкретного враждебного выпада. Порой контрпропаганда понимается как серия лишь оборонительных мероприятий. В то же время контрпропагандистская деятельность должна представлять собой систему акций, позволяющих перехватывать инициативу, побуждать «оппонента» переходить в оборону и, в конечном счете, создавать для нас выгодную ситуацию. Следовательно, контрпропаганда – это не пассивный арифметический баланс тезисов, противопоставляемых с запозданием в ответ на тезисы противной стороны.

Что должно явиться импульсом к проведению конкретной контрпропагандистской акции, какие цели она преследует? Приведу пример из личного опыта работы представителя Совинформбюро (правопреемник – АПН), официально действовавшего в качестве пресс-атташе советского посольства в Уругвае – в описываемое время одно из трех наших посольств (с Аргентиной и Мексикой) в Латинской Америке. Из конфиденциальных журналистских источников я узнал о предстоящем проведении в столице Уругвая – Монтевидео континентального конгресса «в защиту порабощенных народов» – откровенной акции психологической войны в масштабе Западного полушария. Следующие элементы способствовали дискредитации враждебной нашему государству акции:

1.        Написал краткий комментарий, точнее, реплику под названием «В окопах «холодной войны» такого содержания: «В последние месяцы наблюдается заметная разрядка напряженности в отношениях между государствами с различными политическими режимами, прежде всего между двумя такими великими державами, как Соединенные Штаты и Советский Союз. Ослабление «холодной войны» породило у сотен миллионов людей земного шара надежду на возможность сохранения и укрепления мира.

Однако, к сожалению, рецидивы «холодной войны» дают знать о себе и по сей день. В этой связи можно упомянуть тот факт, что в ближайшие дни Монтевидео станет местопребыванием континентального конгресса «в защиту порабощенных народов». Под этим термином самозванные «защитники» прав народов имеют в виду не только Польшу, Чехословакию, Румынию, но и советские республики – Грузию, Армению, Литву и т.д.

Уместно задать вопрос: кто дал право политическим авантюристам, каковыми являются организаторы и участники «конгресса», выступать от имени и в защиту народов суверенных государств? Подобная затея, имеющая целью бросить новую искру в тлеющий костер «холодной войны», вполне очевидно, вызовет законное возмущение со стороны ряда государств, с некоторыми из которых, кстати, Уругвай поддерживает нормальные дипломатические отношения».

2.        Комментарий публикуется на редакционной полосе (она отражает мнение не информационного агентства, репортера или рекламодателя, а позицию руководства органа печати) среднетиражной газеты «Ла идеа», близкой к правительству.

3.        Ежедневная массовая левая газета «Эль популар» публикует на следующий день редакционную статью с оценкой антинациональных целей организаторов сборища.

4.        Руководитель парламентской фракции влиятельной Компартии Р. Арисменди ставит в конгрессе страны вопрос о запрещении упомянутого сборища. В пользу этого предложения мобилизуется общественное мнение страны.

5.        Власти вынуждены запретить проведение враждебной интересам нашего государства акции, претендовавшей на резонанс в масштабе континента.

w         На эффективность внешнеполитической информации значительное влияние оказывает степень ее оперативности. Как правило, выигрыш на стороне того, кто говорит первым.

w         Особого внимания требует эффективность, т.е. конечный результат наших усилий. Этот конечный результат – не количество внедренных за рубежом книг, журналов, газет, статей, но сдвиги общественного мнения в нужном для нас направлении, сдвиги, которые происходят в результате наших собственных усилий. Поэтому очень важно научиться стимулировать эти сдвиги, организовывать наши усилия в выборе оптимального направления, достаточно точно и своевременно определять, какой канал, какой метод информационного воздействия необходимо наиболее активно использовать в данных конкретных условиях, что надо изменить в содержании, формах и методах нашей работы за рубежом для ее наибольшего эффекта. Искомый результат, эффективность измеряются многозначной шкалой – от притока иностранных инвестиций до отношения к нашему рядовому туристу. Программа не на месяцы – на годы.

w         Первостепенная задача – создание работоспособного механизма внешнеполитической информации. Ведь МИД, его Департамент информации и печати функционально не может быть приспособлен для конвейерного обеспечения зарубежных СМИ профессионально подготовленными материалами, которые качественно и оперативно обслуживали бы внешнеполитические интересы России.

За короткий срок огромную работу проделал Департамент информационного обеспечения МИДа РФ. Сегодня он открывает обширный информационный массив практически всем российским посольствам. Однако полученную из Москвы информацию надо приспособить к местным условиям и даже стандартам конкретного СМИ, перевести на местный язык, что успешно делало АПН. Не следует надеяться, что работу в интересах доведения до зарубежной аудитории объективного образа России выполнит патрон или редактор закордонного СМИ.

В статье «Государство как собственный имиджмейкер. Потому внешнеполитическая пропаганда ему нужна наравне с дипломатией и армией» (Независимая газета, 20.07.2000 г.) автор отмечал: «Готов повторить то, о чем писал два года назад (см. статью в «Независимой газете» 05.06.1998 г.): в национальных интересах страны – адресная и эффективная внешнеполитическая пропаганда на базе объединения в холдинг, по крайней мере, трех существующих государственных организаций – РИА «Новости», Российского центра международного научного и культурного сотрудничества и вещающей за рубеж радиокомпании «Голос России». К этому следовало бы добавить пропаганду русского языка, прежде всего в ближнем зарубежье».

Вывод: в информационном обеспечении деятельности государства во внешнеполитической информации необходимо переходить от слов к делу. Много, конечно, зависит от конкретных результатов социально-экономического и духовного возрождения России. Принято считать, что никакая пропаганда не может быть лучше той политики, которую она обслуживает. Верно отчасти, потому что во всем мире имиджмейкерские технологии призваны преодолевать в массовом сознании разрыв между действительным и желаемым. От мастерства имиджмейкера в огромной степени зависит приближение реальности объективной – к виртуальной.

Литература

Закон РФ. О средствах массовой информации. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. – М., 1992, №7, с. 378–399.

О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Российская газета, 09.08.2001.

Указ Президента РФ. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 18.01.2000.

Указ Президента РФ. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 28.09.2000.

Гаджиев К.С. Политическая наука. Глава XVI. Средства массовой информации и политика. – М., 1995.

Засурский И.И. Масс-медиа Второй Республики. – М., 1999.

Кин Джон. Средства массовой информации и демократия. – М., 1994.

Шкондин М. Экономические факторы трансформации структуры российских СМИ. – М., 1999.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М., 2002.

Иванов С. Создавать «министерство правды» мы не планируем // Век. №44, 2000.

Кому принадлежит Россия. Средства массовой информации // Коммерсантъ власть. 18.12.2001.

Пугачев В.П. Информационно-финансовый тоталитаризм: российский эксперимент по американскому сценарию // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. №4, 1999.

Сапрыкин И. Американская медийная трагедия // Независимая газета, 06.10.2001.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений