Пиши и продавай! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 · символические; 2а) уровни знаковых систем: · синтактика; · семантика; · прагматика; 2б) уровни структурных отношений знаков: · синтагматический; · парадигматический; 3) коды как основная категория семиотического анализа: · обязательные (денотативный и коннотативный коды); · универсальные (социальный, идеологический, культурный); · специальные (кинематографический, иконографический, монтажный и др.); 4) функции кодов: а) универсальные: · идеологическая; · социальная; · коммуникативная; б) специфические: · референтивная; · эмотивная; · повелительная; · фатическая; · металингвистическая; · эстетическая. Данная методика семиотического анализа частично или полностью, в зависимости от предмета изучения, используется при исследовании вербальных текстов в литературоведении, лингвистике, психолингвистике и других гуманитарных науках. Семиотический анализ позволяет выяснить, как организовано сообщение, что оно выражает и с помощью каких элементов, помогает понять идеи автора текста, а в широком смысле – семиотический анализ всегда раскрывает идеологии, выраженные в уже устоявшихся способах общения. В настоящее время средства массовой информации заняли ведущее положение в обществе и жизни отдельного человека. Семиотический анализ в силу своих качественных характеристик становится одним из приоритетных методов в исследовании материалов средств массовой информации. «Какая-либо речь, газетная статья или даже сообщение частного лица изготавливаются индивидом, который является рупором (независимо от того, уполномочен он кем-либо на эту роль или нет) отдельной группы (профессиональной, территориальной, политической, интеллектуальной) в определенном обществе. У такой группы всегда есть свои ценности, цели, коды мышления и поведения, которые независимо от того, принимаются они или оспариваются и в какой степени осознаются, оказывают влияние на индивидуальную коммуникацию»[21]. Средства массовой информации, особенно телевидение, создают единую картину реальности, отражающую глобальное видение мира с позиций какого-либо сообщества. «Не мы говорим с помощью языка, а язык говорит с нашей помощью… Знать границы, внутри которых язык говорит через нас, это значит не верить сказкам об излияниях творческого духа, свободном полете фантазии… Это значит трезво и осторожно подходить к случаям, когда действительно сообщается что-то еще не учтенное языковыми конвенциями, то, что может стать достоянием общества, но, что пока оно не разглядело»[22]. Поэтому сегодня, когда средства массовой информации обусловливают образ мышления, чувства, поведение, когда основные идеи, ценности и взгляды на мир формируются и поддерживаются средствами массовой информации, семиотические исследования сообщений средств массовой информации становятся одним из актуальных направлений в теории журналистики. Кроме того, журналистские материалы складываются из множества знаковых комплексов, в них могут использоваться все типы знаков. А семиотика изучает отношения знаков, абстрагируясь от их субстанции. Исследование закономерностей и характеристик знаков и их отношений, выявленных на семиотическом уровне, позволяет делать выводы о том, какие факторы определяют тождество интерпретации коммуникативных знаков как необходимое условие адекватного восприятия информации. Семиотический аспект, рассматривающий языковые явления «как знаковые сущности, живущие и функционирующие по законам знаковых систем»[23], позволяет анализировать внутреннюю структуру текстов средств массовой информации, понять то, что не удается выявить с помощью других методов изучения содержания массовой коммуникации. «Способы постижения реальности задаются людьми, которые формируют массовое сознание. Они ориентируют восприятие действительности в сторону рынка, облекая его в формы личностной идентификации и поведения, отображенные множеством средств массовой информации… Средства массовой информации играют важную роль в нашей жизни, потому что являются формой и содержанием категорий культуры и опыта. Как форма, средства массовой информации обеспечивают границы, вид, ритм и образ расширяющегося списка деятельности, которая часто проявляется за рамками «коммуникативных процессов». Как содержание, – новые идеи, мода, лексикон и мириады типов информации (например, политика) создаются с помощью средств массовой информации»[24]. Согласно мнению Р. Барта, «семиотика изучает оформление идеи»[25]. Мы опознаем идеологию как таковую, когда, социализуясь, она превращается в код. Так устанавливается тесная связь между миром кодов и миром предзнания. Это предзнание делается знанием явным, управляемым, передаваемым и обмениваемым, становясь кодом, коммуникативной конвенцией. В мире знаков, упорядоченных в коды и лексикоды, семиология выявляет идеологии, которые так или иначе отражаются в устоявшихся формах и способах общения. Поэтому благодаря семиотическому анализу текста оказывается доступным понимание тех, кто создает и транслирует материалы средств массовой информации, их логики и идеи послания. Методы семиотического анализа в исследовании материалов средств массовой информации стали применяться совсем недавно, и в основном с их помощью изучаются вербальные тексты средств массовой информации. Для анализа журналистских текстов используются понятия, разработанные в рамках теории текста как филологической дисциплины. Это оправдано принципиальным сходством основных методов построения всех вообще вербальных текстов, так как при существенном содержательном различии технологические приемы остаются идентичными[26]. Методы семиотического анализа, заимствованные из теории текста, позволяют выявить законы текстообразования журналистских произведений, претексты, методы построения материалов средств массовой информации. Но сообщения в средствах массовой информации имеют не только вербальную, письменную форму, но и аудиальную и визуальную. Телевидение «вобрало в себя выразительные средства художественной литературы (словоупотребление, образ, сюжет), риторики (нормы и правила речевой деятельности), музыки (гармония и ритм), изобразительного искусства (композиция, ракурс, колорит), видоизменило их в соответствии со своими техническими возможностями»[27], а также разработало свои специфические выразительные средства и структурные приемы (стереоскопичность, монтаж, смена планов и т.п.). Телевизионный образ создается из совокупности разнородных коммуникативных и художественных средств и является по своей природе синтезированным сложным знаком. Возможность анализировать его предоставляют методы семиотического анализа. С их помощью можно выявить, насколько умело используются визуальные средства телеэкрана в создании специфического образа действительности. В рамках семиотических подходов центральной является задача «раскодирования» смысловых структур текста, особое внимание при этом отдается анализу культурного контекста, жанровой специфике телесообщения. Также семиотические методы анализа являются приоритетными в изучении телевидения (особенно в работах зарубежных исследователей), потому что интерпретативный метод семиотики считается наиболее приближенным к способу обработки визуальной информации в уме человека[28]. Опыт семиотического анализа текстов аудиовизуальных средств массовой информации пока можно встретить лишь в работах зарубежных ученых, написанных за последние десять – пятнадцать лет[29]. В нашей стране делаются первые попытки по применению методик семиотического анализа в исследовании телевизионной продукции. Семиология позволяет анализировать тексты, в которых одновременно используются знаковые системы различной природы. Таковыми являются тексты телевидения. Поэтому сегодня семиотические методы анализа, как описательные, качественные, становятся наиболее приоритетными в исследованиях телевизионных программ. |
|
|
|