Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

В связи с нарождающейся «эрой мультимедиа» ЮНЕСКО предоставляет международному сообществу арену, где могут быть опробованы возможности и действенность новых средств коммуникации и новых информационных технологий. Цели, которые ставит при этом ЮНЕСКО в области дистанционного обучения и непрерывного образования, очень высоки: образование и воспитание в духе ненасилия, терпимости, уважения прав человека и международного взаимопонимания. ЮНЕСКО и Международный союз электросвязи провели изучение телекоммуникационных тарифов - важного фактора в организации свободного обмена информацией, т.к. в случае высоких тарифов современные информационные супермагистрали могут оказаться заблокированными. ЮНЕСКО внесла свой вклад в создание Международной сети обмена информацией по проблеме свободы слова, дающей возможность пользователям сети Интернет ежедневно получать сведения о нарушениях свободы печати и случаях нападения на журналистов.

Существуют и другие ключевые вопросы по проблемам коммуникации в деятельности ЮНЕСКО. Это свободный доступ информации на рынки, защита авторских прав, гарантии независимости, которые многие издатели электронных сетей хотели бы иметь, формы финансирования при переводе архивов прессы в цифровую систему и т.д.

Распространение информации всегда связано с демократизацией общества. Именно ЮНЕСКО, призванная способствовать обеспечению свободы информации, прилагает все усилия, чтобы эта свобода нашла свое практическое воплощение.

Вместе с тем, на пути полного и всестороннего обеспечения свободы слова и свободы печати стоят преграды, вызванные современными политическими реалиями. В повестку научно-практических задач, в частности, встал вопрос о регулировании информационных потоков. Это регулирование в ряде случаев подменяется приданием информации определенного идеологического и политического характера, что происходит «всегда, когда высшим императивом является интерес не истины, а отдельных партийно-политических образований, государств, блоков и групп стран, интересы которых подаются как интерес якобы всего международного сообщества»[4].

Развал Советского Союза и всей системы социализма привели в движение механизм перестройки информационных отношений. Информация стала товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями. Начался резкий поворот от поддержки «нового международного информационного и коммуникационного порядка» к концепции «свободного потока информации».

Это в свою очередь привело к активной экспансии мощных информационных монополий стран Запада и США в развивающиеся страны, страны Восточной и Центральной Европы, в бывшие республики СССР. Информационная экспансия имеет разные формы в зависимости от политико-экономической ситуации и особенностей страны. Первыми на прилавках киосков появились крупные издания Запада. Затем на телеэкранах замелькали заморские кадры. Правда, по-разному и в различных объемах.

В Польше при правительстве премьер-министра Сухоцкой сейм принял Закон о радио и телевидении, подписанный президентом Валенсой. Этот закон демонополизировал польскую телерадиовещательную систему. Высшим контрольным органом польских радио и телевидения является Национальный совет по радио и телевидению, который несколько напоминает французский образец. Он состоит из девяти членов, двух из которых назначает президент, четверых избирает сейм, троих назначает сенат. Такая система управления радио и телевидением показала свою жизненность.

Подобным был закон и в ЧСФР «до развода», т.е. до распада федерации. В Чешской республике основным направлением изменения РТ стала приватизация. В январе 1993 года первая общечешская телесеть была продана СП «Central European Television for 21st Century». 70% акций принадлежит Организации Центральноевропейского Экономического Развития, созданной на средства американского и канадского капитала.

В Румынии приватизирован второй канал телевидения. В совместном предприятии – владельце канала – 25% составляет доля государственного телевидения и 75 – британско-канадского консорциума Atlantic Television[5].

Во многих странах контроль над информационными потоками захватили мировые информационные агентства и международные пресс-монополии. Появилось множество совместных предприятий, где «главную скрипку» играет зарубежный капитал.

В свете приведенных выше фактов может быть поставлен (пока еще теоретически, но достаточно жестко) и такой вопрос: а можно ли всерьез говорить о суверенитете страны, средства массовой информации которой находятся под иностранным контролем?

