Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

Пол члена неформальной группировки как мужской, так и женский. Интересно проявляется выделение по половому признаку. Если в 1995 г. большинство героев материалов были однозначно мужского пола, то сегодня участниками неформальных организаций все чаще и чаще становятся девушки. И уже не просто как «подруги» «байкеров», например, а полноправные члены той или иной субкультурной организации. Практически во всех газетах описание деятельности девушек-неформалок увеличивается к 2000 г. Причем с 1995 по 2000 г. количество героев публикаций женского пола увеличилось с 0,25% в 1995 г. до 5,3% в 2000 г., что в динамике представляет увеличение на 5,05%.

В целом социально-демографическая характеристика неформала совпадает практически во всех изданиях. Чаще всего описываются все же молодые (до 20 лет) люди. Причем с 1995 по 2000 г. возраст участников неформальных организаций становится все более юным. В динамике: 10–16 лет составляет 2,1%, 17–20 лет – 2,6%.

Количество публикаций с 1995 г. о неформалах также увеличивается к 2000 г. Большое место по сравнению с другими анализируемыми изданиями молодежной субкультуре отводится в газете «Свободный курс» и «Молодежь Алтая».

Количество материалов, посвященных субкультурным объединениям, с 1995 по 2000 г. выросло почти в два раза. Это свидетельствует как о количественном росте самих неформальных объединений, так и возрастании и усилении интереса к ним.

Об образовании члена неформальной группы практически ничего не говорится, по косвенным признакам мы можем говорить о старшеклассниках, студентах и даже людях с высшим образованием.

Таким образом, в газетной прессе Алтайского края представлен следующий облик члена неформальной группировки – молодой человек или девушка, возраст до 30-ти лет, необязательно с высшим образованием, чаще – не закончивший обучение (для них это и не самое главное).

Субъектом неформальной группировки в газетах Алтайского края показано объединение, на втором месте – изображение молодежной субкультуры в целом. Следует отметить, что для неформальной группировки характерна анонимность участника. Отвергая устоявшиеся социальные и культурные правила общества, неформалы создают свой, как им кажется, свободный образ жизни. Но эта свобода достаточно призрачная. Стремясь к индивидуальности, молодые люди вынуждены «играть» по правилам той или иной неформальной группировки: носить ту одежду («прикид»), которая считается культовой, слушать определенную музыку, курить или не курить «травку», употреблять или не употреблять алкогольные напитки. В результате появляется некая «Система», живущая по своим законам, имеющая свой язык (сленг и символику), сеть коммуникаций (личные связи, поверхностные знакомства). Поэтому возможность стать самостоятельным героем материала у отдельно взятого неформала появляется крайне редко, так как неформала, как субъекта неформальной группировки, невозможно отделить от «Системы». Расстановка акцентов при выборе героя публикации показывает, что газеты мало используют такой прием привлечения внимания читателей к проблеме, как ее индивидуализация, показ отдельного конкретного человека. Это подтверждает выдвинутую нами ранее гипотезу, что средства массовой информации при создании облика неформала не учитывают возможности «эффекта переноса» при создании образа в массовом сознании: деятельность конкретного человека легче ощутить приемлемой для себя, почувствовать ее «своей». В связи с этим уменьшается степень воздействия на отдельно взятого читателя. Отметим, что чаще других прием индивидуализации темы используется в «Молодежи Алтая», единственной газеты в Алтайском крае с чисто молодежной направленностью.

Главным определяющим фактором развития неформальных организаций, несомненно, стали процессы омассовления культуры и, как следствие, увеличивающееся отчуждение и оппозиционность молодежи, которые не только пробудили к активной деятельности молодых, но и поставили перед ними новые задачи. «Система», образованная молодыми, – это не организация и не партия, каждый участник ее зависит только от себя. «Система» – это общество в обществе. «Система» исповедует показное, внешнее демонстративное отрицание существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. В газетных публикациях четко выявляется классификация неформальных групп: романтико-эскапистские субкультуры («хиппи», «индеанисты», «толкинеисты», «байкеры»); гедонистически-развлекательные («мажоры», «рейверы», «рэпперы» и т.п.); криминальные («гопники», «люберы», «мазафакеры») и анархо-нигилистические («панки», «нефоры» – определение, родившееся на Алтае).

