Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

ГЛАВА 2

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА В ПРОГРАММАХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ: СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

2.1. Актуальность использования методов семиотического анализа в журналистике

2.2. Специфика языка телевидения

2.3. Телевизионный язык как область семиотического анализа

2.4. Специфика информационной картины мира, формируемой средствами массовой информации

2.5. Информационная картина мира, создаваемая региональным телевидением, в зеркале семиотического анализа

2.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ СЕМИОТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Идея А. де Сент Экзюпери о том, что есть планета, на которой живет только король, есть своя планета у делового человека, есть планета у пьяницы и планета, на которой помещается только фонарщик с фонарем[1], оказалась в ХХ в. не такой уж фантастической. Ее «подтвердили» исследователи, работающие в русле символического интеракционизма. Так как мир, согласно их концепции, имеет социальное значение, детерминированное социальным взаимодействием, то различные группы вырабатывают различные миры. Однако люди легко ориентируются в них, так как индивидуальные картины мира имеют общие, принятые в определенном обществе социальные, культурные, эстетические и другие ценности.

Сегодня мировоззрение людей складывается из двух основных составляющих. Индивид познает мир, во-первых, путем непосредственных социальных контактов, а во-вторых, с помощью информационных продуктов. В этом процессе роль средств массовой информации, как главных производителей информационных материалов, бесспорно, велика. Они стали источником нормативных образцов, определений, важнейшим ресурсом власти, средствами формирования образов социальной реальности. Это обусловлено многими причинами. К ним можно отнести и те, что средства массовой информации отличаются всеохватностью (массовостью), а их сообщения имеют знаковую природу, т.е. строятся на семиотической основе. Они представляют наиболее органичный способ репрезентации окружающей действительности, поскольку «весь мир есть знаковая система – бесконечно глубокий по своему смыслу текст»[2].

Человек живет в мире, где знаковость выступает как всеобъемлющий феномен. Поэтому в XX в. пристальное внимание ученых, особенно в сфере социальных наук, привлекали методы семиотических исследований и сама семиотика. Она предоставляет базис для изучения символических миров, в которых живет человек.

Считается, что одна из ключевых проблем нашего времени – проблема использования техники для совершенствования форм общения между людьми, разработки коммуникативных средств, вызвала к жизни семиотику как новую отрасль знания. Она сложилась по существу в прошлом веке на основе взаимодействия естественных и технических наук с науками общественными[3].

Однако исторические корни семиотики уходят в глубь веков. Еще Аристотель в трактате «Об истолковании» разделил знаки по происхождению на естественные и условные. Он верно определил символ, как понятие более широкое, чем слово. О природе языкового знака размышляли и философы-стоики. Но у них, как и у Аристотеля, не было эксплицитной семиотической теории.

С. Эмпирик противопоставил естественный знак условному. Причем он применял это противопоставление к знакам вообще и, кроме того, допускал одновременное существование обоих видов знаков. Поэтому его подход характеризуется исследователями как собственно семиотический.

Труды по риторике подготовили появление семиотической теории, ибо в них уделялось много внимания феномену косвенного смысла. Но в них также не присутствовала сложившаяся семиотическая концепция.

Лишь начиная с Климента Александрийского наблюдаются попытки обобщения в семиотическом духе. В его описаниях встречается категория иносказания. В связи с этим полагают, что теория знака у него была. Помимо этого, Климент сыграл существенную роль в теории семиологии. Он предвосхитил воззрения Блаженного Августина в двух главных пунктах и впервые четко сформулировал положение, что символическое равнозначно косвенному.

Все же первому выйти за рамки лингвистики удалось именно Бл. Августину, который распространил на разнородные знаки все то, что до него говорилось о словах в рамках риторики или семантики. Два условия (целью дискурса является познание, а объектами – самые различные виды знаков), соблюденные в трудах Бл. Августина, позволили учредить новую дисциплину – семиотику. Он не изобрел ее. А лишь скомбинировал идеи и понятия самого различного происхождения.

«Мысль о необходимости выделения теории знаков была впервые высказана английским философом Дж. Локком в 1690 г. Термин он заимствовал у греческих стоиков»[4].

В XIX в. семиотика получила свое теоретическое обоснование. Так, американский философ Ч. Пирс, используя и термин Локка «семиотика», и определение семиотики как «учения о знаках», предпринял первую попытку классификации знаков. Пирс считается родоначальником семиотики как учения о сущности и основных видах знакообозначения, в том числе и в математической логике. Почти одновременно и независимо от него швейцарский лингвист Ф. де Соссюр работал над определением предметной области различных знаков. Его заслуга состоит в том, что он постулировал единство означающего и означаемого в знаке. Соссюра считают предтечей содержательной, гуманитарной семиологии. А честь основателя семиотики как «интердисциплинарной сферы» принадлежит американскому философу Ч. Моррису.

