<<< ΛΛΛ >>>
В новом издании «Макбета» переводчица отказа лась от «язвтруда», но свято сохранила свое «бсде лал» н в 1935, и в 1937, и в 1939 годах!
Столь же неприкосновенной осталась во всех изда ниях ее перевода строка:
Подпрыгивающее честолюбье.
У Шекспира здесь — образ всадника, который or излишнего азарта перемахивает через седло. У Анны Радловой — несуществующий в подлиннике образ коня, который бежит и подпрыгивает. Этот образ со вершенно противоречит тому, что хочет сказать Мак бет. Так что «подпрыгивающее честолюбье» искажает и просодию Шекспира и смысл.
Но сейчас меня занимает не столько искажение языка, не столько искажение смысла, сколько та упря мая борьба с поэтичностью поэзии Шекспира, которая является движущей силой всех переводов Радловой. Переводчица как будто задалась специальной целью добиться того, чтобы его стихи прозвучали корявее, грубее и жестче. Можно ли представить себе, что ге ниальный поэт в своих лучших творениях культиви рует такую фонетику:
И Кларенс мертв твой, что убил Эдварда.
(268)
Клянусь я светом... Поли твоих злодейств он...
(274)
Я по закону тетка — мать в любви к ним.
(Ш)
207
Я отнюдь не утверждаю, что именно так переводит Радлова каждую строчку Шекспира; у нее есть немало более добротных стихов, но все же для нее показа тельно именно такое пренебрежение к звучанию стиха.
Как бы для того, чтобы продемонстрировать свое полное равнодушие к звучанию шекспировских строк, Анна Радлова то и дело допускает в своих переводах такие противоестественные скопления одинаковых зву ков, как «совестливы вы», «Шлет небо боль», «не нелюбовь вина», «ворота ада, да», «мергв твой», «Как /Сассио?», то есть такие уродства (вы-вы, бо-бо, йе не, тв-тв), которые недопустимы даже при переводе прозы третьестепенного автора.
Был Цезарем подавлен. Ведьм спросил он. («Макбет», III . I )
Или:
Так возвращайтесь к вечеру. Флияс с вами.
(«Макбет*, III , 1)
Или:
Меня ты учишь.—Душка, мергв ваш милый.
<<< ΛΛΛ >>>
Чуковский К. Высокое искусство лингвистики и перевода 11 утешенье Жалобная народная девичья песня предельно простая в строгой своей лаконичности ой маю простая фокстротом Надгробная надпись расула гамзатова с неправдою при жизни в спор вступал джигит Автор в подлиннике скажет кончилось царство крови переводчик перевод салфетку Искажение было произведено сознатель но переводе переводчик
|