Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

Нетрудно представить себе, почему в недрах ОРТ возникло желание создать цельный, объемный проект сюжетов-клипов в жанре социальной рекламы. Замысел возник у генерального продюсера Константина Эрнста, автора «Матадоров», и у режиссера Дениса Евстигнеева, автора «Лимиты». Я специально называю «визитные карточки» двух создателей «Русского проекта», потому что, как показывает дальнейший анализ, в их новом детище довольно ощутимы истоки.

Но не стану забегать вперед. Замысел этот возник не сам по себе, а в качестве воплощения программного положения, сформулированного не раз генеральным директором ОРТ С. Благоволиным. Возглавив телекомпанию, он выдвинул в первых же своих выступлениях лозунг «стабильность», носящий откровенно охранительский смысл. Было лето 1995 г., страна шла к парламентским выборам, оппозиция не жалела сил в критике реформ, проводимых властью. И верное власти ОРТ поспешило заявить о приверженности стабильности, то есть сразу же отказалось от критики проводимой в стране политики.

«Стабильность» в полемических целях вскоре преобразилась в «благополучизм», главной мыслью не только руководителей ОРТ, но и большинства подготавливаемых в телекомпании передач стало удовлетворение (помните: брежневское «чувство глубокого удовлетворения»?!) происходящим вокруг. Поэтому, наверное, первый же сюжет «Русского проекта» выглядел в этом отношении программным. Он показывал двух российских космонавтов, находящихся в невесомости на орбите. Пролетая над родиной, они видят российские города и нахваливают их друг другу (а заодно и нам, зрителям). Увлеченные этим делом, не замечают звучащих в кабине космического корабля запросов с земли, где встревожены их молчанием. А затем, насладившись своими разговорами, отвечают, наконец, земле с самодовольно-благодушной интонацией: «А, что? У нас все в порядке...»

Эта реплика, произнесенная в клипе Никитой Михалковым, который был не только космонавтом, но и № 2 в списке избирательного блока «Наш дом Россия», возглавляемого премьером правительства, сразу же вызвала реакцию в прессе. Телекритики, да и другие авторы, пишущие на предвыборные темы, отметили кичливый смысл, который был заключен в словах поднебесного кандидата в депутаты. Создателям «Русского проекта» пришлось оправдываться, упрекая, в свою очередь, критиков в непонимании образного языка искусства.

Не стану далее останавливаться на политическом смысле тех двадцати микроновелл (десять в «РП-1» и десять в «РП-2»), которые, начиная с осени 1995 г., вышли на экраны Первого канала. Откровенно – а иногда и цинично! – выполняя социальный заказ, авторы «Проектов» оказались весьма неразборчивы в нравственных и эстетических вопросах. О них, пожалуй, следует поговорить подробнее.

Большинство сюжетов, в особенности в первой десятке, построено по принципу назидания. Зрителю рассказывают какую-нибудь трогательную историю, из которой в финале делается однозначный вывод-императив. Некий урок для малодогадливых. Вот, скажем, мы присутствуем при дебюте никому тогда неизвестной певицы Аллы Пугачевой. Она выступает на открытом воздуха, в старенькой «раковине» провинциального парка культуры и отдыха. Зрителей мало, многие из них заняты своими делами, звуковая аппаратура негодного качества, осветительные приборы с грохотом выходят из строя. Все не ладится, молодая певица (в ее роли снималась Кристина Орбакайте, дочь А. Пугачевой) в полном отчаянии: несмотря на то, что в фонограмме звучит превосходное исполнение знаменитого «Арлекино, а дочка с большой точностью копирует впечатляющие мизансцены мамы, номер не имеет никакого успеха.

Мне вспомнились слова И. Ильфа и Е. Петрова из «Одноэтажной Америки» об откровенной условности голливудских лент, посвященных великим певцам, снятых с их участием.

«Обычно разыгрывается такая история. Бедный молодой человек... учится петь, но не имеет успеха. Почему он не имеет успеха – понять нельзя, потому что в начале учебы он поет так же виртуозно, как и в зените своей славы».

Когда после одной фальши звучит другая – уверение молодой А. Пугачевой, что никогда ей не видеть успеха, – у зрителей возникает ожидание третьей. И она не заставляет себя ждать: авторы клипа, рассказав всю эту трогательную историю, завершают ее титром-сентенцией – «Верь в себя». В контексте таким образом выстроенного сюжета она звучит издевкой.

