Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

Заметную роль в развитии программы АТИИ и других региональных проектов играют масштабные инвестиции государств-доноров, прежде всего Японии. На проекты в сфере ИТ азиатских стран Япония ассигновала 15 млрд. долларов. Японское правительство учредило специальный фонд финансирования ИТ-разработок в области международных стандартов кибергорода (хай-тек парка). Япония принимает участие в создании хай-тек парков на территории многих азиатских государств. Так, при японском сотрудничестве строится первый Кибергород Индонезии (Cyber City Indonesia – CCI), который будет соединен с компьютерными портами, расположенными в США и Гонконге, и с мультимедийным суперкоридором Малайзии (MSC).

Фактор международного сотрудничества оказывает самое заметное влияние на развитие информационно-коммуникационных технологий государств региона. Рассмотрим подробнее процесс экономической интеграции на примере строительства информационной инфраструктуры Вьетнама.

Являясь молодым членом АСЕАН (с 1996 г.) и АТЭС (Вьетнам вступил в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество вместе с Россией в ноябре 1998 г.), Вьетнам принимает участие в программах этих организаций по созданию Азиатской информационной инфраструктуры. Крупнейшим экономическим агентом на рынке информационных и телекоммуникационных технологий Вьетнама продолжает оставаться государство. Такое положение объясняется традиционно высокой ролью государственного сектора в производстве ВВП в странах социалистической экономики. Одновременно вьетнамское руководство разрабатывает меры для привлечения дополнительных инвестиций на развитие национальной информационной инфраструктуры. В течение 1990-х гг. на рынке высоких технологий, в особенности в некоторых секторах (производство компьютеров, электроники и др.) все более заметными становились частные компании, как правило, с участием иностранного капитала. Несмотря на многочисленные запреты, ограничивающие деятельность иностранных компаний в области информационных технологий и предоставления информации, вьетнамский рынок привлекателен для азиатских и североамериканских компаний, в связи с чем следует ожидать рост количества совместных предприятий в области высоких технологий.

Азиатский финансовый кризис 1997 г. не сказался на экономике Вьетнама в той степени, как на экономиках других азиатских стран (Южной Кореи, Японии, Таиланда, Сингапура) по причине слабой интегрированности экономики Вьетнама в общерегиональные процессы. Рост ВВП после кризиса составил 4–6% вместо прежних 9% в год, т.е. падение ВВП было не столь значительным, как в других странах региона. Тем не менее, после азиатского финансового кризиса Вьетнам ощутил отток инвестиций из страны.

В целях привлечения дополнительных иностранных инвестиций в 1998 г. государственный консорциум «Вьетнам Электроникс энд Информатикс Корп.» создал 20 проектов для иностранного участия в развитии электроники и ИТ Вьетнама. Эти проекты были разработаны в соответствии с «Основным планом развития электроники и ИТ до 2010 года», принятым Министерством промышленности.

Вьетнамская экономика все активнее интегрируется в региональную кооперацию и разделение труда в сфере ИТ и коммуникаций. Вьетнам принял участие в строительстве подводного оптоволоконного кабеля, соединяющего США и Китай (проект CSC2.4/GB/C), «Ви-Эн-Пи-Ти» – государственная Вьетнамская корпорация почтовой связи и телекоммуникаций – инвестировала в этот проект 20 млн. долларов. В течение 1990-х гг. ряд высокотехнологичных производств из развитых стран региона были перенесены во Вьетнам. С 1997 г. в индустриальной зоне Бьенхоа, севернее Хошимина, начал функционировать завод по производству печатных плат. Завод построила японская компания «Фуджицу Компьютер» (Fujitsu Computer), вложившая в его строительство около 80 млн. долларов. Вся продукция завода поступает на экспорт. Правительство страны приложило немало усилий, чтобы убедить «Фуджицу» в целесообразности размещения завода именно во Вьетнаме, так как для вьетнамского руководства это важная часть государственной программы «ИТ 2000».

Американский бизнес в сфере ИТ также проявляет интерес к вьетнамскому рынку труда. Основанием для такого интереса является достаточно высокая квалификация вьетнамского персонала и низкая стоимость рабочей силы по сравнению с развитыми странами Юго-Восточной Азии. Сегодня на вьетнамском рынке работают следующие иностранные компании: «Ай-Би-Эм», «ДЕК», «Оракл», «Хьюлетт Пакард», «Майкрософт», «Лотус», «Новелл», «Эппл», «Датакрафт» (Сингапур), «Юникорп» (Индия), «Компьюнет» (Таиланд) и др.

Совместно с Японией Вьетнам приступил к строительству хай-тек парка в индустриальной зоне Хоалак в 30 км западнее Ханоя (срок окончания строительства – 2020 год). Целью строительства этого хай-тек парка является концентрация современных высокотехнологичных производств на единой территории. Зона высокотехнологичных производств разместится на территории площадью 1600 гектаров. По мнению вьетнамских и японских специалистов, строительство хай-тек парка позволит повысить конкурентоспособность Вьетнама, как на внутреннем, так и внешнем рынках ИТ. Приоритетными направлениями, которые будут представлены в Хоалаке, станут производство компьютерного программного обеспечения, информационных технологий, механической электроники, биотехнологий. По оценкам вьетнамских специалистов, продукция высокотехнологичных производств, которые разместятся в первом крупном национальном хай-тек парке, будет востребована в 24 секторах экономики и бизнеса Вьетнама.

