Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

2000

в начало

ТАКОЙ ХОККЕЙ НАМ НЕ НУЖЕН!..

Я начал писать эти заметки за два дня до открытия Чемпионата мира по футболу в Японии и Южной Корее. Закончил – через два дня после его закрытия. Между этими двумя датами уместилось очень многое для нашего и мирового футбола, для мирового и нашего ТВ. Конечно, всего тут не проанализируешь. Тем более что события, о которых бы я хотел сказать, начались еще до начала Чемпионата. Причем, может быть настолько задолго до него, что, фактически, они требуют особого внимательного анализа и не столько телевизионного, сколько историко-политического.

Для моей темы самым важным обстоятельством является то, что после долгого перерыва национальная сборная России завоевала, наконец, право участвовать в крупнейшем состязании по самому массовому и самому любимому миллионами зрителей виду спорта. И тут вот начался телевизионный марафон, о котором пойдет ниже речь.

За неделю до отъезда в Москве состоялись последние перед отлетом «смотрины» – международный футбольный турнир, организованный известной корейской фирмой электронной техники LG, являющейся главным спонсором российской сборной. В турнире, кроме наших футболистов, приняли участие еще и сборные Украины, Белоруссии и Югославии. Формула подобных турниров очень проста, проведение их – скоротечно. В пятницу, 17 мая было сыграно два матча: Россия – Белоруссия и Украина – Югославия. В воскресенье, 19-го, проигравшие соревновались за третье место, а выигравшие – за победу в турнире.

Наше ТВ в очередной раз продемонстрировало свое пренебрежительное отношение к спорту, вернее, к многомиллионной армии футбольных болельщиков. Начну с того, что трансляции прошедших в пятницу полуфинальных встреч на ОРТ поставили на ночное время. Чтобы посмотреть оба матча, поклоннику футбола нужно было сидеть возле своего телеприемника... до четырех утра. А если учесть, что суббота 18 мая на сей раз, оказалась рабочей, то можно себе легко представить, какому количеству энтузиастов популярной народной игры удалось досмотреть матчи до конца.

Дальше – больше. Телевизионщики на воскресенье наметили лишь один показ – финала, в котором, как они полагали, непременно выступит российская команда. Ведь из всей четверки только ей удалось пробиться на Чемпионат в Японию и Корею. Но случилось так, что в пятницу, во время полуфинала, наши в равной борьбе по послематчевым пенальти уступили белорусам. И в воскресенье оспаривали лишь третье место в игре с югославами, проигравшими, в свою очередь, украинцам. В воскресной сетке вещания было выделено время лишь для одной игры. Надо было принимать какие-то срочные меры. И ОРТ приняло поистине соломоново решение: вместо обещанного финала показало матч неудачников за третье место. Тем самым, подсластив пилюлю российским футболистам, Первый канал в то же время ни с того ни с сего обидел участников финала – наших друзей из Белоруссии и Украины. Заодно и корейцев из уважаемой, всемирно известной компании LG, которая потратила немало средств и на поддержку нашей футбольной сборной, и на проведение этого международного турнира.

Я остановился столь подробно на количестве спортивных показов и времени постановки их в эфир потому, что это – давняя и больная тема. Все разговоры и сетования насчет того, что Россия вымирает со скоростью один миллион душ в год, что лишь десятая часть призывников признается медицинскими комиссиями здоровыми, что мы занимаем второе место в мире после Китая по числу курильщиков и т. д. и т. п. проходят мимо ушей наших телевизионщиков. К спорту отношение – и в прошлом, и сегодня – у них откровенно пренебрежительное.

Особенно заметно это, если обратить внимание не только на собственно трансляции, но и на все, что их должно бы окружать в эфире. Ведь всякое крупное соревнование имеет немало аспектов, требующих к себе внимания со стороны ТВ. Репортажи о приезде команд, их тренировках, пресс-конференции тренеров и руководителей делегаций, интервью с отдельными игроками, беседы с представителями болельщиков, так называемых «фан-клубов»... Да мало ли что можно «заметить» в многообразии событий связанных с Чемпионатом мира по футболу при творческом отношении к спортивной тематике!

