Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

Ранее он подвизался в каретном производстве и успешно применил усвоенные им методы при расширении своей империи «Дженерал моторс». Первые самостоятельные шаги Дюранта были весьма успешными. В 1885 году, когда ему было 24 года, Дюрант служил страховым агентом во Флинте, штат Мичиган. Вместе со своим коллегой Дж. Д. Дортом он купил патент на... две двуколки и заключил с субподрядчиком договор на их производство, а сам занялся сбытом продукции.

Первое знакомство с рекламой состоялось. Структурирование рынка помогло найти подход к недоверчивым покупателям-фермерам. Для продажи двуколок использовались торговые центры по сбыту сельскохозяйственного оборудования с уже налаженной системой рекламы.

Дела фирмы «Дюрант-Дорт кэрридж компани» пошли настолько успешно, что она сама решила заняться производством двуколок. В 40 лет Дюрант был уже миллионером. Решив обзавестись собственной индустриальной империей, Дюрант купил «Бьюик мэныо-фэкчуринг компани» – небольшую фирму, попавшую в трудное положение. Начало было положено.

Вскоре детище Дюранта выросло – он продавал больше автомашин, чей Форд. После неудавшейся попытки объединить четыре крупнейшие компании по производству автомобилей – «Бьюик», «Максуэлл», «Рео» и «Форд» – Дюрант основал «Дженерал моторс компани», в которую вошли «Бьюик», «Кадилак», «Олдсмобил» и «Окленд» (впоследствии «Понтиак»), пять других автомобильных фирм, три компании, выпускавшие грузовые машины, десять предприятий по производству запасных частей. Быстрый рост компании привел к финансовым затруднениям. Банкиры, давшие кредиты, в качестве комиссионных взяли 12,5 млн. долларов плюс акции «Дженерал моторс» на сумму 6 млн. долларов. По указанию банкиров, которых интересовали прибыли, а не расширение производства, были объединены все дочерние предприятия, а считавшиеся нерентабельными мелкие – ликвидированы. Именно в этот период в верхушку руководства фирмой вошли Чарльз Нэш и Уолтер Крайслер. Дюрант же, объединив свои усилия с швейцарским механиком Луи Шевроле, приступил к производству недорогого автомобиля, который стал соперничать с фордовским. Успех новой машины был столь велик, что Дюрант попытался вернуть себе «Дженерал моторс». В этом ему помогали Пьер Дюпон и Джон Рэскоб.

В дальнейшем вся история «Дженерал моторс» была связана с фамилией Дюпонов. Рыхлая дюрантовская структура компании была заменена четкой служебной иерархией. Появились группы высококвалифицированных консультантов и комиссия экспертов. Была укреплена организация сбыта готовой продукции. По-новому стали смотреть на рекламу и «паблик рилейшнз» – связи с общественностью.

Как писал американский исследователь Б. Селигмен, «наступила эра менеджеров в серых костюмах со вкрадчивыми манерами».

Отделы «паблик рилейшнз» в некоторых промышленных фирмах возникли в начале века, во многих – в 20-х – 30-х годах. Корпорация «Дженерал моторс» имеет собственные мощные отделы по связям с общественностью и регулярно обращается за помощью к специализированным фирмам «паблик рилейшнз».

Пришлось решать проблему взаимоотношения служб рекламы и «паблик рилейшнз». Это оказалось не так-то просто, поскольку даже у специалистов нет единодушного мнения о функциях той и другой. Действительно, трудно определить, где кончается реклама и где начинаются «связи с общественностью». Пиар-мены считают рекламу институтов, идей и личностей своей прерогативой, но также активно вторгаются в святая святых рекламных агентств, занимаясь деятельностью, так или иначе связанной со сбытом продукции. В свою очередь рекламная индустрия достигла такого развития, что ей поручается пропагандистское оформление и ведение политических кампаний. Так или иначе, но корпорации кровно заинтересованы в дружбе с прессой. И они активно ее добиваются. Прежде всего, чтобы создавать и популяризировать привлекательный образ корпорации.

Интересно отметить, что словосочетание «образ корпорации» впервые был употреблен в одной из статей в 1953 году, хотя и корпорации, и реклама, и «паблик рилейшнз» уже давным-давно существовали. Более того, А.Ли еще в начале века успешно строил благоприятный образ Рокфеллера, предлагая его публике в качестве филантропа, друга детей и примерного христианина. Дело в том, что под «образом корпорации» стали понимать не просто впечатление, стихийно складывающееся у каждого, а такое, которое целенаправленно формируется различными средствами. Это одновременно и концепция, имеющая в развернутом виде идеологическую, организационную и содержательную стороны.

