Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

Представители Анненбергской школы коммуникаций, созданной при Пенсильванском университете, и Ч. Райт, в частности, обращают внимание на то, что массовые коммуникации – это социальный процесс. «Развитие массовых средств создало новую форму общественных коммуникаций – массовую. Эту новую форму можно отличить от всех других типов по характерным чертам: она предполагает большую разнородную и анонимную аудиторию; информация передается публично, часто с ориентацией на немедленное восприятие ее большей частью аудитории и отличается быстротечностью; коммуникаторы объединены в сложную организацию или работают в индустрии с большими финансовыми средствами»[33]. Заслугой Ч. Райта является то, что он четко определил функции средств массовой коммуникации, и одну из главных функций – функцию социализации и передачи культуры и ценностей новым членам общества.

Таким образом, именно средства массовой информации являются тем каналом, посредством которого широким слоям населения транслируется текущая актуальная информация. СМИ фактически манипулируют сознанием людей и формируют общественное мнение и культурную позицию индивида. Современные средства массовой информации, являясь частью массовой культуры, «демонстрируют нам не что иное, как наше собственное «культурное лицо»[34].

В новейшей истории российского общества средствам массовой информации принадлежит особая роль – активное и самостоятельное участие в процессах трансформации социокультурной действительности. Массовая информация создает основу духовного мира личности, «информационный базис» системы ее отношений и деятельности. Употребляя в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовая», теоретики не видят в нем негативного значения, так как массовость в данном случае – это направленность на массу, соответствие нуждам этой массы, стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим суждениям и нормам. Помимо этого, «массовость» включает доступность информации для массы, простоту формы, способствующей легкому усвоению, и открытую возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации. Задача средств массовой информации – транслировать в массы сведения обо всех событиях, которые происходят в стране и мире: политике, экономических преобразованиях, науке, культуре, внешней среде и внутренней жизни человека – обо всем неисчерпаемом многообразии реальности.

Первостепенная роль СМИ объясняется рядом причин: оперативностью в распространении общественно значимой, затрагивающей интересы людей информации, возможностью одновременного охвата большой аудитории. Помимо этого, именно средства массовой информации, как никакие другие средства коммуникации, способны соединить в эфире или на газетно-журнальной полосе наиболее компетентных в той или иной сфере деятельности людей, сопоставить различные точки зрения и самим ходом дискуссии повлиять на выработку общественного мнения.

Историческая последовательность, в которой появились СМИ, наложила отпечаток на их специфические характеристики. Европейская пресса ведет отсчет времени лишь с XVII в., когда впервые появилась коммерческая газета, а появление массовой газеты в США относится к 1833 г. Радио как средство массовой информации имеет 75-летнюю историю, телевидение – 50-летнюю.

Газетная пресса, таким образом, – одна из древнейших форм средств массовой информации, и сегодня она располагает большими специфическими возможностями оперативно, правдиво, адекватно или искаженно отобразить реальную действительность. Исследование американской аудитории с целью выяснения социальных факторов, определяющих популярность каналов коммуникации, показало, что наибольшую роль играет возрастной фактор. Аудитивный канал (радио, звукозаписи, фонограммы) популярны у молодежи до 20-ти лет, затем предпочтение отдается телевидению, после 30-ти лет внимание переключается на прессу. Была установлена оценка аудиторией источников информации. Наблюдения в течение 30 лет (1959–1988 гг.) показали, что лидирует телевидение (39–55%), затем следуют газеты (21–26%), радио (6–12%). Высокий рейтинг у местных, региональных газет (72%). В России же ведущее место занимает пресса, которая представляет различные точки зрения и ориентирована на различные слои населения. Определенную роль играет и традиционная вера в «печатное слово». Помимо этого, газетная пресса все еще остается самым доступным средством коммуникации как в России в целом, так и в Алтайском крае. Технические средства позволяют сегодня 98,8% населения России принимать телевизионную информацию, однако современные технологии используются населением пока недостаточно. По количеству телевизоров (на 1000 жителей в нашей стране приходится 379 телеприемников) мы занимаем 20-е место в мире[35].

Оставляет желать лучшего и техническая оснащенность региональных телекомпаний. Достаточно сказать, что в экономически отсталых районах Алтайского края, особенно отдаленных, до сих пор принимаются только два канала Центрального телевидения – РТР и ОРТ, а местный канал ГТРК «Алтай» транслируется на волнах, выделенных в сетке вещания холдингом ВГТРК. Все это создает значительные ограничения для аудитории в выборе и потреблении информации и повышает роль газетной прессы.