Обычно неформальные группы описываются как малая часть общего культурного процесса, группы молодежи, как правило, небольшие, организованные по принципу занятия свободного времени, как правило, в момент написания материала заявившие о себе каким-либо громким делом: фестиваль «рокеров», съезд «байкеров», слет «толкинеистов». Изображение неформальной культуры в газетной прессе вызвано и появлением новых субкультурных группировок, что привлекает внимание средств массовой информации как новость.

Наличие в прессе материалов об отдельной субкультурной группировке можно объяснить тем, что на ее примере легче показать молодежную культуру в целом, объяснить читателям, что молодежные субкультуры – это не только воинствующие банды, а еще и способ наполненного проведения досуга.

При анализе материалов, посвященных молодежным субкультурным образованиям в Алтайском крае, возникают трудности с определением точного количества участников неформальных групп, так как авторы в основном указывают только на всеобщность и разделять группы приходится только по косвенным признакам, например, по музыкальным пристрастиям. Каждая группа отличается от другой в зависимости от того, что слушают участники объединения. Новые «хиппи» слушают рок. Устраивают концертные рок-фестивали, причем, если в 1995 г. материалы прессы повествовали о рок-фестивалях в Москве и других столичных городах, то к концу тысячелетия и в Алтайском крае «третья волна» «хиппи» громко заявляет о себе. Рок-фестивали проходят в Бийске, Павловске, Камне-на-Оби и даже в районных центрах. Свою музыку: рок-н-ролл, рэйв слушают и другие молодежные объединения («панки», «байкеры», «рейверы»).

Авторская позиция журналистов алтайской печати, как показывают исследования, в отношении к молодежным субкультурам неоднозначная. Неформальные объединения характеризуются положительно (17,9% в 1995 г. и 20,0% в 2000 г.), на втором месте отрицательные оценки (44,3% в 1995 г. и 42,2 % в 2000 г.), на третьем – нейтральные (37,8% в 1995 г. и 37,8% в 2000 г.). Таким образом, в динамике самые положительные оценки неформальной деятельности даются в 2000 г. и составляют 2,1%.

Имеются различия в распределении внимания к сферам деятельности неформальной группировки в каждой из анализируемых в работе газет. Например, газета «Свободный курс», описывая деятельность неформальных групп, отдает предпочтение гедонистически-развлекательной сфере деятельности (41,3% материалов в 1995 г. и 45,6% материалов в 2000 г. приходится на досуговые темы). «Молодежь Алтая» приоритетной темой для своих публикаций считает деятельность криминальных групп (42,2% материалов в 1995 г. и 56,1% в 2000 г. посвящены деятельности именно этих субкультурных объединений). Газета «Вечерний Барнаул» не отдает предпочтения отдельно взятым группировкам, большинство материалов рассматривают сферу деятельности неформальных группировок в целом (51,8% в 1995 г. и 40,1% в 2000 г.). «Алтайская правда» так же, как и «Свободный курс», отдает предпочтение гедонистически-развлекательной сфере деятельности молодежных групп (30,1% в 1995 г. и 36,2% в 2000 г.).

Результаты исследований прессы не показали различий в ценностно-нормативной модели поведения члена неформальной группировки, представляемой в газетах Алтайского края. Интерес представляют только некоторые отличия в предпосылках вступления в неформальную группировку. «Свободный курс» отдает предпочтение веселому проведению досуга, музыкальным пристрастиям молодых – 36,8%; «Молодежь Алтая» – желанию физического превосходства – 46,5%, «Вечерний Барнаул» объясняет это молодежным нонконформизмом – 32,1%; «Алтайская правда» указаний на мотив практически не дает – 36,7%.