Образ «Дженерал моторс», одной из «трех сестер» – крупнейших автомобилестроительных монополий Америки, лепят высококвалифицированные, знающие свое дело профессионалы. Причем не только «на продажу», но и для «внутреннего употребления» – для руководства собственными рабочими. Если раньше управляющие могли высказываться открыто и без затей: «Работайте быстрее и лучше, иначе найдем замену», или «Не хотите работать за прежнюю зарплату – наймем других», то в новые времена такие вещи уже не проходят. В соответствии с установками «человеческих отношений в промышленности» и рекомендациями «воспитания корпоративного духа» на предприятиях «Дженерал моторс» современные менеджеры хорошо знают, «чем дышат рабочие парни» и действуют в соответствии с рекомендациями психологов, социологов и других специалистов. Сочетание демократичности руководства с постоянным наблюдением за поведением работающих позволяет добиваться тотального контроля и на этой основе высокой эффективности производства. Как неоднократно отмечалось исследователями, достаточно высказать в печати мнение, расходящееся с точкой зрения руководителей фирмы, чтобы быть уволенным без всякой компенсации. Бонусные доплаты (а они достигают 30% от заработной платы) могут отменяться по сути дела по произволу администрации. Но здесь может вступить в силу «борьба за образ фирмы» – иногда легче откупиться от одного-двух человек, чем «потерять лицо». Себе дороже!

Автомобиль в США является не только средством передвижения, но и определенным символом преуспевания. Американцы стали отождествлять себя со своим автомобилем. Чем роскошнее и новее автомашина – тем выше престиж ее владельца. Но из-за роста цен на бензин, трудностей с парковкой, все больше и больше американцев пересаживается на средние и небольшие машины. «Дженерал моторс» и здесь идет в ногу со временем.

Основными владельцами «Дженерал моторс» остаются Дюпоны. Один из американских журналистов, отвечая на панегирик в честь Дюпонов со стороны журнала «Тайм», остроумно заметил, что «есть одно только место в Америке, где король Франции Людовик XVI почувствовал бы себя как дома, если бы ему удалось приставить свою отрубленную голову обратно к телу. Это место находится в лесах штата Делавэр в «графстве Дюпонов». Да, здесь властвуют, подобно тому как в прошлом властвовали феодальные князья, миллиардеры Дюпоны. Более 200 примыкающих друг к другу имений, принадлежащих членам семейства, размещены в лесистой части штата, образуя великолепный заповедник для охоты на лис. Дома внутри увешаны трофеями, добытыми во время охоты членов семьи ни хищников в Африке, рисунками таких яхт Дюпонов, как «Американский орел», и кубками, завоеванными племенными породами скота». Не следует, однако, забывать, что владения Дюпонов находятся не только в штате Делавэр, но и в Пенсильвании, в штате Нью-Йорк, во Флориде и других местах.

Дюпоны, как и все «жирные коты», жертвуют громадные суммы на проведение избирательных кампаний, в фонды партий и общественных движений. Не забывают, естественно, и о прессе, которая так заботится о их популярности и «образе корпорации».

Так же, как и на заводах Форда, автомобилестроительные предприятия «Дженерал моторс» обеспечены собственной прессой. Выходит, например, многотиражка «Спаркплаг» («Запальная свеча»).

Недавно мне довелось побывать в Сахаре. Там я услышал такой анекдот.

Бензиновая колонка в африканской пустыне. Большая вывеска:

«Наполни бак и все канистры. Три следующие бензоколонки, которые ты увидишь, – мираж».

Для «Дженерал моторс» пустынь не существует. Большой капитал всегда найдет выход из положения. А специалисты по рекламе и «паблик рилейшнз» сами создают нужные корпорации миражи.

Что хорошо для «Дженерал моторс», то хорошо и для всей страны!

Среди «трех сестер» – гигантов автомобильной промышленности особое место занимает «Крайслер». Уступая «Форд мотор» и «Дженерал моторс», эта фирма остается одной из самых значительных автомобильных монополий в мире. Но вместе с тем, «Крайслер» активно развивает свои дочерние фирмы во многих странах мира, является одним из крупнейших военных подрядчиков как в самих США, так и за их пределами.

Что сказать о человеке, который дал свое имя знаменитой корпорации? Прежде всего, он создал свой «плимут», покоривший в свое время сердца американцев. Более того, Уолтер Крайслер вошел в историю автомобилестроения как один из руководителей «Дженерал моторс». Как же получилось, что имя Крайслера носит конкурирующая с «Дженерал моторс» корпорация? Очень просто. В свое время с Дюпонами вынуждены были объединиться Морганы в руководстве «Дженерал моторс». А «Крайслером» по сути дела владеют те же Морганы...