Впрочем, если тут есть, по крайней мере, некая подлинная история, то в других случаях зрителям предлагаются откровенно придуманные сюжеты, похожие не то на сказку, не то на фрагменты какого-то более крупного произведения. Вот, скажем, двое селян – комбайнер и водитель грузовика – перебрасываются малозначащими фразами насчет возможности убрать хлебное поле до дождя. Один спрашивает, другой отвечает. Сначала отрицательно, затем, сразу же, без мотиваций и раздумий, – согласно. А потом садится за руль и уезжает, увозя с собой полученного от комбайнера зайчишку. Видимо, для дочки: ее фотография стоит у него над рулевым колесом. История эта завершается титром «Все у нас получится». Звучит он пустым, безосновательным бодрячеством, от которого за версту несет достославными временами, когда считалось, что советскому человеку любая задача по плечу. Что нет таких преград, которые бы...

А во втором «Русском проекте», отделенном от первого полугодовой паузой, те же актеры разыгрывают, если можно так сказать, «зимний вариант», завершающийся тем же титром. На сей раз мужики, увидевшие парней, лихо гоняющих на снегоходах, решают на обычном грузовике догнать их. На одной из горок машина, явно не предназначенная для таких фокусов, переворачивается. И уже все вместе хлопочут возле искалеченного газика.

Рядом с первым, пафосным решением темы здесь мы видим иное, скорее ироническое. Кажется, авторы в какой-то момент почувствовали, что в первой десятке сюжетов, предварявших декабрьские выборы, они явно хватили лишнего. Там они встали на позицию мудрых пастырей, которые знают ответы на все случаи жизни и, вместе с тем, вполне по-советски «дают установку». Десять сюжетов «РП-1» стали своего рода десятью евангельскими заповедями, заповедями от ОРТ.

Сложно спорить с прописными истинами: они ведь не требуют особых доказательств. Но в том, каким именно образом провозглашаются эти постулаты, обнаруживаются отношения между вещающим их и внимающими им. Заповедям «Российского проекта» свойственны не только безапелляционность, но и сквозящее в каждом кадре высокомерие по отношению к зрителям. Даже те истины, в которых заключены и тысячелетний опыт человечества, и его мудрость, они ухитряются воплотить с немалой претенциозностью. Я бы назвал это неакадемическим термином «пижонство» и отнес его за счет автора «Матадоров». То, что вполне терпимо, когда речь идет о показе Недели высокой моды в Париже и о рассказе о творчестве великих кутюрье, вряд ли подходит при разговоре о вечных истинах бытия.

Некий галантерейный привкус в решении отдельных сюжетов «Российского проекта» можно наблюдать невооруженным взглядом. Вот, скажем, клип, сделанный во славу любви. Тема, ничего не скажешь, беспроигрышная. Но обратите внимание, каким образом она развернута у К. Эрнста и Д. Евстигнеева. Начинается эта вечерняя история с показа группы молодежи, выходящей откуда-то, видимо с выпускного бала в школе. Милые, невинные мальчики и девочки, любящие друг друга и радующиеся жизни. И тут они случайно становятся свидетелями сцены, разыгравшейся между пассажирами шикарного импортного джипа. Элегантная дама (в ее роли снялась Анастасия Вертинская) ссорится со своим спутником (Александр Збруев). Дело доходит до драки, после которой женщина оказывается выброшенной из автомобиля. Вслед за ней из джипа вылетает на асфальт нарядная шляпка. Молодая пара, подобрав ее, пытается вернуть хозяйке. Та, окинув девушку невидящим взглядом, нахлобучивает шляпку на ее голову.

И вот после этой, мелодраматически-светской сцены (она мне напомнила «Безымянную звезду» М. Козакова, где нечто подобное было сыграно той же А. Вертинской, но с изрядной долей самоиронии) идет титр-назидание от авторов: «Берегите любовь». Самое простое – упрекнуть создателей этого клипа в отсутствии хорошего вкуса. Он нередко изменяет авторам «Русского проекта». Но дело тут не только во вкусе. Завершив историю, которую я так подробно пересказал, подобным титром, создатели клипа, кроме того, выразили свои представления о любви и ненависти, красоте и уродстве, добре и зле. И тут выясняется, что все эти понятия существуют для них в форме дешевых суррогатов.