К сожалению, в телевизионной среде в последние годы укрепилось мнение, будто спорт на экране изначально обречен на крайне низкий рейтинг. Такое суждение возникло в результате бездарных телевизионных показов футбольных матчей и других соревнований по схеме, описанной выше. Вывод наших телевизионщиков звучит смехотворно на фоне рекордных аудиторий – до трех миллиардов (!) зрителей, которые собирают сегодня трансляции Олимпийских игр и чемпионатов мира по наиболее популярным видам спорта.

Решающей тут становится телевизионная «подача» спортивного события. В том числе и такая «мелочь», как прямая трансляция состязания. За последние десятилетия, начиная с брежневско-лапинской эпохи на ТВ, где прямой эфир всячески истреблялся, зрительскую аудиторию отучили от наслаждения тем фактом, что мы смотрим матч в ту самую минуту, когда он где-то там, за тридевять земель, происходит. В условиях командно-административной коммунистической системы всем средствам массовой информации давался приказ не сообщать раньше времени результата прошедшей игры. Зрители смотрели по ТВ давно завершившийся матч в полной уверенности, что это – «живая» трансляция.

Сегодня подобное невозможно. В условиях свободы слова конкурирующие друг с другом СМИ не отказывают себе в удовольствии поставить подножку коллегам, сообщив результат соревнования, которое стоит в сетке вещания какого-нибудь телеканала. После этого, конечно, интерес зрителей к показанному в эфире резко падает. Недаром в Бразилии, ставшей, в итоге, первой в Японии и Корее, как сообщалось накануне Чемпионата мира по футболу, правительство постановило перенести часы работы учреждений на более позднее время, чтобы многочисленные болельщики могли смотреть матчи в прямом эфире. А они, по местному времени, начинались в четыре часа утра! Уверен (прошу простить за наивную веру в энергетику, передающуюся через время и расстояние), что такое отношение бразильцев и их ТВ к футболу стало немаловажной составной частью замечательной победы сборной этой страны.

Другое дело – наши реалии. Недавним примером того, как отечественное ТВ не сумело в полной мере использовать могучий зрительский потенциал, таящийся в спортивных программах, может служить завершившийся в начале мая Чемпионат мира по хоккею. После футбола хоккей в нашей стране является вторым по популярности игровым видом спорта. Не стану говорить о славной истории побед советских спортсменов на Олимпиадах, Чемпионатах мира и Европы – они у всех в памяти. Скажу о другом. В этой игре, несмотря на былые громкие достижения, наши парни уже девять лет не имели никаких сколько-нибудь заметных успехов.

Может быть, это обстоятельство стало объяснением отсутствия энтузиазма у крупнейших телеканалов страны, когда речь зашла о приобретении прав на трансляцию матчей Чемпионата мира, который на сей раз проходил в шведском Гетеборге. Тот факт, что на недавней зимней Олимпиаде российская хоккейная дружина, ведомая Вячеславом Фетисовым и составленная сплошь из лучших профессионалов американо-канадской хоккейной лиги, заняла всего лишь второе место, тоже подействовал на телевизионщиков расхолаживающе. Они узнали, что на Чемпионат мира поедут, в основном, те игроки, которые выступают в российском первенстве, что суперзвезд среди них не будет: понятно, такие сведения не прибавили энтузиазма. Честь и хвала сравнительно небогатому и уступающему по охвату аудитории трем «грандам» нашего эфира – OPT, РTP, HTB – каналу ТВЦ, что он в этих условиях приобрел права на показ хоккейного Чемпионата.

