Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

Можно сделать вывод, что современная информационная картина мира – это сильно фрагментированная картина мира, состоящая из информации разных уровней (планетарной, местной, городской и т.д.). Она формируется различными субъектами информационной деятельности (индивиды, социальные институты и т.п.) в процессе их взаимодействия. Компоненты информационной картины мира содержатся в книгах, картинах, музыке, материалах средств массовой информации и т.п. Неоспорим тот факт, что сегодня в основном телевизионные программы определяют содержание информационной картины мира современного человека. Ее полнота и содержание могут варьироваться в зависимости от возможностей принимающего средства, т.е. от количества телевизионных каналов, доступных для ежедневного просмотра. Так информационная картина мира у жителей центральных городов, имеющих доступ не только к семи-пятнадцати телевизионным каналам, но и к десяткам спутниковых, шире по охвату, чем у жителей маленькой далекой деревеньки, смотрящих порой только передачи общественного российского телевидения (ОРТ). Поэтому задачей телевидения является создание как можно более целостной картины мира. Каждый телевизионный канал, телевизионная программа, телевизионный сюжет, журналист, оператор, режиссер и другие сотрудники телевидения вносят свой вклад в формирование картины мира, свой кусочек в общую мозаику.

Еще недавно вклад региональных телекомпаний в информационную картину мира не был таким существенным, как сейчас. Еще в 80-е гг. все отечественное телевидение подчинялось Гостелерадио и сводилось к четырем всесоюзным программам и примерно сотне областных, краевых и республиканских студий. Добавленный в 1995 г. к Закону «О средствах массовой информации» федеральный документ «О рекламе» открыл новый источник финансирования для телевещателей и позволил развиваться частным телекомпаниям. Таким образом, возникла тенденция регионализации отечественного телевидения. Совокупное время вещания провинциальных телекомпаний намного превышает время вещания федеральных телеканалов. По данным социологических исследований, программы регионального телевидения привлекают массовую аудиторию своим содержанием, в котором отражается местная специфика жизни. Люди желают знать, что происходит в том месте, где они живут. Подобную информацию можно почерпнуть в основном из программ местного телевидения. Соответственно, предполагается, что его сообщения отличаются от информационных материалов федерального уровня тем, что в них содержится больше элементов, отражающих региональную специфику.

Критериями их выделения выступают локальность проживания и культура определенной социальной группы. Жители одного региона, несмотря на различие возрастных, половых и прочих социальных характеристик, имеют общую понятийную основу для обозначения реалий действительности. Особенности проживания индивида в относительно замкнутом социуме накладывают отпечаток на его психологию и соответствующим образом вербализуются. Можно предположить, что в региональных телепрограммах транслируются материализованные признаки мировидения, миропонимания, характерные для жителей определенного региона. Информация кодируется на уровне таких детерминант, как:

·         национально-культурная традиция и специфика быта;

·         специфика деятельности, характерная для определенного этноса;

·         географические особенности: специфика ландшафта, формирующая определенные культурные представления.

На основе этих детерминант можно выделить следующие коды, артикулирующие в сообщении отражение специфики региона и функционирующие в рамках соответствующего «социолекта»:

·         ведущая отрасль;

·         специфика экологии;

·         политическая направленность;

·         особенности ландшафта.

Именно местные телерадиокомпании способны более точно учитывать экономические, религиозные и иные особенности региона, национальный, образовательный, возрастной состав аудитории. Это связано с процессом локализации, децентрализации вещания, укрепления и развития регионального, местного, муниципального и коммерческого вещания, который происходит в мировой телекоммуникации. Но это с одной стороны.

На современном этапе развития средств массовой информации фиксируется тенденция глобализации, унификации пространственных координат. Безусловно, ведущая роль в этом процессе – у телевидения (в последнее время глобальная сеть «Интернет» теснит его позиции).