Данные различия отражают изменения в общей социокультурной атмосфере общества, наблюдавшиеся в конце ХХ столетия. Масштабность молодежных объединений, их прямое воздействие на социокультурные процессы, происходящие в нашем обществе, заставляют журналистов все чаще и чаще обращаться к повествованию о молодом поколении. Повышение интересов публицистов к молодежной тематике не является случайным, а отражает определенные общественные потребности. Информация о неформалах – продукт отображения реальной проблемы общественной жизни в культуре общества[48]. Еще в первые годы перестройки и связанной с ней гласностью СМИ сделали своим приоритетом ознакомление с неформальными движениями, существующими на Западе. Часто публикации, посвященные молодежи, рассказывали о субкультурных объединениях – «детях цветов» – «битниках», «хиппи», «панках», об их интересах, идеологии и причинах возникновения. Пресса повествовала и об истории российских неформальных движений, возникших в 60-х гг. Например, о «стилягах», первой молодежной субкультуре, оформившейся в хрущевскую оттепель. Эти материалы носили характер информационный, ознакомительный, характеризовались ностальгией по прошлому. Параллелей между нашими неформальными движениями и западными практически не проводилось, так как разрыв между идеологией нового российского общества и Западом был еще очень велик.

В этот период журналисты часто называли «неформалами» группы политизированной молодежи, которые организовались вне патронажа коммунистической партии, позиции которой до конца 80-х гг. были еще очень сильны. Власти неформалами всерьез не занимались, и журналисты о них не спорили, поскольку считали, что говорить о них особенно нечего. Отношение к ним было настороженное, поведение и идеи неформалов критиковались, массам показывалась вся «темная, грязная» сторона деятельности неформалов.

В последнее десятилетие удельный вес молодежной неформальной тематики в периодической печати значительно возрос, изменилась и позиция прессы.

Авторская позиция журналистов алтайской газетной прессы, как показало исследование, в отношении к членам неформальной группировки выглядит следующим образом. Одни издания критикуют их за слишком нонконформистское отношение к реальности, другие издания восторгаются их музыкальными талантами и считают, что именно новые объединения молодежи развивают современное искусство, третьи индифферентно констатируют факт существования неформалов. Следует особо отметить еще одну группу материалов, в которых молодежные субкультурные объединения преподносятся читателю как экзотическое образование в нашем обществе и, соответственно, в них превалирует легкая доля загадки, иронии. В данных материалах молодежная субкультура – это определенная «клубничка» для пресыщенного информацией читателя. Как бы ни относились средства массовой информации к неформальным молодежным движениям, все они учитывают то, что именно молодежные неформальные объединения определяют современную молодежную культуру, ценности молодых, их устремления.

Самые положительные оценки дает газета «Свободный курс» – 45,4% материалов в 1995 г. и 46,2% в 2000 г. «Молодежь Алтая», наоборот, дает субкультурным объединениям преимущественно негативную оценку: 71,5% в 1995 г. и 74,7% в 2000 г. В динамике это выглядит следующим образом: позитивная оценка увеличилась на 2,1%, негативная оценка – на 2,1%, а показатель нейтральной оценки остался на прежнем уровне.

Таким образом, можно констатировать определенные сдвиги, которые произошли в массовом сознании по отношению к неформальным организациям молодежи, отразившиеся на страницах газетной прессы. Следует отметить, что общество стало более благожелательно относиться к молодому человеку, члену субкультурной группировки, сработал эффект привыкания. Субкультурные неформальные объединения благодаря прессе стали привычной частью общества, в них перестали видеть что-то необычное, что не могло не привести к изменениям в способах изображения поведения члена неформальной группировки в средствах массовой информации и, в частности, газетной прессе.

Эти изменения отразились в выборе жанров публикаций, в которых газеты создают образ члена неформальной группировки.