Ограничена аудитория, которая пользуется Интернетом. По данным социологических исследований, проведенных в России в 1998–1999 гг.[36], можно констатировать, что аудитория российского Интернета – это специфическая группа населения, которая характеризуется следующими признаками: проживание в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах; наличие высшего (неоконченного высшего) образования; средний возраст около 35 лет; доходы средние или выше средних.

Помимо этого, по мнению доктора социологических наук, директора ВЦИОМ Ю.А. Левады, «именно в газете настоящая аналитика и может быть. Только газета способна давать обоснованную, аргументированную точку зрения»[37]. Тиражи сегодняшней прессы резко сократились в условиях рынка в сравнении с доперестроечным периодом в СССР. Но тем не менее пресса находит своего читателя во всех кругах нашего общества.

Пережив вместе с российским обществом в ХХ столетии революционные катаклизмы, современная газетная пресса в который раз изменила свои место и функции в системе средств массовой коммуникации.

Российской дореволюционная (1900–1917 гг.), партийно-советская (1917–1991 гг.) и, наконец, постсоветская (с 1991 г. по настоящее время)[38] пресса всегда являлась тем самым каналом, который транслировал широкому населению культурные инновации, хотя позиции прессы не всегда были одинаковыми.

Сразу после революции 1917 г. В.И. Ленин в многочисленных статьях разработал теорию социалистической прессы, которая кардинальным образом отличалась от буржуазной. Пресса буржуазная, по мнению В.И. Ленина, уделяла слишком много внимания мелочам политики, отвлекая тем самым массы от насущных проблем жизни. Пресса новая, народная, должна была стать идеологическим орудием пролетариата в борьбе за мировой социализм, рупором идеи всеобщего равенства, она должна была воспитывать массы в духе коллективизма, выявлять все недостатки в хозяйственной практике коммуны. Таким образом, «в социалистическом обществе пресса превращалась из органа сообщения политических новостей в орган экономического воспитания масс»[39].

Основными принципами провозглашались партийность, народность, массовость печати. Основными функциями – агитация, пропаганда и организация масс. Пресса практически являлась рупором партии, который выполнял партийные поручения литературными средствами[40]. Знания о «реальном положении страны в СССР были монополизированы ее руководством, которое во имя «высших государственных целей» брало на себя миссию определения того, что положено знать гражданам, а что нет, и держало информационные потоки под жестким контролем»[41].

После начала перестройки в российском обществе наметились новые тенденции: гласность и демократизация, которые в принципе изменили функции и место прессы в системе коммуникаций. На первый план в СМИ выступили задачи правдивого отражения действительности, информированность, компетентность, профессионализм. В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных средств массовой информации, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе. После 70-ти лет ограничений средства массовой информации заработали на полную мощность. Появилось много новых независимых изданий, получивших возможность писать на темы, которые раньше в прессе замалчивались, а сегодня особенно интересуют читательскую аудиторию.

Средства массовой информации получили возможность самостоятельно контролировать источники информации, формы ее подачи и информационную потребность аудитории. Господствующий ранее политический режим исключал саму возможность существования масс-медиа с такими функциями. До перестройки тотальный контроль перекрывал возможности свободного выбора информации в СМИ. Теперь же, решая задачу организации свободного информационного обмена, в рамках которого необходимы экспертный, независимый анализ и оценка событий, происходящих в культурной жизни страны, пресса перестала занимать позицию «подчиненности» и начала играть одну из важных ролей в формировании новых культурных приоритетов.

Наличие прессы новой ориентации объясняется рядом факторов. Главный из них связан с характером межсистемной общественной информации – переходом к демократии и рыночной экономике. В социально-политической сфере общества произошли кардинальные изменения. В России сложилась принципиально новая социальная практика, обусловленная наличием гражданских прав, политических свобод, потенциально широкими возможностями самостоятельно принимать решения. Это привело к разрушению старых стереотипов социальных отношений, выстраиванию новой картины мира, определению своего места в формировании новой системы ценностей и координат. Возникла, как следствие этого, острая потребность в новой информации и не просто информации, а, наряду с событийной картиной происходящего, аналитическом ее освещении.