Тележурналист может заглянуть в любой уголок планеты и сообщить о происшествии, случившемся там, в эфир. Но фактором, определяющим появление в программе новостей информации о событии, является не место, где оно происходило, а значимость происшедшего. Несмотря на отмеченную фрагментарность информационных материалов в телевизионных новостях, их сосуществование – не хаотический беспорядок знаков. Отсутствие в большинстве случаев описания места корреспондирует с единством мысли и сознания, подчинено определенному идеологическому замыслу, «потеря, т.е. исчезновение измерения времени и пространства запускает процессы, которые формируют единый «мир»[72]. Отказ от «привилегии места»[73] сформировал ситуацию, в которой человечество в некоторых отношениях трансформировалось в «мы».

Таким образом, в телевизионной сфере наряду с тенденцией регионализации, конкретизации наблюдается процесс глобализации, унификации. Можно предположить, что в региональных телепрограммах местная специфика должна быть более выражена, т.е. коды, отражающие региональный компонент, охватывают большие знаковые комплексы. Поскольку люди более или менее пассивно реализуют общеобязательные нормы, заложенные в языке, но зато активно и напряженно ориентируются среди социальных смыслов, которыми населены его знаки, можно утверждать, что национальный язык делится на «социолекты»[74]. В рамках «социолекта» интерпретация информации реципиентом более адекватна целям коммуникатора, так как используется одна кодифицирующая система, ограниченная рамками конкретного пространства. Поэтому будем считать, что в региональных телепрограммах информация, сообщаемая и воспринятая, имеет большее соответствие, а информационная картина мира приобретает региональный колорит.

Соответственно, мы допускаем, что в информационных материалах центрального телевидения уровень отражения региональной специфики ниже, в основном присутствуют унифицированные знаковые комплексы. Ведь национальные новости рассчитаны на всех и на каждого. Но это не означает, что они должны транслировать однородные форматы. Мы считаем, что и в сюжетах, показанных по каналам центрального телевидения, необходимо отражение специфики региона, о котором они сообщают. Категории пространства и времени являются основополагающими при формировании любой картины мира. Человек всегда мыслит себя в категориях времени и пространства. Он имеет темпоральный образ или картину течения времени и его места в ней, а также встраивает в свою картину мира пространственный образ. «Сообщение, не содержащее вербальных и визуальных маркеров этих универсалий, скорее всего, утрачивает для субъекта смысл»[75]. «В условиях фрагментарности, когда события существуют сами по себе вне какой-либо связи с прошлым, будущим или с другими событиями, все предположения о формировании когерентной картины мира напрасны»[76]. Таким образом, привычная беспорядочность сообщаемого, «мозаичность» становятся содержанием информационной картины мира и латентно навязывают определенные идеологические установки.

в начало

2.5. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА, СОЗДАВАЕМАЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ, В ЗЕРКАЛЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Основным жанровым звеном в программах современных телекомпаний являются новости, «ибо в них, как в клетке организма, фиксируются генетические и морфологические особенности телевещательных процессов в целом – их содержание, назначение, функции, характер, эволюция, структурная специфика»[77]. На заре телевидения сводки новостей читались диктором с экрана и не сопровождались еще никакими потоками образных иллюстраций, характерных для сегодняшних телевизионных информационных программ. Темп жизни индивидов в современный период, называемый «эрой информации», обусловил усложнение системы сбора, сортировки и обработки «новостных» сюжетов и потребовал слаженной работы от аппарата сотрудников информационных программ – корреспондентов, продюсеров, редакторов, операторов. «Информационная эпоха» меняет даже систему восприятия человеком новых данных, что проявляется в устойчивом увеличении скорости телевизионных изображений.