Сейчас семиология считается не столько «интердисциплинарной сферой», сколько интегративной, так как опирается на конкретные данные многих наук. Ее опора на понятие знака вообще позволяет выработать общие принципы в процессах «означивания», закономерности в отношениях знаков, важные для дальнейшего развития различных наук.

«Современная эпоха обнаруживает усложнение условий человеческого бытия в том отношении, что делает жизнь человека более интенсивной, напряженной и динамичной. Особое место в ней занимают процессы общения, с которыми оказываются тесно связаны многие проблемы современного общества и жизни отдельного человека. Именно поэтому в современной философии резко возросло значение проблематики сознания, языка, понимания текста, а в конечном итоге – человеческого взаимопонимания»[5].

«С того мига, как возникает общество, всякое использование чего-либо становится знаком этого использования», – заметил известный французский семиолог Р. Барт. Именно семиотика изучает свойства знаков, строение и законы, управляющие знаковыми системами, которые способны хранить и передавать информацию. В фокусе внимания семиологии находятся знаки, как носители значений; коды или системы, в которые знаки организованы; культура, в рамках которой знаки и коды оперируют.

Семиотический подход к исследованию многих явлений жизни получил широкое распространение в современный период. «Тезис о том, что ни одна фундаментальная проблема человеческого бытия не может быть ни поставлена, ни решена без пристального внимания к языку, без учета его роли, поскольку человек – единственное существо, создающее себе проблемы посредством языка»[6], поставил семиотическое исследование в ряд приоритетных научных направлений. В последнее время семиотика стала охотно применяться в исследованиях по лингвистике, литературе, искусству, социологии, массовой коммуникации, экономике и др.

Знак играет существенную роль в реализации целей коммуникации. Теоретической разработкой проблемы социальной обусловленности знака специально занималась Пражская лингвистическая школа. Ее представители рассматривают знак как социальную сущность, служащую посредником между членами данного сообщества и обеспечивающую понимание на основе системы значимостей, принятой данным сообществом. Специальным изучением социальных проблем в их символическом представлении занимается символический интеракционизм. Семиотические исследования широко применяются в области языка, теории прозы и поэтики.

В искусствоведении поиски методов, которые позволили бы рассматривать объект как измеримый, заставили обратиться к гуманитарной наукам, уже разработавшим подобную методику, – к лингвистике, экспериментальной психологии и социологии. «Аппарат, на который опирались эти науки, с одной стороны, можно определить как структурный, ориентированный на символическую логику, теорию множеств, а в последнее время – и на топологию. На этой основе, с использованием научного аппарата структурной лингвистики как конкретной сферы приложения этих методов, развилась семиотическая методика искусствознания»[7].

За рубежом набольшее развитие получили также этнологическая школа К. Леви-Стросса во Франции, семиология Р. Барта, психоаналитическая школа С.Ж. Лакана, семиология кино К. Метца.

В нашей стране широкое развитие получила семиотика языка и литературы. Ее основы заложили представители русской «формальной школы» Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, а также А. Белый и В.Я. Пропп. Наряду с этими исследователями значительный вклад в изучение знака, высказывания и текста сделали М.М. Бахтин и Ю.М. Лотман.

«Семиотические исследования сопряжены со своими собственными трудностями и недостатками. Не в последнюю очередь это связано с тем, что семиология, в отличие от контент-анализа не представляет собой метода, а является некоторой совокупностью исследовательских подходов в искусстве, литературе, антропологии, массовой коммуникации, которые в свою очередь базировались на использовании или развитии лингвистической теории. Как философия, как теория, как совокупность концепций и как метод анализа семиология имеет множество проявлений и является предметом различных интерпретаций, дебатов, полемики»[8]. Следовательно, основу семиотических подходов составляют в значительной степени лингвистические представления. Поэтому мы попытаемся исследовать методы семиотики, распространенные в лингвистической теории и литературоведении, чтобы, используя результаты их анализа, выработать собственную методику.

Семиотический анализ возник как анализ вербального языка. В работе «Курс общей лингвистики» (1915) Ф. де Соссюр предложил использовать лингвистические модели и концепции не только для анализа вербального языка, но и для исследования других феноменов. Такой анализ возможен в связи с тем, что:

1)      социальные и культурные явления представляют собой не просто материальные объекты или события, а связаны со значением и, следовательно, со знаком;

2)      эти объекты определяются через систему или сеть отношений с другими.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

сайт копирайтеров Евгений