Судя по всему, на ТВЦ тоже не очень-то верили в российскую команду, в то, что она доберется до финальной части соревнования, выйдет из своей подгруппы. Я сужу об этом по тому, как «голо», одиноко стояли в сетке вещания первые репортажи из Швеции. Впрочем, осторожность телевизионщиков понять можно: если бы российские спортсмены выступили на сей раз так же бесславно, как в последние девять лет, то скромность в освещении спортивного события была бы вполне уместна. И, напротив, раздувать имидж команды-аутсайдера, раздавать ей неоправданные авансы, нагнетать интерес к тому, что интереса не достойно – тоже, согласитесь, не дело. Такова была диспозиция, в которой начинался в Гетеборге и на наших телевизионных экранах очередной Чемпионат мира по хоккею.

Объективные основания для осторожности в подаче события нашли подтверждение и в предварительных играх в группах. Уже первые встречи давались нашей команде с превеликим трудом. Руководитель спортивного отдела ТВЦ С. Ческидов, который вместе со своим напарником А. Шестаковым вел репортажи из Гетеборга, в первую неделю Чемпионата, когда игры шли в подгруппах, не стеснялся в резкой, а порой и грубой, критике российской команды. Он корил хоккеистов за любые ошибки, снисходительно давал в кадре советы тренерам.

(Замечу в скобках, что А. Шестакову, который, в отличие от своего шефа, разбирался в хоккее профессионально, иногда надоедали рассуждения начальника, и он пытался возражать ему. Так случилось во время одного из матчей, когда вратарю понадобилось заменить маску, поврежденную во время игрового эпизода. С. Ческидов, не зная правил, применяемых в этих, довольно редких в спортивной практике случаях, стал спорить с коллегой, чем только вызвал его, да и зрителей тоже, раздражение. Комментатор-начальник в эфире вел себя именно как начальник, который имеет право устраивать всем разнос. Это же качество, мне кажется, сказалось и в том, как была спланирована на канале вторая неделя Чемпионата: закусив удила, С. Ческидов не сумел повести себя вопреки эмоциям, адекватно разворачивающимся в эфире событиям.)

Когда наступила пора финальных игр, выяснилось, что канал на деле не рассчитывал, что российская команда окажется среди тех, кто будет разыгрывать призовые места. В сетке вещания и на вторую неделю не было ничего, кроме трансляций. Не было фильмов-портретов великих наших хоккеистов прошлого и настоящего. Не было лент-напоминаний о былой славе сборной. Не было откликов-суждений специалистов об игре нынешней команды.

Когда наша команда вышла в финальную часть и там, играя по олимпийским правилам, с выбыванием, стала стремительно двигаться к медалям, – выяснилось, что канал не способен извлечь все выгоды из ситуации. Выгоды не только для нашей команды, отечественного хоккея, всей (простите за высокий штиль) России, но и для себя, своего рейтинга. По любым понятиям, вторая неделя Чемпионата, коли она была бы правильно организована на ТВЦ, должна бы стать неделей триумфа канала, его победой если не над всеми, то, по крайней мере, над многими конкурентами. Для этого наверное, С. Ческидову надо было срочно возвратиться в Москву и тут организовать массированное использование в разных, в том числе и информационных, выпусках хоккейной темы. Впрочем, можно было и не возвращаться, если б еще до отъезда был тщательно проработан во всех деталях возможный вариант развития событий.

Пусть бы потом критики назвали эту «раскрутку» агрессивной, назойливой, спекулятивной – победителей, как известно, не судят. Но ТВЦ, увы, не стало победителем. Оно проиграло во стопроцентно выигрышной ситуации. Апофеозом безразличия к тому, как будут отыграны деньги, заплаченные за эксклюзивное право показа Чемпионата, стал день, когда решалась судьба золотых медалей. На экране несколько раз в течение дня мелькал лаконичный неподвижный кадр с текстом-анонсом такого содержания: «Чемпионат мира по хоккею. Финал. В субботу вечером на ТВЦ». И все! Пять секунд экранного времени. А рядом шли долгие, эффектные клипы, рекламирующие грядущие в июне Всемирные юношеские игры, а также прославляющие российско-мексиканский (?!) мелодраматический фильм, заранее названный без зазрения совести «грандиозным».