В 1995 г. преобладали информационные жанры, прежде всего заметки и интервью, в 2000 г. увеличилось число материалов о субкультурных группировках, написанных в аналитических жанрах: корреспонденция, проблемная статья, обозрение. Средства массовой информации перешли от простого сообщения фактов из жизни неформальной молодежи, этом важном контркультурном явлении в современном обществе, и их накопления к анализу и обобщению результатов деятельности субкультурных группировок, которые к 2000 г. стали более наглядными.

Средства массовой информации остаются важнейшим фактором, способствующим формированию общественного мнения и отношения читателей к молодежным неформальным объединениям. Ведь именно средства массовой информации наряду со школой, семьей являются на сегодняшний день самым мобильным институтом общественного воздействия на подрастающее поколение и их родителей.

«Молодежь Алтая» – наиболее характерный представитель молодежных изданий на Алтае. Тираж ее, правда, не превышает 5000 экземпляров, но тем не менее она наиболее точно отражает истинные настроения, царящие в молодежных кругах, потому что авторами данной газеты являются молодые. Молодежные объединения, по мнению авторов данной газеты, являются теперь уже неоспоримым, прочно укрепившимся явлением нашего общества. Поэтому, повествуя об интересных случаях, публикации о которых помещаются в рубрике «Звезданутая коммуналка» и «Одна бабка сказала», журналисты не только информируют читателя об истории возникновения того или иного молодежного направления, а анализируют поведение члена группы и тот культурный заряд, который несет в себе та или иная неформальная группировка. В рубрике «Среда обитания» в данной газете даются большие аналитические материалы о новых явлениях в молодежной субкультурной среде.

Формы подачи материалов о субкультурных неформальных движениях краевыми газетами Алтайского края в 1995 г. характеризуются нестабильностью способов представления публикаций на полосе. Материалы о неформальных группировках на страницах газет в основном не отличить от материалов на другие темы, они оформлены обычным для издания способом.

Одной из наиболее читаемой и распространяемой газетой на Алтае остается краевая независимая газета «Свободный курс». Тираж ее в 35.100 экземпляров позволяет охватить практически весь Алтайский край, что, естественно, сказывается в высокой степени воздействия на массовую читательскую аудиторию. В структуре данной газеты материалы о субкультурах никак не выделяются среди общего информационного потока. Нет регулярной полосы, где печатались бы материалы о неформальной молодежи, нет даже определенной страницы, публикации о неформалах разбросаны в рубриках под названием: «Человек – Общество», «Музилище» и «Жолтый отдел». Тематика данных рубрик не является постоянной, очень разнообразна. Здесь печатаются материалы о политике, статьи историко-литературного плана, интервью с политическими лидерами, деятелями культуры: художниками, композиторами, артистами театра, творческой интеллигенцией, гостями города и здесь же помещаются материалы о неформальной молодежи.

Наблюдаются изменения в форме подачи материалов в 1995 и 2000 гг. Если в 1995 г. представленность материалов исследуемой тематики была нестабильной, то к концу 2000 г. данные материалы прочно заняли свое место на газетной полосе. Следует отметить, что отдельной рубрики не появилось ни в одной газете и к 2000 г.

Интересно выглядит представленность материалов о неформальных молодежных объединениях по месяцам. Обращаясь к теме неформалов, журналисты, как правило, реагируют на определенное событие, заявку неформалов о себе. Данные события чаще всего происходят в летнее время, и это было выявлено в ходе исследований. И в 1995 и в 2000 гг. большее количество материалов о неформальных группировках приходилось на июнь, июль, август (время каникул) и сентябрь. Это еще раз доказывает, что большинство участников субкультурных группировок организуются по досуговому принципу.