Модернизировались и типологические характеристики средств массовой информации: вместо однородной партийно-советской печати, которая имела различия в основном по своему иерархическому строению, но почти не отличалась по содержанию и оформлению, появилась пресса самого разнообразного толка с чертами, свойственными СМИ рыночного общества. Печать разделилась на прессу для интеллектуалов и на массовую; на официозную, отражающую точку зрения правительства, и независимую, которая выражает мнение своего издателя, редакционного коллектива; на деловую и развлекательную и т.д.[42] Изменились и функции СМИ, и та роль, которую они играли в обществе. Получили распространение издания, цель которых – не политическое воспитание масс, а их широкое информационное обеспечение во всех сферах жизни[43]. Необходимо отметить, что функции российской журналистики не изменялись с первых послереволюционных лет до нынешнего времени. После того, как В.И. Ленин продиктовал основные признаки советской печати, все исследования, проводимые в сфере теории журналистики вплоть до начала 90-х гг., однозначно утверждали, что функции журналистики сводятся к пропаганде, агитации и организации масс[44]. Информация подавалась только в том ракурсе и только та, которая была выгодна партии.

Столкнувшись с рыночными отношениями, средства массовой информации, естественно, оказались под их воздействием. Безапелляционный арбитрализм и скучная идеологическая дидактика стали сменяться стремлением развить две главные и основные функции журналистики: собственно информирования аудитории и выражения общественного мнения. Изменились и принципиальные парадигмы деятельности прессы. На место «объект-субъектного пропагандистского воздействия» пришло «субъект-субъектное информационное обслуживание», которое предоставило аудитории самой выбирать информацию и вырабатывать свою точку зрения.

Средства массовой информации начали выполнять большее количество функций, в однозначности которых современные исследователи не могут утвердиться. Основное различие сводится к степени детализации функций. В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэллом были выделены три функции средств массовой коммуникации: 1) обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; 2) корреляция с социальными структурами общества, что можно интерпретировать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; 3) передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур. В 1960 г. американский исследователь К. Райт добавил еще одну функцию – развлекательную.

В современной российской теории журналистики существуют три основополагающих концепции функций. Одна из них принадлежит И.Д. Фомичевой, которая выделяет функции информирования, социально-ценностного ориентирования, психической регуляции общества, коммуникации, самоуправления общества[45]. Б.А. Грушин также выделяет пять функций: информирование, воспитание, создание необходимого эмоционально-психологического тонуса, организационная и коммуникативная[46]. И, наконец, Е.П. Прохоров представил комплексное и структурированное описание функций журналистики, выделив идеологическую, культуроформирующую, рекламно-справочную, рекреативную (развлекательную), непосредственно организаторскую функции. Анализируя теории функций печати, мы можем прийти к выводу, что среди других обязательных культуроформирующая функция, как социокреативная и социотрансформативная, является доминирующей. Культуроформирующая функция журналистики заключается в участии прессы в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитании людей на образцах общемировой культуры, способствовании всестороннему развитию человека. Культуроформирующая функция имеет своей целью обогащение внутреннего мира человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип самостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей, их осмысления и интериоризации, т.е. «включения» в личностный мир. Это обязывает средства массовой информации знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией.

СМИ не просто передают – принимают информацию, но являются тем самым каналом, посредством которого меняются культурные приоритеты и задаются новые смыслы и ценности. При этом СМИ выполняют важнейшую роль в транслировании в массы культурных инноваций.

в начало

3.3. ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЕ

Одной из наиболее важных на сегодняшний день проблем, к которым постоянно обращаются средства массовой информации – это проблема формирования и функционирования в современном социуме молодежных субкультурных (неформальных) объединений. В средствах массовой информации к неформальным объединениям молодежи относятся по-разному. Для одних неформальные объединения являются символом нонконформизма, другие видят в них угрозу чуждых и враждебных влияний Запада, третьи считают неформалов просто бесплодными организациями, объединяющими людей, не способных на серьезные дела, в-четвертых, это оценка неформальных объединений как формы ухода молодых от серости, скуки жизни.

