Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

Период маккартизма характерен тем, что в прессе возможны были лишь «официальные» подходы к отображению существующей действительности, причем все критики рассматривались как пособники врагу.

Социально-политические условия для новой волны журналистских расследований возникли в конце 1960-х годов, когда волнения в США и странах Западной Европы напоминали революционную ситуацию начала века. Однако последовавшая за бурным периодом политическая стабилизация вновь поставила на повестку дня некоторое ограничение критических публикаций, которые теперь вновь воспринимались как подрыв устоев демократии.

По мнению Джона Уллмена, автора книги «Журналистские расследования: современные методы и техника»[60], лучшее определение журналистского расследования дал бывший заместитель редактора-распорядителя газеты «Ньюсдэй» Роберт Грин: «Это журналистский материал, основанный, как правило, на собственной работе и инициативе, на важную тему, которую отдельные лица или организации хотели бы оставить в тайне. Три основных элемента: журналист проводит расследование, которое не проводил кто-то другой; тема материала достаточно важна для читателя или телезрителя; другие пытаются скрыть затронутые в расследовании факты от общественности»[61]. Автор называет и лучших представителей этого направления. Это Джим Стил, Дон Барлетт, Роберт Грин и Лу Килзер, получившие по две Пулитцеровские премии[62].

Журналист, ведущий расследование, обычно получает максимально возможную поддержку общественности и властей. С одной стороны – это ведет к высокой действенности публикаций, а с другой – к инспирированию выгодных с политической точки зрения расследований. Более того, некоторые исследователи стали отмечать, что в США собственно журналистские расследования стали подменяться материалами, почерпнутыми из отчетов ФБР.

Трезвомыслящие аналитики, однако, отмечают, что расследовательская журналистика себя еще далеко не изжила. Просто нужно найти методы не только констатировать недостатки, но и указывать пути их устранения. Т.е. критика должна быть конструктивной.

В последней четверти минувшего столетия в зарубежной практической журналистике очень мощно заявило о себе такое направление, как потребительская журналистика. Она рассчитана на удовлетворение потребностей покупателей различных товаров и потребителей услуг. Достаточно сказать, что издания этого направления лидируют по совокупному тиражу среди остальной периодики, рассчитанной на массового читателя. Проблематике потребительской журналистики посвящены радио- и телевизионные передачи, активно используется сеть Интернет.

Задачи этого направления журналистики – обезопасить потребителей от недоброкачественных товаров и услуг, ориентировать их в мире торговли и других сферах, способствовать распространению передового опыта в торговом, бытовом и другом обслуживании населения.

Редакции, ориентированные на потребительскую журналистику, сами или с помощью специальных организаций проводят тестирование продуктов и услуг, а результаты этого тестирования доводятся до сведений населения. Приведем несколько примеров.

Американский журнал «Консумер рипорт» провел испытания одной из новых японских автомашин на стенде, треке и трассе. Машина перевернулась при угле наклона дороги меньшем, чем обещали производители. В итоге уровень продаж этой машины в США упал до нуля, хотя раньше автомобиль пользовался спросом. Фирме пришлось дорабатывать машину и бесплатно модернизировать уже купленные образцы. Подобный же случай произошел в ФРГ. Газета «Автоцайтунг» тестировала «Мерседес Атлас». Тестирование проводилось в Швеции по методике, именуемой «Эхо». Выяснилось, что «Мерседес» неустойчив на поворотах. «Мерседес» вынужден был менять соответствующие детали. Компании пришлось потратить много денег. Кроме того, этот случай нанес ущерб имиджу фирмы. Подобное тестирование проводится по отношению ко многим товарам и услугам. Оно является действенным средством борьбы за качество в условиях, когда противодействие монополий-производителей сравнительно слабо. В том же случае, когда корпорация бросает свои силы и средства на борьбу с журналистами, далеко не всегда победа бывает на стороне журналистов. Примером может служить история с книгой Ральфа Надера «Небезопасны при любой скорости», где автор вскрыл конструктивные дефекты автомобилей, производителем которых была «Дженерал моторс». Фирма наняла частных детективов, чтобы следить за личной жизнью Надера, состоялось специальное расследование в комиссии сената и т.д. Всей этой неприглядной истории был посвящен фельетон известного американского политического сатирика и колумниста Арта Бухвальда[63].

В целом же «консумеризм» справляется с теми задачами, которые перед ним стоят, и это направление практической журналистики с успехом внедряется во многих странах.

Мы привели лишь несколько примеров из целой системы современных направлений зарубежной практической журналистики. Если говорить о тенденциях развития, то они также весьма разнообразны в зависимости от специфических условий (политических, экономических, национальных и др.).

Изменения в практической журналистике зарубежных стран зависят от национальных особенностей функционирования СМИ, общественно-политической ситуации, экономических и идеологических условий, а также от национальных приоритетов в той или иной сфере жизни. «Народная», потребительская, исследовательская и расследовательская, «новая» журналистика и другие направления нацелены на повышение эффективности газетно-журнальных публикаций, передач радио и телевидения. Вместе с тем, эти направления отражают требования рынка, который все больше и больше влияет на современную журналистику.