На деле же грандиозным получился исполненный страсти и высочайшего мастерства финал, где наши уступили соперникам, словакам, из-за одной, нелепо пропущенной шайбы. Российская команда после безмерной – девятилетней – паузы стала серебряным призером Чемпионата. Только что назначенный председателем Госкомспорта великий хоккеист В. Фетисов специально приехал в Гетеборг, чтобы всем членам команды вручить значки заслуженных мастеров спорта. Впрочем, об этом мы узнали из газет: ТВЦ не показало даже церемонии вручения серебряных медалей. Ее мы увидели в экстренном специальном выпуске «Сегодня» на канале НТВ. Конкуренты, возможно сожалея о своей промашке в пору, когда телеканалам предоставлялась возможность приобрести эксклюзивные права на освещение всего, что связано с Чемпионатом мира по хоккею, решили таким вот образом хоть как-то компенсировать ошибку.

Безразличие, которое характеризовало работу нашего ТВ при освещении предварительного московского международного турнира по футболу, сменилось бурной деятельностью, начавшейся с первого же дня Чемпионата мира в Японии и Корее. Видимо, сказалось пущенное не то из Администрации президента, не то из каких-то правительственных или околоспортивных кругов начальственное «мнение» о высоком политическом значении футбольных побед для консолидации народа, для становления той самой пресловутой «национальной идеи», которая так нужна сегодня России.

И тут уж два главных государственных телеканала – РТР и ОРТ – не жалели ни времени, ни сил, чтобы и так, и эдак говорить о футболе, отдельных встречах и тактических концепциях, об игроках и тренерах. Впрочем, все это подчеркнутое, но сильно запоздалое, внимание ничего не изменило в судьбе нашей сборной. Она проиграла. Проиграла по справедливости. В случившемся винили футболистов и тренеров, чиновников из Российского футбольного союза и руководителей детского спорта. Только о телевидении никто не вспомнил...

2002

в начало

МНОГО ЛИ МЯСА В КОТЛЕТАХ?

Подводя итоги минувшего (2001–2002) телевизионного сезона, в редакции «Новой газеты» (см.: «Новая газета», 2002, № 50, 15–17 июля) собрались критики, чтобы назвать лучшие программы. В числе немногих открытий сезона, куда, замечу, не вошла ни одна передача государственного РТР, была названа «Культурная революция» Михаила Швыдкого. Выходящая на канале «Культура», она сразу же привлекла к себе внимание, не только впечатляющим интерьером, в котором происходило это ток-шоу, с громадными надувными, находящимися в постоянном движении «человекообразными» фигурами, но и необычными своими темами для обсуждения.

В самом деле, темы эти были принципиально поданы не в форме вопроса-проблемы для обсуждения, а в виде постулата, способного сразу же вызвать целый букет эмоций – раздражение, возмущение, резкое неприятие – у телеаудитории. Сформулированные броско, категорично, эпатажно, они, вместе с тем, и привлекали. Ну, можно ли, скажите, пропустить передачу, названную «Никто не хочет знать настоящую историю» (7.02.2002) или «Цензура необходима обществу» (28.02.2002), «Секс – двигатель культуры» (7.08.2002) или «Все, что мешает строителям, надо снести» (6.06.2002), «Русская литература умерла» (11.04.2002) или «Утечка мозгов полезна для России» (18.04.2002), «Героя нашего времени не существует» (14.03.2002) или «Интернет – конец культуры» (31.01.2002), «Без мата нет русского языка» (14.02.2002) или «Шедевр может создать только мужчина» (21.03.2002).

Кстати, последняя из названных вызвала резкую оценку со стороны представительниц прекрасного пола: более 150 журналисток, писательниц, деятельниц культуры обратились в журналистский суд чести – Большое Жюри Союза журналистов России (их письмо опубликовано в августовском номере журнала «Журналист») «с просьбой вынести принципиальную оценку такому недопустимому явлению, как унижение и дискриминация женщин в СМИ».

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

сайт копирайтеров Евгений