Членом неформальной группы, по определению социологов, является молодой человек школьного возраста, студент младших курсов вуза и среднего образовательного звена, с обязательной установкой на нонконформизм, необычное поведение. Действующим лицом в материалах прессы является отдельная конкретная личность; основной мотив вступления в неформальную группу – отторжение культуры отцов. Характер деятельности неформалов описывается с помощью таких категорий, как противостояние, бунт, неприятие официальных культурных установок, организация досуга; способы действия – моделирование своей собственной культурной парадигмы, нонконформистское поведение; результатом деятельности неформалов показано отрицательное влияние на общество, формирование культуры нового негативного типа.

Авторская позиция в публикациях о неформалах характеризуется повышенной эмоциональной оценочностью описываемого, чаще – негативная оценка деятельности неформалов; авторы стремятся побудить отказаться молодежь от конфликтности в поведении.

Говоря об инновационных культурных явлениях, журналисты в своих публикациях обращаются к разнообразным жанрам, необычным заголовочным комплексам. В то же время в материалах слабо используется такой прием привлечения внимания аудитории, как индивидуализация проблемы с помощью описания ситуации с определенной личностью. Материалы о неформалах нечасто встречаются в прессе, публикуются на внутренних полосах.

Под неформальным объединением молодежи понимается любое неформализованное сообщество молодых, не имеющее официального статуса, включенное в систему контркультурных отношений.

«Алтайская правда», «Свободный курс», «Вечерний Барнаул» и «Молодежь Алтая» являются наиболее читаемыми в регионе. Рейтинг популярности этих газет представлен данными независимой исследовательской компании КОМКОН[47], что позволило определиться с выбором анализируемых средств массовой информации Алтайского края.

Следует отметить, что материалы о неформальных объединениях, публикуемые в этих газетах, чаще носят характер непостоянный, хотя круг вопросов, касающихся молодежной темы, велик. Исследуя газетную прессу, ученые сталкиваются с огромным тематическим многообразием сюжетов, проблем больших и малых, традиционных или только что выдвинутых временем. Это и «вечные» проблемы отцов и детей, и проблемы, рожденные в новую эпоху, связанные с субкультурными молодежными объединениями – от детей «хиппи» до «сатанистов». Поэтому сегодня необходим комплексный, многоплановый анализ роли газетной прессы в трансформативном воздействии молодежных субкультур на массовую культуру современного российского общества.

Контент-анализ 1876 публикаций о неформальных молодежных группировках и о неформалах в газетах «Свободный курс», «Молодежь Алтая», «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», изданных на территории Алтайского края за период с 1995 по 2000 г., дает возможность увидеть степень интенсивности, регулярности, повторяемости воздействия созданных в газетах последних пяти лет прошлого столетия образов члена неформальной группировки. Выбор времени для анализа обусловлен непосредственно изменениями, произошедшими в субкультурной среде и в российской прессе. Исследователи отмечают пик молодежной активности с 1995 г., что качественно изменило содержание материалов, представляемых вниманию аудитории.

Средства массовой информации являются тем самым каналом, посредством которого популяризируются и транслируются в массовую аудиторию те культурные инновации, которые несут в себе молодежные субкультурные объединения. СМИ тем самым содержат в себе определенный культурный заряд, представляя аудитории члена неформальной группировки. Сформулировать его можно следующим образом: молодежные субкультуры нужно показывать скорее как культурное явление и побуждать аудиторию к правильному пониманию молодежных проблем.

Образ члена неформальной группировки в региональных СМИ отражает действительный социально-психологический облик члена неформальной группировки. Являясь своеобразным аналогом социальной и культурной действительности, материалы газет достаточно полно отражают явление неформалитета в культурной жизни нашего общества. При этом одни характеристики члена неформальной группировки подаются как положительные, что позволяет создать определенный стереотип молодежного поведения («толкинеисты»), так и отрицательные («мазафакеры», «гопники», собственно «нефоры»). Помимо этого, существует и нейтральная характеристика молодежных субкультур, предлагающая аудитории после прочтения материалов самой расставить позитивные и негативные акценты («байкеры», «хиппи»).

На основе анализа материалов газет «Свободный курс», «Молодежь Алтая», «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул» складывается представление о члене неформальной группировки как о человеке в возрасте от 12 до 30 лет, т.е. членом неформальной группировки является молодежь. Данная категория анализа сознательно берется с таким широким возрастным диапазоном, так как в текстах газетных публикаций возраст героев указывается обычно нечетко, часто его можно определить только по косвенным проявлениям. Члены неформальной группировки в возрасте от 30 лет описываются реже, хотя более старшее поколение также представлено.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

сайт копирайтеров Евгений