Кроме того, телевизионные новости превращаются в бесконечный преходящий поток сюжетов. Читая книгу, индивид выбирает свой темп и, если возникает желание, может возвращаться к предложению несколько раз: оно всегда будет на той самой странице. Это способствует возникновению ощущения правдивости и стабильности содержания в книге. Информация, предлагаемая телевидением, фрагментарна и не имеет строгой последовательности, начала и конца. Соединение информационных блоков в программах телевизионных новостей осуществляется с помощью рекламы и музыкальных заставок, что размывает временные границы передач, а также нейтрализует влияние новостей, трансформировав их в банальность. Таким образом, разрушается представление о мире, как области серьезного. Информационным программам не удается избежать охватившей все телевизионные каналы тенденции развлекательности. Информационным программам также важно удерживать высокие рейтинговые показатели, овладевая чувствами и временем зрителей. Телевизионные новости начинают превращаться в театрализованный жанр для досугового времяпрепровождения. Программы новостей в структуре телевизионных передач занимают важное место еще и потому, что они актуализируют взгляд на мир у реципиентов, удовлетворяющих свой информационный голод. И они оправдывают ожидания зрителей, поскольку в основе их концепции лежит цель наиболее полно отразить события в мире. В этом утверждении изначально заложена ошибка, которую зарубежные исследователи (например, Фиск) именуют «ошибкой проницаемости», так как очевидно, что новости не могут освещать все происходящие в мире события. Несмотря на это, фрагмент информационной картины мира реципиентов, создаваемой материалами средств массовой информации, в большинстве случаев формируется на основе телевизионных сюжетов информационных программ. Именно поэтому, для апробации разработанной нами схемы семиотического анализа телевизионных сюжетов, мы выбрали жанр информационных программ.

Программа «Губернские новости» выходит в эфир по будням на втором телевизионном канале. Она состоит из «новостных» сюжетов, которые подготавливают четыре телекомпании, входящие в холдинг ВГТРК. Цель программы заключается в отражении основных актуальных событий, происшедших в течение дня на территории (Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтая) региона Сибири. На наш взгляд, информационная программа «Губернские новости» имеет достаточно высокий профессиональный уровень, так как создается командой опытных сотрудников государственных телерадиокомпаний, обладающих мощным техническим оснащением.

Телевизионные программы являются своеобразным миром знаковых коммуникаций. Поскольку «Губернские новости» состоят из сюжетов разных телевизионных компаний, теоретически, в них должна наглядно отражаться местная специфика, что корреспондирует с задачами нашего исследования. Телевизионные информационные сюжеты государственных телерадиокомпаний Новосибирска, Омска, Томска и Алтая объединены в системы, которые должны отличаться друг от друга особенностями содержательных моментов кодификации действительности. Ведь специфика ментальности определяется принадлежностью индивида к определенной социокультурной группе, регионально ограниченному социуму. На основе этого можно предположить, что журналист, оператор, телережиссер выступают носителями определенного национально-культурного стереотипа, обусловленного спецификой региона, в котором они живут. Выдвинутая нами гипотеза о том, что коды, отражающие региональный компонент, охватывают большие знаковые комплексы в программах провинциального телевидения, была экстраполирована на область анализа информационных сюжетов в программе «Губернские новости», в частности, анализа создаваемой ими специфической информационной картины мира. В соответствии с этой задачей, выделенные выше семиотические коды региональной специфики мы объединили с техническими кодами, детерминирующими уровень представления события в телевизионном сюжете, и получили следующий, соответствующий поставленной задаче вариант схемы семиотического анализа:

1.      ВЫЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОДОВ:

а)      выделение синтагм (кадров) сообщения;

б)      описание основных сем, их составляющих.

2.      АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ КОДОВ:

а)      монтажный код:

·         размер плана;

·         тип монтажа.

б)      средства, кодирующие пространственное изображение:

·         перспектива;

·         внутрикадровое движение;

·         ракурс.

в)      средства, кодирующие временные характеристики визуального сообщения:

·         скорость съемки.

г)       графические средства.

3.      ВЫЯВЛЕНИЕ КОДОВ РЕГИОНА (ФИЛЬТРАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ):

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

сайт копирайтеров Евгений