Пиши и продавай! |
Академик Б. А. Рыбаков, отзываясь в целом положительно о книге Иванова В. В. и Топорова В. Н. «Исследования в области славянских древностей», М., 1974, откуда чаще всего черпаются указанные материалы по славянскому пантеону, критиковал авторов за недостаточную обоснованность именно материалов по Велесу: «Собранный лингвистами материал обилен и интересен, но нередко следователи в увлечении вводят в круг понятий, связанных с Велесом материалы, совершенно не относящиеся к делу, как, например, днепровский порог ?????????? (будто бы "змеиный вал"), Волынь, Вавель и др. Книга В. В. Иванова и В. Н. Топорова, откуда взяты эти примеры производит впечатление подробной картотеки, частично систематизированной, но не являющейся целостным исследованием. Отдельные суждения (О Перуне - Громовержце, о Яриле, о балтских параллелях) представляют определенный интерес, хотя и не всегда новы, но главный замысел книги, выраженный в заголовке первой части ("Реконструкция фрагментов мифа о Боге Грозы и его Противнике"), решен, на мой взгляд, недостаточно солидно. Противопоставление Велеса Перуну будто бы базируется на тексте летописи, но в летописи мы видим совершенно обратное: "... и кляшася оружьем своим и Перуном богом своим и Волосом скотием богом." После тех интересных наблюдений, которые сделаны авторами в отношении Перуна, грозного бога вооруженных скотоводов III—II тысячелетий до н. э., крайне странно выглядит признание "скотьего После тех интересных наблюдений, которые сделаны авторами в отношении Перуна, грозного бога вооруженных скотоводов III—II тысячелетий до н. э., крайне странно выглядит признание "скотьего бога" Велеса непримиримым противником Перуна. Все построение "мифа" о поединке Перуна с Велесо-Змеем мне представляется надуманным и совершенно неубедительным». Вместе с тем академик Б. А. Рыбаков высказывает ряд важных предположений. Практически предвосхищая сказанное выше о солнечном, более первичном содержании культа Велеса (Гелиоса), он обращает внимание на то, что «велесов день завершал собою обширный цикл празднеств зимнего солнцестояния», что оба срока празднеств Велеса «связаны с солнечными фазами — зимним солнцестоянием и весенним равноденствием» и высказывает предположение об эволюции образа этого божества от праохотничьих и скотоводческих форм к земледельческим, солнечным. Солнечный блин на масленицу, как культовый обрядный ритуал, остался в народной памяти: остался елей, елеопомазание (йелей, йелеопомазание), а, точнее, «велей» и «велеопомазание», сохраненные в православии древнейшие солнечные ритуалы. Не исключено, что и «тарелка» — это не обыденный обеденный инструмент, а ритуальный предмет для блинов, памятуя Аполлона-Тар-Гелиоса с его культом причастия посредством поедания образа Солнца — блина (Б. А. Рыбаков), а библейский Елизар (Йелизар), — искаженное еврейским произношением греческое имя Вели зарий, Елена (Йелена, Хелена) = Велена и т. д, Не обсуждая здесь подробно тонкости этих сопоставлений и эволюции, вкратце подведем итог: — языкознание на чисто языковом материале обнаружило древнейшую ипостась Велеса (Хелиоса, Гелиоса, Йелоса) как тождественную общеиндоевропейскому культу Солнца в образе Гелиоса-Аполлона-Велеса-Белбога-Феба, — божества древних земледельцев, общего для обширных пространств Европы от кельтских Пиренеев и Уэльса (Йельс), до славянских (венетских) зон Иллирии (Сербо-Хорватия), Вострии (Austria), Венетии, Чехии и Словакии, Карпат, Древней Греции, Македонии и Болгарии; и Младшей Эдды (которые, как ясно из второго правила праязыка, также следует произносить как Ведды), центральную кульминацию произведения составляет поединок героя-бога громовержца со змеем в Первичных водах и победа над ним, однако, следуя Б. Рыбакову не нужно смешивать борьбу змей — громовержец с борьбой двух пантеонов: солнечного земледельческого и пантеона громовержца скотоводов (Велес — Перун, Варуна — Индра, Гелиос — Зевс и т. д.); "Расторгнул русский рабства цепи К. Рылеев Так кто же основал Великий Рим? ТАК КТО ЖЕ ОСНОВАЛ ВЕЛИКИЙ РИМ?"Истина может порой быть затемненной, но никогда не гаснет." Тит Ливии Ни одна из цивилизаций не оставила таких огромных следов в культурном наследии человечества, как Великий Рим. Архитектура и юстиция, культура быта и общинная мораль, примеры гражданской доблести и удивительные технические достижения, организационные евроазиатские масштабы деяний и передовое военное искусство, — всё это уже тысячелетия вдохновляет умы разных наций на тщательное изучение всего римского прошлого. Не идеализируя весь Латинский мир в целом, в котором было место и постыдному рабству, — источнику благосостояния меньшинства римских граждан, — и кровавые насилия над соседями (варварское разрушение Галлии, Иллирии и Приднестровья) и бесстыдные отторжения земель. Было и разорение основы римского общества — общин свободных земледельцев — дешевыми продуктами рабского труда крупных латифундий (это причина разорения многих цивилизаций — от Шумера до СССР), и раздача римской земли военным наемникам в качестве гонорара за услуги (наемная армия — смерть самостоятельности государства, Квинт Серпилий: «Не верю наемникам, — вдруг противник даст им больше?»). Были и удушающие поборы тонущих в роскоши римских чиновников в провинциях, и безжалостные расправы над населением покоренных Римом земель. Но в историю вошло не всё это, а, как писал Маяковский, — «водопровод». Вошел в историю и римский юноша из рода, кажется, Курциев, отличившийся доблестью в веках, когда трещина от землетрясения пересекла в Риме Палатинский холм и расширялась, а жрецы предрекали дальнейшее усиление гнева богов и напастей на римлян за грехи и требовали искупительных жертв, тогда этот юноша-всадник подъехал к пропасти и закричал: «Я знаю, чего не хватает этим богам!! Им не хватает Римской доблести!», и прыгнул, вынув меч, вместе с конем в пропасть. Земля схлопнулась, — в Риме больше не было землетрясений. Много версий основания Рима к настоящему времени исследовано и отвергнуто историками. Сказкой оказалась легенда о волчице, воспитавшей Ромула и Рема, сказкой, сочиненной во время недолговечного правления этрусков в Риме для «исторического» подтверждения своих прав на римский престол. Сказкой оказалась и корзина с детьми, брошенная в реку, — ну совсем, как с Моисеем. Решающей вехой оказались раскопки 50-х годов, когда был обнаружен храм в Лавинии — легендарном месте высадки троянцев в устье Тибра перед основанием города на семи холмах (Новотрои или Рима). Согласно легенде в этом храме в урнах-сосудах хранился прах предков, перенесенный из Трои. Поскольку этот храм потом в Риме был местом для поклонения предкам, особенно во времена Цезаря из рода Юлиев, считавшего себя прямым потомком троянцев, о храме сохранились свидетельства в письменных памятниках. Но этот храм долго не обнаруживался археологически, — и высадку тоже стали считать легендой, пока в раскопках не был найден сам храм и еще сосуды, датировка которых совпала с предполагаемой датой высадки. Только согласные |
|
|
|