Причем, не только в этом одном клипе, но и во всей серии. Когда благополучная бездетная пара берет в детском доме сироту, они почему-то сразу же отправляются в какую-то харчевню типа «Макдональдса», чтобы накормить ребенка. Нелепица ситуации очевидна: казенную пищу девочка видела и раньше, ее бы угостить чем-нибудь домашним. И, кстати, главная «находка» сценариста – реплика насчет макарон, которые в детдоме считались самым вкусным блюдом, – могла бы сильнее прозвучать в квартире. Но, видимо, авторам более эффектным показался просторный интерьер кафе: сказались пристрастия Д. Евстигнеева, в недавнем прошлом кинооператора, к сценам, где можно показать себя.

Почти в каждом клипе «РП» можно обнаружить «белые нитки» плохо спрятанного в ткани повествования замысла. Чувствуется, что авторы, чаще всего, шли дедуктивным путем: сначала придумывали эффектную, с их точки зрения, идею, а затем уже «одевали» ее в довольно прихотливый сюжет. Вообще, судя по небрежности, с какой сделаны клипы (в особенности, их драматургия) создается впечатление, что «проектанты» не утруждали себя проверкой и перепроверкой первой же, показавшейся плодотворной идеи. Придумав, скажем, историю с солдатиком, стоящим на посту возле мавзолея В. Ленина и не имеющим права даже бровью пошевелить в ответ на появление среди толпы на Красной площади приехавшей из деревни матери, они снабдили ее целым рядом подробностей, забыв, при этом, об одной «мелочи». Дело в том, что Пост № 1 уже несколько лет как не существует.

Этот же «головной» способ сочинения клипов сказался и на продолжении истории двух космонавтов. Их возвращение на землю обставлено в духе любимого автором «РП» сочетания сказочности с конъюнктурой. Спускаемый аппарат приземляется в степи, где живет семья кочевников. Космонавты оказываются в юрте гостеприимного хозяина. Во время угощения обе стороны предаются рассуждениям о любви к своему дому. Вернувшиеся с небес признаются, что мечтают как можно скорее оказаться в родных стенах. Кочевник охотно поддакивает: я, мол, тоже побывал на днях в райцентре и все не мог дождаться, когда снова увижу свою юрту.

И опять – мысль, как будто, совершенно верная: каждый человек любит свой дом и скучает по нему. Но, заметьте, как она развернута? Сколько здесь социальной демагогии, попытки доказать, что гусь свинье – товарищ, что космонавты (в исполнении неспособных скрыть своего барственно-самодовольного вида актеров) – точно такие же трудяги, как и чабан, одиноко живущий в бескрайних степях.

Достаточно чуть-чуть углубиться в структуру и смысл этих клипов, как станет очевидным: по духу своему они стопроцентно советские (даже совковые!), вполне могли появиться в брежневские времена. Концепция «простого советского человека» развернута в них в полном блеске. В особенности это сказывается в сюжете с Пашкой, бригадиром фабрики, на которой печатают деньги (его роль исполняет Леонид Куравлев, создавший тридцать лет назад образ Пашки Колокольникова в «Живет такой парень», здесь нам представляют его, видимо, повзрослевшим и сменившим профессию). Так вот этот Пашка-бригадир представлен бессребреником и люмпеном: у него нет денег даже на кружку пива.

Авторы сопровождают сюжет титром-похвалой: «Будь здоров, Пашка!», – и это, на мой взгляд, звучит демагогически. Умиляясь чужой бедностью, создатели «РП» и в философии своих творений, и в том, как они появлялись, демонстрируют нескрываемое богатство. Мне не удалось узнать конкретную сумму денег, потраченных на двадцать двухминутных сюжетов (она скрывается, и, полагаю, не зря), но достаточно косвенных признаков, указывающих на немалую ее величину.

В середине 1995 г. под «стабильность», которой призваны были служить эти клипы, никто денег не жалел. И они были потрачены предельно эффективно, учитывая, что один из авторов – К. Эрнст – был по совместительству генеральным продюсером ОРТ. Получилось забавно: сам себе заказал «РП», сам утвердил замысел, сам его оплатил, сам снял, сам поставил в сетку вещания (там они стоят сегодня по много раз на дню, вызвав справедливую реплику «Известий» насчет «амбициозного и уже изрядно надоевшего „Русского проекта"»), сам выдвинул на соискание премии ТЭФИ по наиболее престижной номинации – «событие года».