Обращает на себя особое внимание применение исследуемыми изданиями графических способов привлечения внимания аудитории. В 1995 г. 41,8% материалов давалось с яркой графической заставкой, к 2000 г. их количество увеличилось на 12,5%. Отметим изменения в авторском составе материалов с 1995 по 2000 г. Как положительную тенденцию можно констатировать тот факт, что газеты меньше стали публиковать материалы, перепечатанные из других изданий, в том числе и из Интернета (13,9% в 1995 г. и 7,7% в 2000 г.), что составляет уменьшение на 6,2%. Увеличилось число публикаций, написанных местными журналистами (от 78,7% в 1995 г. к 85,6% в 2000 г.), что составляет увеличение на 6,9%. Таким образом, можно предположить, что тема неформалитета стала привычной для изданий региона, что средства массовой информации вносят свой вклад в интеграцию официальной культуры и контркультурных проявлений. Пресса является тем самым каналом, посредством которого презентируется, распространяется и популяризируется культура молодежного неформалитета в массах.

Следовательно, наблюдается определенная диалектика: с одной стороны, субкультурные объединения возникают в противовес массовой культуре, с другой – благодаря средствам массовой коммуникации они сами становятся достоянием общественности. Благодаря СМИ субкультурные явления и массовая культура оказываются взаимосвязанными. Из вышесказанного можно сделать три вывода: во-первых, средства массовой информации являются важнейшим каналом распространения неформальной молодежной культуры; во-вторых, все средства массовой информации посредством коммуникативных каналов формируют культуру своей аудитории, поскольку и культура, и коммуникация составляют некое единство, выраженное понятием культурно-коммуникативной системы; в-третьих – аудитория формирует и определяет функции средств коммуникации, заставляя их как бы подстраиваться под свои интересы, диктуя СМИ свои ценности.

в начало

3.4. ТРАНСФОРМАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА ЯЗЫК СОВРЕМЕННОЙ АЛТАЙСКОЙ ГАЗЕТНОЙ ПРЕССЫ

Средства массовой информации – часть культурно-коммуникативной системы XX в., а газетная пресса является одним из главных средств массовой культуры, которое транслирует идеи молодежной культурной системы в массы. Продукты духовной деятельности, раз возникнув и доказав свою жизнеспособность, сохраняются в социальной памяти человечества неограниченно долго. Но для того чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение, любое духовное образование должно материализоваться, воплотиться в предметное – знак, символ, звук или язык.

Популяризируя молодежную субкультуру, средства массовой информации не могут не трансформироваться под ее воздействием. Наиболее очевидно эти тенденции проявляются на лексическом уровне языка газетной прессы. Как указывал В.В. Виноградов, «словарный состав языка быстрее и шире, чем другие стороны языковой структуры реагирует на изменения во всех сферах общественной жизни»[49]. Сегодня мы можем с полной уверенностью утверждать, что в языке прессы произошли резкие и глубокие изменения, обусловленные как внутренними причинами развития лексики современного русского языка, так и экстралингвистическими (социокультурными) факторами, Следует отметить, что в эпоху социокультурных изменений общества, затрагивающих духовную сферу жизни, все языковые процессы необычайно ускоряются. Газета же, как социальный институт общества, наиболее полно и, что особенно важно, наиболее быстро отражает изменения в словарном составе языка, подвергаясь воздействию тех культурно-языковых стереотипов, которые рождаются, в том числе и в молодежной субкультурной среде. Учитывая взаимодействие официальной и неофициальной культур, мы можем сделать такое предположение: пресса не только информирует читателя о социокультурных трансформациях в обществе, но и сама поддается тому культурному воздействию, которое оказывают молодежные субкультуры на ее язык. Приметой современного общества стало то, что межпоколенческая трансмиссия культуры стала двунаправленной: она включает в себя не только информационный поток от родителей к детям, как это было на протяжении многих столетий, но и встречный – от детей к родителям, и шире – от молодого поколения – к старшему. Черты культурной преемственности резко изменились. Средства массовой информации являются тем каналом, через который отражаются и утверждаются культурные новации. Именно поэтому рассмотрение механизма трансформации семантики и лексики в языке современной газетной прессы как производных от экстралингвистических (социокультурных) изменений кажется актуальным.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

сайт копирайтеров Евгений