Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

А тем временем правительство Мечиара стало менять подходы к регулированию экономики в сторону дальнейшего усиления государственного вмешательства. Если поначалу торможение либерализации сопровождалось политикой низкого уровня государственных расходов, то, по мере того как экономический рост стал увеличивать бюджетные поступления, Словакия стала догонять своих соседей по показателю доли государственных расходов в ВВП. К 1997 г. этот показатель уже превысил 50%. Активно разрабатывались правительственные целевые программы в области жилищно-коммунального строительства, организации новых рабочих мест, развития инфраструктуры. Государство все чаще участвовало в осуществлении широкомасштабных и дорогостоящих инвестиционных проектов [387а, с. 184; 231, с. 249].
Поначалу изменение финансовой политики правительства не вызвало особых проблем. Но в 1997 г. снова серьезно сократились бюджетные поступления, а правительство уже научилось жить, исходя из высоких стандартов социального развития. В результате заметно вырос дефицит консолидированного бюджета. Он составил 5,2% ВВП [387а, с. 184]. Для покрытия дефицита приходилось прибегать к расширению заимствований, дабы не допустить прироста денежной массы и увеличения темпов инфляции. Одновременно была резко увеличена процентная ставка. Это, с одной стороны, ограничивало прирост денежной массы, а с другой - тормозило экономический рост.
В это же время быстрыми темпами увеличивались реальные доходы населения. Если в начале 90-х гг. средняя месячная зарплата в промышленности составляла менее 200 евро, то к концу 90-х гг. она почти достигла 400. Постепенно Словакия переставала быть страной с дешевой рабочей силой и конкурентоспособной экономикой. Те преимущества, которые имелись у нее сразу после обретения независимости, начинали сходить на нет. Правда, в значительной степени позиции Словакии на международном рынке поддерживало то, что соседи -

524

Чехия, Венгрия и Польша (страны, в которых раньше доходы были выше) - также увеличили в течение десятилетия размер средней заработной платы. Таким образом, в целом разрыв между странами сохранился [511, с. 15].

Словакия в середине 90-х гг. продемонстрировала примерно ту же модель развития, которая появилась у России после кризиса 1998 г.: незавершенность либерализации экономики компенсировалась дешевизной рабочей силы. Поначалу подобное сочетание давало неплохие результаты, но постепенно проблемы начинали нарастать. В Словакии это привело к некоторому снижению темпов экономического роста.

Еще одной серьезной проблемой середины 90-х гг. стало значительное увеличение дефицита торгового баланса и дефицита баланса по текущим операциям. В Словакии дефицит оказался наиболее высоким среди всех стран "условного региона", включающего также Польшу, Чехию, Венгрию и Словению. В 1995 г. дефицита вообще еще не было, но уже в 1996-1998 гг. дефицит баланса по текущим операциям составил 8,8%. Для сравнения можно отметить, что в среднем по указанному выше региону он составлял лишь 2,9% [511, с. 13]. Понятно, что в конечном счете подобное положение дел должно было негативно сказаться на темпах экономического роста республики.
Ситуация стала меняться коренным образом после того, как в 1998 г. Мечиар потерял премьерский пост. После очередных выборов его партия не смогла сформировать правительство. Кабинет был образован альянсом четырех политических сил: Словацкой Демократической коалиции, Партии демократических левых (возникшей на базе реформировавшихся коммунистов), Партии венгерской коалиции и Партии гражданского взаимопонимания, лидер которой Микулаш Дзуринда получил пост премьера. В совокупности эти союзники имели 59% голосов избирателей [231, с. 247].
Тот альянс, который сформировался в Словакии, наверное, можно в какой-то степени сравнить с альянсом, сформировавшимся в Венгрии после выборов 1994 г. Против старой власти, страдающей излишним популизмом, объединились те, кто формально находился справа от центра (либералы), и те, кто формально находился слева от него (бывшие коммунис-

525

ты). Если в Чехии или в Польше эти полюсы оказались четко разделены, а в Словении бывшие коммунисты, по сути дела, от власти и не уходили, то в Венгрии и в Словакии дело осуществления серьезных реформ совместно взяли на себя интеллектуальные силы из, казалось бы, совершенно противоположных лагерей.
Весьма характерно, что хотя отстранение Мечиара от власти чисто демократическим путем воспринималось как торжество демократии и поражение авторитаризма, внесенные в 1999 г. поправки к Конституции обеспечили формирование полупрезидентской республики. Роли президента и правительства по сравнению с ролью парламента заметно возросли. Таким образом, если можно так выразиться, субъективно авторитаризм был побежден, но объективно (законодательно) °н был усилен. Подобные изменения в Конституции были необходимы для того, чтобы правительство могло осуществлять трудные и болезненные, но в то же время необходимые преобразования, которые при власти Мечиара практически не осуществлялись.

