Пиши и продавай! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 а) ведущая отрасль: · Алтай – сельское хозяйство; · Кузбасс – угольная промышленность; · Томск – научный центр; · Новосибирск – культурно-деловой центр, промышленность. б) специфика экологии: · Алтай – близость к Семипалатинску; · Кузбасс – загрязнение воздуха; · Томск – загрязнение воздуха, воды; · Новосибирск – загрязнение воздуха, воды. в) политическая направленность: · Алтай – «красный пояс»; · Кузбасс – прокоммунистическая направленность; · Томск – демократия; · Новосибирск – демократия. г) особенности ландшафта: · Алтай – ленточный бор; · Кузбасс – предгорье; · Томск – обширные северные территории; · Новосибирск – равнина, Обское водохранилище. Используя данную схему, мы проанализировали цикл из двенадцати выпусков программы «Губернские новости», выходивших в эфир с апреля 2000 г. по май 2001 г. В ходе семиотического анализа годового цикла выпусков информационной программы «Губернские новости» было выявлено, что на уровне социальных и технических кодов содержится очень малое количество иконических сем, отражающих региональную специфику (в среднем 27%). На основе анализа социальных и технических кодов мы сделали заключение, что в проанализированных информационных сюжетах программы «Губернские новости» ни одна подготавливающая их провинциальная телекомпания (Томска, Кузбасса, Новосибирска, Алтая) не создает специфической информационной картины мира, в которой отразились бы особенности региона. Механизм моделирования информационной картины мира включает в себя ограниченный репертуар выразительных средств телевизионного языка. Образ регионов создается с помощью унифицированных иконических сем. На уровне электронного способа кодирования используются стереотипные технические коды: формально-описательный монтаж, панорамирование, «буквопечать», не имеющие и не вызывающие коннотаций. Информационная картина мира, создаваемая телекомпаниями Юго-Западной Сибири, не отражает региональной специфики, а формируется унифицированными иконическими знаками и семами. Более детальный семиотический анализ отдельных сюжетов, объединенных темой и местом события, но вышедших в эфире разных информационных программ – «Время» (ОРТ) и «Губернские новости» (Кузбасс, Алтай, Кемерово, Томск) – также показал превалирование унифицированных знаковых комплексов (средства, кодирующие пространственное изображение и время, система графических знаков, символика цветов, система вербальных, иконических знаков), не отражающих региональной специфики события. Вследствие чего идеологический подтекст данных информационных сообщений распространяется не на конкретный регион, а на пространство страны в целом. Анализ парадигматических структур сообщений выявил, что в сюжетах присутствует легкая ирония (показывается несостоятельность российских военных), возникающая путем столкновения вербального текста и видеоряда. «Образная упаковка» и попытка (лучше удавшаяся журналистам ОРТ) форматировать «новостные» сюжеты под развлечение приводит к тому, что моделируемая в сюжетах информационная картина мира разрушает представления о реальности как области серьезного. Использованный в данной работе семиотический подход проиллюстрировал тенденцию унификации информационной картины мира, создаваемой провинциальным телевидением, показал эффективность применения разработанной нами методики семиотического анализа в изучении информационных программ. Применяя данную методологию в перспективе можно исследовать: · телевизионные программы не только информационных, но и других жанров (аналитических, художественно-публицистических и т.п.); · особенности соотношения формального и содержательного уровня телевизионных сюжетов; · семиотические «доминанты», определяющие социокультурный облик региона, формируемый в программах местного телевидения. Практическую ценность могут представлять рекомендации для работников телевидения, способствующие выбору более адекватных знаковых систем, отражающих специфику данного региона. к содержанию << >> на следующую страницу [1] Сент Экзюпери А. Маленький принц. М., 1982. [2] Линник Ю. Икона Софии. Петрозаводск, 1991. С. 13. [3] Строение фильма. М., 1984. С. 5. |
|
|
|