Как видим, конкуренция конкуренцией, а когда дело касается выгоды, сотрудничество очень даже возможно. Тем более возможно, если в дело включаются миллиарды Морганов.

Если реклама в исполнении Генри Форда I была простой и напористой, то нынешняя реклама «Крайслера» вкрадчива и ненавязчива. Потребитель получает нужную ему информацию о товарах и услугах, представляемых фирмой, но чрезвычайно редко все это увязывается с фамилией миллиардеров. Как отмечал в свое время журнал «Лайф», «несмотря на приверженность традициям, ничего старомодного в стиле работы банка Морганов нет». И не только банка, добавим мы. Ведь Морганы среди тех, кому принадлежит тот же «Лайф». Короче говоря, Морганы модернизировались. А начиналось все так...

Основатель династии Джуниус Спенсер Морган сколотил немалое состояние в несколько миллионов долларов. Разбогатев за счет различных противозаконных сделок во время войны Севера и Юга, Джуниус Спенсер Морган стал компаньоном одного из крупнейших банкиров США Джорджа Пибоди. Так что сын Джуниуса Джон Пирпонт Морган-старший по кличке Корсар унаследовал значительное состояние. Именно Корсару досталась слава создателя «моргановской империи».

Одним из первых контактов Моргана-Корсара с автомобилестроением была встреча с Уильямом Дюрантом, когда тот испытывал серьезные финансовые трудности. Дюрант пришел к Моргану и предложил ему купить «Дженерал моторс» за... полтора миллиона долларов. К этому времени наиболее дальновидные банкиры в автомобильной промышленности видели огромные перспективы. А Морган посмеялся над ним и попросту выгнал вон. Через 12 лет, в 1920 году, ему уже пришлось объединиться с Дюпонами, чтобы наскрести 80 млн. долларов для приобретения все той же «Дженерал моторс».

Как отмечают биографы, отличительными чертами Корсара были полная беззастенчивость в выборе средств, презрение к каким бы то ни было моральным нормам, жестокость и алчность. Перед смертью старик Морган решил несколько приукрасить себя в глазах потомков. Он справедливо считал, что некоторая респектабельность поможет его наследникам в бизнесе. Вот почему завещание, которым он передавал своему сыну Джону Пирпонту-младшему сотни миллионов долларов, Корсар начал словами: «Я предаю душу свою в руки моего спасителя в глубокой вере, что, искупленную и омытую в его драгоценнейшей крови, он представит ее безгрешной перед Творцом моим небесным. И я умоляю детей моих ценой всякого риска и личной жертвы поддерживать и защищать святое учение о полном искуплении грехов кровью Иисуса Христа, некогда пролитой ради сего». Путь накопительства, которым провел Корсар, это цепь преступлений от убийств до государственной измены.

Ныне группа Морганов контролирует десятки крупнейших промышленных корпораций, банки, железные дороги, страховые компании. Семейной чертой по-прежнему является беспринципность в приумножении капиталов.

И еще одно: политические воззрения Морганов всегда явно тяготели к правым. Так, комиссия Маккормака-Дикштейна подтвердила обоснованность сенсационных обвинений по адресу некоторых лидеров «Американского легиона» и известных деятелей Уолл-стрита (один из них был тесно связан с банкирским домом Моргана) в том, что они организовали заговор и действительно предполагали установить в Америке фашистскую диктатуру. Это, конечно, было быстро затушевано покорной прессой.

Немаловажную роль упрятать от посторонних глаз свои миллиарды играет стремление избежать налогообложения. Вот почему реклама моргановских предприятий чаще всего не связана с их фамилией. Часть капиталов – в различных благотворительных фондах, часть – в средствах массовой информации, которые не только помогают в осуществлении рекламных и пропагандистских кампаний, но и создают привлекательный имидж корпорациям, тому же «Крайслеру», например. К благотворительным фондам прибегал и Генри Форд, но Морганы придумали иной ход. Это формальное дробление компаний на множество мелких и мельчайших дочерних предприятий со сложной системой подчинения и переплетающихся интересов.

Находящаяся в сфере влияния группы Морганов корпорация «Крайслер», дабы избежать конкуренции западноевропейских автомобильных фирм, сама активно скупала европейские компании. В середине 60-х годов она, в частности, увеличила свою долю во французской автомобильной компании «СИМКА» до 77% акционерного капитала, т.е. «породнилась» с монополией «ФИАТ».

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

сайт копирайтеров Евгений