Трансформация СМИ в странах Центральной и Восточной Европы шла в трудных условиях перестройки экономических и политических отношений в обществе. Возьмем для примера СМИ Словакии и СМИ Польши.

В Словакии в марте 1990 года регистрация заменила разрешение издательства (закон 175/90 Сборника), а в 1993 году вступил в действие закон об обязательных экземплярах (закон 93/93 Сборника).

С 1989 г. начался количественный рост наименований периодической печати. Тогда в свет выходило 326 центральных, региональных и местных издания, а в 1995 г. их количество выросло на 167%.

Ежедневные газеты читает около половины жителей страны старше 14 лет. Если в 1989 году печаталось 12 ежедневных газет, то в 1993 году их было уже 20. Из существующих газет с 1989 года выходят только семь. Четыре возникли на базе ранее существовавших газет. Девять словацких газет появилось после 1990 года. За пять лет с 1990 по 1995 годы возникло и прекратило свое существование 10 газет, однако число читателей не увеличилось, т.е. сократились тиражи. Средний ежедневный тираж одной газеты в 1989 году достигал 155 тыс. экз., в 1990 – 104 тыс., в 1992 – 89 тыс., в 1995 – 79 тыс. экз. Однако по данным Института по изучению журналистики, ежедневный тираж газет на 20% меньше, если учесть непроданные экземпляры.

Региональная и местная печать изменялась следующим образом. По данным на 1989 год издавалось 122 региональные и местные газеты, а в 1995 их было уже 353. Часто эти издания выходят нерегулярно, на невысоком профессиональном уровне, по сути дела являются информационными бюллетенями. Появились «листки объявлений». Число районных и заводских газет увеличилось с 1990 по 1995 годы в два раза, зато их тиражи значительно упали.

Радио и телевидение в Словакии – общественно-правовые. Телевидение ведет передачи на двух каналах – СТВ-1 и СТВ-2. На основе лицензии идут передачи на третьем канале – ВТВ (Ваше телевизионное вещание), передачи которого транслируются через спутник. Совет по радио и телевидению выдал 60 лицензий региональным и местным компаниям. Компания Маркиза покроет 60% Словакии с помощью распространения кабельных программ.

Словацкое радио вещает на пяти программах. Первая программа - информационно-публицистическая. Вторая программа ведет передачи о литературе и искусстве, а также посвящена региональному вещанию и вещанию на иностранных языках, молодежному вещанию в сотрудничестве с Обществом Rock-FM и Радио CDI, которое является словацкой программой на немецком языке для австрийских радиослушателей.

В период социально-экономической трансформации в Польше (1989–1999 годы) пресса претерпела бурные преобразования. Так же, как и в Словакии, увеличилось количество наименований газет, активизировались дифференциация и специализация. Наибольшие изменения претерпела женская печать[6]. Увеличилось не только количество женских изданий, но и их тиражи. В социалистической Польше насчитывалось 48 женских изданий. К числу самых старых польских журналов, издаваемых после 1945 года, относится «Кобета и жиче». Женская пресса в ПНР, как и везде, кроме информационных материалов содержала разделы и рубрики, посвященные моде, домашнему хозяйству, воспитанию детей, проблемам семьи и т.п. Другой чертой социалистической прессы было стремление расширять практические навыки и повышать культурный уровень женщин, а также привлекать их к участию в общественной жизни. Помимо этого, женская пресса должна была информировать, воспитывать, советовать и учить.

Женская аудитория в 1945–1989 годы недооценивалась. Исследования показывают, что количество изданий, предлагаемых женской аудитории, было в два раза меньше фактического запроса на нее. Динамика развития женской прессы в Польше приостановилась в 1990 году. Из 16 женских журналов, издаваемых после 1959 года, к началу 1997 года конкуренцию выдержали всего 10. Только два из них – «Проблемы семьи» и «Домашнее хозяйство» – издавались благодаря помощи правительства символическим тиражом – 1–2 тыс. экз. Самое старое женское издание польской прессы «Кобета и жиче» решением Ликвидационной комиссии РИК от 21 апреля 1991 года было передано кооперативу журналистов. Прочие женские издания также переходили в другие руки.