в начало

2.6. Журналистика и техника[64]

В развитии массовых коммуникаций техника всегда играла, и будет играть первостепенную роль. От традиционных форм передачи информации устным способом от одного человека к другому и до суперсовременных, с использованием мощнейших компьютеров и искусственных спутников Земли пролегла дорога открытий, побед и поражений. Клинописные тексты на керамике, иероглифы на шелке и папирусе, древнеславянская письменность «чертами и резами», узелковая грамота древних индейцев и многое другое впитала в себя мировая история человеческого общения.

Бурный период развития массовых коммуникаций начался с изобретением печатного станка с кассово-наборным шрифтом, но особенно – радио и телевидения. На смену быстро ставшим традиционными способам и средствам передачи информации сейчас приходят новые, связанные с использованием новейших технологий.

Джон В.Павлик из Государственного университета Сан Диего в своей книге «Новая медиа-техника: культурные и коммерческие перспективы», вышедшей в свет в 1996 году, глубоко анализирует современные технологические новшества и их влияние на средства массовой информации, прослеживает дальнейшие пути и перспективы развития массмедиа. В частности, он отмечает, что произошла техническая трансформация медиапродукта, в чем особую роль играют персональные компьютеры[65].

Об этом говорят и другие многочисленные исследования, в этом мы убеждаемся на своем повседневном опыте. Компьютер позволил значительно модернизировать сбор, хранение и каталогизирование информации. А это в свою очередь привело к радикальнейшим изменениям в массмедиа.

Возникло множество компьютерных баз данных общего пользования. Марта Уильяме, профессор информатики из штата Иллинойс, отмечает, что надежный и исчерпывающий поиск статей, скажем, в области химии, может быть проведен с помощью компьютера за 10–15 минут; для того же, чтобы просто снять с библиотечной полки указатели за последние 20 лет, потребуется больше времени.

Эта компьютерная база данных охватывает опубликованные с 1965 года материалы о 6700000 химических веществ и обеспечивает легкий доступ к рефератам 4500000 статей. Среди наиболее крупных коммерческих баз данных – ЛЕКСИС и НЕКСИС. База данных ЛЕКСИС, обслуживающая банки, коммерческие предприятия и журналистов, содержит полные тексты 8 млн. статей из 125 газет, журналов и других источников. В журналистских файлах базы данных НЕКСИС можно найти тексты статей, печатавшихся в четырех основных ежедневных газетах США, обзоры прессы разных стран и сообщения многих агентств новостей. Эти файлы еженедельно пополняются примерно четырьмя десятками тысяч новых статей[66].

Рубеж 1970–1980-х годов был ознаменован повсеместным внедрением компьютерной техники. Журнал «Электроник дизайн», одно из известнейших американских изданий по электронике, в частности, писал: «Журналы, распространяемые в национальном масштабе, влиятельные газеты, даже коммерческое телевидение возвещают о распространяющемся феномене, называемом микроэлектроникой. Кто же помогает нам войти в эту новую эру? Вы – инженеры, – так же, как вы помогли войти в наш дом Космическому веку. Космический век помнит то время духовного подъема, когда тысячи молодых американцев откликнулись на призыв молодого президента, спросившего, что вы можете сделать для нашей страны. И вы приняли участие в этой кропотливой работе. Вы были профессионалами с глубоким чувством признания. Миссия была быстро выполнена (мы достигли Луны), и тогда карьера многих из вас закончилась. Позднее, когда оборонные заказы истощились, контракты уменьшились, много большее число людей из вашей среды было выброшено за борт, – профессионалы без профессии»[67].

Это выступление специализированного журнала отмечает два момента: во-первых, безграничные возможности современной техники и роль микроэлектроники; во-вторых – социальные последствия (иной раз далеко не благоприятные) внедрения новейшей техники.

Каковы же последствия внедрения новейшей техники в практику журналистики и как государства регулируют инновационный процесс?

Самое радикальное влияние на жизнь людей оказали изобретение письменности и печатного станка. Именно эти вехи ознаменовали переход человечества от мифологической к письменной цивилизации. Долгие годы техника печати принципиальных изменений не претерпевала, пока не начался процесс освоения новых технологий. В этом большую роль играет инновационная политика государств и крупного бизнеса. В некоторых случаях это ведет к нежелательным социальным последствиям. В 1960-е годы именно в результате внедрения новейших технических и технологических решений в полиграфическую промышленность, Англии, например, началось резкое сокращение типографских рабочих, что привело к волне забастовок. Но как бы то ни было, в Великобритании переход на офсетную печать произошел достаточно быстро и сравнительно безболезненно, чему в немалой степени способствовала государственная политика в области науки и техники. В СССР, наоборот, очень долго выпускалась техника для высокой печати: линотипы, ротационные машины опять-таки уже устаревающих типов и т.п. Переход на офсет был затяжным и болезненным, закрывались целые предприятия, не сумевшие приспособиться к революционным изменениям в технике.