С октября 1998 г., когда новое правительство пришло к власти, началась серьезная работа над улучшением законодательства. Был отменен ряд законодательных актов, дозволявших государству вмешиваться в систему рыночных отношений

526
и ограничивавших проникновение иностранного капитала в экономику. Зато серьезно доработали Торговый кодекс, активизировали приватизацию, ужесточили закон о банкротстве (в частности, защитили права кредиторов) и начали серьезную работу по вопросу подготовки к вступлению Словакии в Евросоюз [510, с. 15].
По-иному, нежели правительство Мечиара, подошло правительство Дзуринды и к вопросу о бюджетной политике. Активное увеличение расходов было остановлено, некоторые регулируемые цены - повышены, дабы сократить потребность в государственном финансировании. В результате удалось снизить размер бюджетного дефицита.
В 2000 г. начался очередной этап приватизации. Государство стало распродавать принадлежавшие ему пакеты акций крупнейших предприятий, ранее выведенных правительством Мечиара из процесса разгосударствления. Для того чтобы иностранные инвесторы активнее подключались к процессу приватизации, была создана система налоговых льгот. С 2000 г. нерезидентам, вкладывающим в создание новых рабочих мест не менее 5 млн евро (или даже значительно меньшую сумму в районах с безработицей, превышающей 15%), предоставляются налоговые льготы сроком на пять лет и дотации на создание рабочих мест для безработных [231, с. 264].
Все это в совокупности обеспечило коренной перелом в отношении прямых иностранных инвестиций. Если всего за период 1990-2000 гг. в страну пришло 4,5 млрд долларов, то за один лишь 2000 г. эти инвестиции составили почти 2 млрд долларов. Такого резкого перелома не было, пожалуй, ни в одной стране с трансформирующейся экономикой. За один год Словакия из числа явно отстающих перебралась по данному показателю в лидеры, заняв сразу второе место в центрально- и восточноевропейском регионах по прямым иностранным инвестициям в расчете на душу населения.
Одним из наиболее ярких примеров проникновения западного капитала стало строительство завода компании "Volkswagen" в Братиславе. Он появился еще в начале 90-х гг., но в конце десятилетия осуществление либеральных реформ позволило серьезно расширить масштабы производства.

527

В 2000 г. только осуществляемый данным предприятием экс-пОрт автомобилей составлял 15% всего словацкого экспорта. В последующие два года рост объемов производства на предприятии в Братиславе замедлился, но с середины 2002 г. опять пошел резкий подъем, связанный с введением в строй новых производственных линий. Кроме "Volkswagen" активное участие в развитии словацкой экономики принимают такие крупные западные компании, как "Deutsche Telecom", "US Steel" и некоторые другие [510, с. 16; 511, с. 6-7; 231, с. 258].
Дополнительным фактором, стимулировавшим развитие производства и увеличение экспорта, стала значительная девальвация национальной валюты, осуществленная в конце 1998 г. Кроме того, девальвация привела к сокращению реального внутреннего спроса в 1999-2000 гг. Особенно сильно (на 8,7%) снизился инвестиционный спрос. Это, в свою очередь, привело к уменьшению дефицита баланса по текущим операциям более чем в два раза. Впрочем, несмотря на такой положительный результат, девальвация не позволила в 1999-2000 гг. преодолеть наметившееся из-за ужесточения финансовой политики сокращение темпов роста ВВП. Лишь в 2001-2002 гг. темпы роста опять стали увеличиваться и достигли в среднем 3,7% годовых [511, с. 13].
Таким образом, можно сказать, что экономика страны постепенно стала выходить на новый уровень. Качественным образом изменилось за время экономических реформ соотношение между основными секторами производства. Если в 1989 г. промышленность составляла примерно половину экономики страны (по добавленной стоимости), а сервис - только треть, то к 2000 г. доли составили 29 и 60% соответственно. Несколько снизились доли сельского хозяйства и строительства. Существенно снизилась доля крупных компаний за счет развития малого и среднего бизнеса [510, с. 17-18].
Экономика Словакии в начале XXI столетия сумела преодолеть трудности реформирования, построить рыночную экономику и активизировать сближение со странами ЕС.
В период существования правительства Мечиара Братислава с большим трудом находила точки соприкосновения с

528

Брюсселем, нежели Варшава, Прага, Будапешт и Любляна. Какое-то время Мечиар даже говорил о возможности переориентации своей экономической политики с Запада на Восток. Соответственно Словакия отстала от своих соседей, а также от Эстонии в деле проведения переговоров о вступлении в ЕС. Однако с приходом к власти правительства Дзуринды положение дел коренным образом изменилось. Откровенно прозападная политика способствовала тому, что Словакия вместе с Чехией оказалась включена в ту десятку стран, которой надлежит войти в состав ЕС с мая 2004 г. Это свидетельствует, что в стране в основном завершен процесс модернизации.

1. Адамо Г. ХДС/ХСС. Сущность и политика. М., 1979.
2. Алексашенко С. Экономическая реформа: польский путь//

Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 7.

3. Алексеев В.М. Венгрия-56: прорыв в цепи. М., 1996.
4. Алексеенко ММ. Государственный кредит. Очерк нараста-
ния государственного долга в Англии и Франции. Харьков, 1872.
5. Ананьин О.И., Гайдар Е.Т. Хозяйственные реформы в социалистической экономике: некоторые дискуссионные вопросы/ /Теоретические проблемы совершенствования хозяйствен-
ного механизма. Сб. трудов ВНИИСИ. 1986. № 6.

6. Аникин А.В. Юность науки. М., 1979.

7. Афанасьев Г.Е. Условия хлебной торговли во Франции в
XVIII веке. Одесса, 1892.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

политологии Травин Д. Европейская модернизация 3 венгрии
Будто главным мотором реформ в министерстве экономики был мюллер армак
Развитие частного сектора польской экономики происходило более медленными темпами
В условиях раскола ведущих социальных сил германии на сторонников
За годы увлечения ассигнатами франция получила иммунитет от кредитно денежного волюнтаризма

сайт копирайтеров Евгений