Смена издателей привела к расширению числа качественных женских журналов и, прежде всего, к значительной трансформации содержания. Эти преобразования произошли под влиянием прессинга иностранных инвесторов, которые после 1989 года вышли на польский рынок и начали издавать собственные издания. Они представляли собой, как правило, версии немецких и американских журналов, практически не имеющих ничего общего с оригинальными польскими изданиями. Среди журналов, финансируемых иностранными инвесторами, первое место занимает «Клаудиа», владеет которой немецкая фирма «Грунер унд Яр». Этому же концерну принадлежали недорогие журналы «Най», «Пани Дому», «Сандра», «Секреты кухни». Другие издательства, функционирующие на польском рынке: немецкие – «Генрих Бауэр» (журналы «Тина», «Хвиля для себе», «Свет кобеты»), «Анна-Бурда» («Бурда», «Мисс Бэ», «Верена», «Вера»), «Феникс Интермедиа» («Дивчина», «Эла»), «Аксель Шпрингер» («Пани дому») и др; норвежское издательство «Оркла Медиа» («Филипинка», «Пшекрой»), швейцарское издательство «Юрг Маркард» делит паи с «Феникс Интермедиа» («Дивчина»).

Ежемесячник «Фамилия. Семья католическая» был создан по образцу западноевропейских изданий. Печатались жития святых, общественные фельетоны, авторами которых были лица духовные, корреспонденции о визитах папы римского.

Единственно чисто польским издательством, возникшим после 1989 года и бросившим вызов иностранным инвесторам, был концерн «Прушински Лимитэд», издававший популярный ежемесячник «Домашний советник» – журнал, который хотя был адресован всей семье, но чаще всего раскупался женщинами. В 1994 году тираж этого издания достиг 3 млн. экз. Другим польским изданием, достигшим успеха на рынке, был ежемесячник «Твой стиль» тиражом 450 тыс. экз.

Самое большое количество польских изданий для женщин (37) возникло в 1991 году, в 1990 году – 14, а в 1992 и 1993 годах – по 17.

Огромный успех женской прессы в Польше имел несколько причин. Предложение соответствовало спросу. Женские издания были адресованы всем возрастным, социальным и профессиональным группам. Они различались не только по профилю, но и по цене. Тип и адресат определяли содержание издания.

До начала трансформации польское государственное радио и телевидение существовали по принципу самофинансирования, имея также право на дотации из государственного бюджета[7]. С введением в январе 1990 года рычагов рыночной экономики радио и телевидение фактически были лишены дотаций со стороны государства. Резко снизились поступления от абонентной платы в связи со стремительным падением уровня доходов населения.

Польское телевидение вынуждено было пойти по пути коммерциализации. Неэффективная рекламная политика, низкая абонентная плата не могли покрыть всех расходов, необходимых для существования самого телевидения. Необходимость финансирования расходов для выполнения общественно-политических задач подтолкнуло руководство польского радио и телевидения к поиску других путей, в том числе и к привлечению иностранного капитала.

В сфере электронных СМИ участие иностранного капитала с самого начала их перестройки в Польше было ограничено. Это ограничение впоследствии оформилось законодательно: ст. 33 нового Устава о радиовещании и телевидении допускает участие иностранного капитала в электронных СМИ не более 33%. По мнению польских аналитиков, это ограничение в конце концов будет сломлено, поскольку развитие РТВ требует гигантских инвестиций.

Трансформация польского ТВ сопровождалась экспансией спутникового телевидения, зарождением и становлением каналов частного телевидения, в том числе с привлечением иностранного капитала, что было обусловлено законодательным переходом от государственной модели телевидения к общественной.

Первое негосударственное ТВ возникло в Польше в 1990 году, а к началу выдачи лицензий на вещание (в соответствии с Положением о радиовещании и телевидении, принятом в начале 1994 году) насчитывалось уже 19 частных телевещательных центров, функционирующих «пиратским» образом.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

сайт копирайтеров Евгений