Сейчас на смену высокой печати повсеместно приходит офсет, который легко компьютеризируется. Компьютер широко используется для набора текста и верстки, подготовки оригинал-макетов изданий, включая многоцветные.

Проследим путь издания от рукописи до выхода тиража. Итак, автор принес или прислал по электронной почте рукопись. Она в соответствии с традициями той или иной редакции вычитывается, скажем, литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарем и редактором (это по принятой в России схеме). Но прежде чем пройти эти круги правки и подготовки к печати, рукопись вводят в компьютер, или, как выражаются, «набивают текст». И уж затем только в зависимости от технической оснащенности она направляется к тому или иному исполнителю либо по локальной компьютерной сети, либо просто передается из рук в руки. После вычитки и правки рукопись в электронном виде поступает на верстку. Здесь тексты занимают отведенные им места, сканируются и ставятся иллюстрации, делается цветоделение, если это нужно. На лазерном принтере выводится оригинал-макет, с которого уже и будет выпускаться тираж. Все эти операции можно производить не сходя с рабочего места, если редакционные компьютеры объединены в локальную сеть.

По принятой в странах Запада процедуре, универсальная компьютерная система редактирования обрабатывает информацию всех отделов. Редакторская система для отделов, напротив, обрабатывает новости каждого из них в отдельности. Лишь отдел спортивных новостей сам редактирует свои материалы, поскольку нужно знать клички спортсменов, положение команд в турнирных таблицах и т.п.[68].

А если ваш компьютер включен в какую-либо информационную сеть, то появляется возможность работы «on line», т.е. ставить, скажем, информацию ИТАР-ТАСС прямо на полосу издания. Алфред Глоссбреннер в статье «'Он лайн': выход в электронную вселенную» так рассказывает о возможностях работы. «Мне нравится встречаться с людьми через 'он лайн', но я использую эти системы и в профессиональных целях. Они особенно полезны для связи с редакторами журналов и для доставки им готовых статей. Например, я недавно закончил статью для журнала, редактор которого живет в небольшом городе в штате Вермонт. Чтобы доставить ему эту статью, которую я написал на компьютере, я набрал свой местный номер «Тимнет», подключился к системе «Эм-си-ай мэйл» в Вашингтоне и указал номер своего счета и адресное слово. Затем я дал несколько команд, сообщил «Эм-си-ай мэйл», что хочу сделать отправление по «э-почте», добавил адрес «Эм-си-ай мэйл» моего редактора и приказал компьютеру отгрузить статью с моего диска. Все заняло около двух минут. Универсальный компьютер «Эм-си-ай мэйл» поместил статью в файл редактора. Когда он позднее подключился к системе, она сообщила ему, что его ждет почта. После этого редактор разгрузил мою статью в свою систему. Теперь моя статья в компьютере редактора, и он может отредактировать ее с помощью текстового процессора и отослать из своего дома в Вермонте в редакционный отдел журнала в Бостоне. Там его коллеги направят статью на компьютеризованную наборную машину»[69].

Сейчас в мире число широкодоступных служб «он лайн» уже насчитывается сотнями и их количество неуклонно растет.

Новая техника быстро внедряется в оформление изданий. Так, самый обычный фотоаппарат сейчас приобретает новое качество. Он стал цифровым. А это значит, что изображение может быть записано на диск. В результате отпадает надобность в таких дорогостоящих и трудоемких процессах, как химическая обработка пленки, фотопечать и т.д. Фотография с диска вводится в компьютер, где может быть отретуширована, подготовлена к печати и поставлена на отведенное ей место. Компьютер предоставляет широчайшие возможности для нелинейного монтажа и многих других операций.

Новая фототехника позволяет резко повысить производительность труда и качество редакционных работников, связанных с иллюстрированием изданий. Вместе с тем, она создает некоторые социальные проблемы, в решение которых государство вынуждено вмешиваться на законодательном и судебном уровнях. Так, в США Арнольд Шварценеггер, Мария Шнайдер, Сильвестр Сталлоне, Деми Мур, Джулия Робертс и другие известные киноартисты выступают за принятие закона «Акт о защите прав личности на уединение», предложенного сенаторами Дайэн Финштейн (штат Калифорния) и Оррин Хэтч (штат Юта). Алек Болдуин, Арнольд Шварценеггер и Мария Шнайдер уже выиграли судебные тяжбы против «папарацци». Подобное происходит и в других странах. Верховный суд Канады, например, постановил, что газетные и журнальные снимки с изображением канадцев на улице, во дворе, в парках и так далее являются вмешательством в частную жизнь при условии, если они не дали разрешения снимать себя. Решение суда вызвало панику среди журналистов. Фотокорреспонденты опасаются, что предварительные переговоры с объектами их внимания «лишат фотоискусство спонтанности и естественности. Поскольку наука и техника развиваются в соответствии с присущей им внутренней логикой, и «запретить» появление новых образцов техники невозможно, государству зачастую приходится корректировать сферу применения подобных новшеств в газетно-журнальной и другой журналистской практике.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

сайт копирайтеров Евгений