Еще одним косвенным доказательством богатой сметы «РП» стало участие в нем звезд отечественного экрана. В самом деле, достаточно перечислить имена: Н. Михалков и О. Ефремов, Л. Куравлев и Е. Сафонова, А. Вертинская и 3. Гердт, О. Табаков и Л. Дуров, Г. Волчек и А. Збруев, Н. Мордюкова и Р. Маркова, В. Машков и В. Кикабидзе... Большинство из них, в связи с бедственным положением российского кино, не снимается давно и щедрые гонорары, которые выпадают им от вдохновителей-за-казчиков-исполнителей «РП», далеко не лишние. Тем более что с профессиональной точки зрения предлагаемые роли никакой сложности не представляют. И исполняются они, чаще всего, в стиле легкого, необременительного капустника. (Напомню сюжет о четырех любителях хмельного, вдохновенно рассказывающих о своих любимых напитках, а затем грубо прерванных приходом медсестры, приглашающей на анализы – дело, оказывается, происходит в клинике.)

Актеры, судя по всему, обещали хранить молчание по поводу полученных сумм. Однако – опять же косвенно – иногда они не выдерживают и проговариваются. В одном из выпусков «Героя дня» (НТВ), где Е. Киселев встречался с Н. Мордюковой (1.07.96), зашла речь об этом предмете. Состоялся такой, весьма примечательный диалог:

«Н. МОРДЮКОВА: Мне нравится сниматься у ОРТ, там даже долларами платят.

Е. КИСЕЛЕВ: Даже долларами?

Н. МОРДЮКОВА: Да! Бывает и долларами, когда у них есть доллары, а бывает и русскими, тоже хорошо платят... Сейчас опять будем... вот смотрите, какой он Евстигнеев Денис... Я его уважаю очень... И сейчас уже написан третий еще водевиль, ой, вариант! И мы будем с удовольствием работать там у него.

Е. КИСЕЛЕВ: Еще будете сниматься?

Н. МОРДЮКОВА: А как же, будем! У нас там задумка. А потом еще он пишет и нормальный фильм, нормальный, большой, но он сказал, что он все время будет возвращаться на пару дней, чтобы снять очередной... отрывок».

Из этого разговора становится ясно, что создатели «РП» не намерены останавливаться на двух сериях, они подумывают уже и о следующих. Проект, который успел изрядно надоесть «Известиям» (27.07.96), продолжает нравиться его авторам. Ну, а поскольку они, как я уже говорил, оказывают сами себе решительную поддержку, то наивно было бы рассчитывать, что после реплики в газете или моих статей в газете и журнале, это предприятие было бы завершено. Поэтому, исходя из перспективы видеть «РП-3», «РП-4» и т. д., хочу сказать несколько слов о той эволюции, которую переживает «РП» – от первого ко второму.

Сразу же замечу, что не стало того идейно-стилистического единства, которое было присуще «РП-1». Там чувствовалось, что повествование ведет один «евангелист», и проповеди его сохраняли некую стройность. В «РП-2» пришли дополнительно новые авторы, желание «порулить» выразили люди, прежде никогда подобных лент не ставившие. Отдельные выпуски «РП-2» делали, кроме Д. Евстигнеева, еще и специалисты по сугубо рекламным клипам Б. Килибаев и М. Хлебородов, и сценарист П. Луцик, и «матадоровец» К. Эрнст.

От этого получилось «кто в лес, кто по дрова». Если прежде в зрителе авторы видели, чаще всего, слабоумных, которым надо все разжевать и в рот положить, то теперь они нередко предлагают нам авангардистские ребусы, их трудно понять даже после многократных просмотров. Я имею в виду сюжет с концерта Ю. Шевчука, где молодая пара, похожая на глухонемых, обменивается звучащими загадками-титрами, а также клип, где действие происходит в кабине БТРа.

В этой эволюции, с моей точки зрения, еще раз сказалась та бесконтрольность, с какой создается «РП». Никто, видимо, из генеральной дирекции ОРТ, где собрались, к сожалению, дилетанты в области кино, не смеет перечить К. Эрнсту и Д. Евстигнееву.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

сайт копирайтеров Евгений