Информатизация предполагает не только строительство новых отраслей производства, но и создание информационных сетей, в которых будет использоваться значительная часть продукции высокотехнологичных производств. Этот важнейший компонент информационной инфраструктуры развивается во Вьетнаме опять же с участием самых разных национальных, иностранных и международных организаций. Во вьетнамских государственных программах информатизации по различным направлениям, в том числе образованию, созданию и развитию национальных компьютерных сетей и телекоммуникаций, принимают участие университеты, организации и компании Австралии, США, Канады, Франции и стран Азии.

На основе анализа развития ИТ Вьетнама можно сделать вывод о том, что задача построения национальной информационной инфраструктуры в настоящее время решается не силами изолированных друг от друга государств в соответствии с потенциалом государства, а при помощи всех участников зарождающегося информационного рынка, включая коммерческие, международные и неправительственные организации.

в начало

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Когда не ведают далеких дум,

То не избегнут близких огорчений.

Конфуций. «Луньюй»,

6–5 вв. до н.э.

Новые сетевые технологии сразу же были приняты на вооружение азиатскими правительствами. В отличие от многих стран Латинской Америки и Африки в большинстве азиатских государств развитию информационно-коммуникационных технологий уделяется первостепенное значение, национальные правительства многих стран Азии напрямую увязывают прогресс в области высоких технологий с дальнейшим ростом благосостояния в государствах, а также тем местом, которое займут азиатские государства в будущем мире. По оценкам специалистов, страны азиатского континента получат значительный выигрыш от развития информационных и коммуникационных технологий по сравнению со странами Африки и Латинской Америки[11]. В африканских государствах еще не создано многих экономических и правовых институтов, необходимых для эффективной сетевой экономики, а латиноамериканский континент значительно отстает от Азии по образовательным стандартам. В то время как многие африканские и латиноамериканские экономисты выражают обеспокоенность по поводу глобализации, в перспективе несущей дальнейшее расслоение государств на бедных и богатых и возможное дальнейшее обнищание слаборазвитых государств, азиатские правительства связывают с глобализацией надежды на ускоренный экономический рост.

В течение 1990-х гг. в ряде азиатских стран помимо планов развития самих информационных технологий разрабатываются общие концепции мобилизации национальных ресурсов и интеллектуального капитала для преобразования жизни в обществе в соответствии с новым уровнем развития ИТ и коммуникаций.

Необходимо отметить, что идея формирования нового типа общества – информационного общества – будоражит умы ученых в разных странах мира не первое десятилетие. Существует множество гипотез о том, каким будет это новое общество, поставлено много вопросов, на которые пока нет ответов. Начиная с 1990-х гг. понятие информационного общества включается в национальные программы по ИТ. Государства приступают к формированию среднесрочных и долгосрочных планов по строительству национальных информационных инфраструктур. Подробный анализ развития теории информационного общества проводится в работе российских исследователей Е.Л. Вартановой, Т.В. Ершовой, И.С. Мелюхина и др[12]. Особо подчеркнем, что теоретические и общефилософские концепции информационного общества остаются за рамками данной работы. Т.е. в нашей работе термин «информационное общество» используется в значении, употребляемом создателями современных государственных планов по развитию информационных технологий и коммуникаций – экономистами, юристами, специалистами по ИТ, которые рассматривают информатизацию общества в контексте современных социально-экономических процессов и выработанной практикой показателей.

Многие азиатские правительства по примеру США сформировали долгосрочные государственные программы по информационным технологиям и коммуникациям, определяющие стратегические направления развития национальных экономик на пути строительства национальных информационных инфраструктур. Такие масштабные государственные программы созданы в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии, Таиланде, Китае, Вьетнаме, Индии и других странах.

В большинстве государственных программ по ИТ и коммуникациям (не только азиатских), информационное общество определяется напрямую либо через социально-экономические индикаторы, относимые к разделу «информационное общество», как общество, в котором интенсивно производится, передается и используется информация; факторы времени, расстояния и местоположения теряют свое значение; финансовые операции осуществляются электронным путем (сетевая экономика); труд (дистанционная занятость, или телеработа) и быт людей меняются под воздействием информационных и коммуникационных технологий.

Важнейшим условием выполнения стратегических государственных планов является возможность проводить однородную и эффективную политику в течение продолжительного срока. Если в стране каждые полгода сменяются правительства и каждое из них обладает диаметрально противоположным видением будущего, то стратегические экономические подходы в такой ситуации вообще теряют смысл. Отсюда становится очевидной невозможность применения в 1990-х гг. стратегического планирования развития инфраструктуры в таких государствах, как Индонезия, Монголия: в эти годы страны пережили острейшие периоды политической и экономической нестабильности. Однако в большинстве государств, формирующих стратегические программы по ИТ и коммуникациям, это условие – политическая стабильность, возможность осуществлять однородную политику – наличествует, причем неважно, идет речь о США или Китае, Франции или Вьетнаме.

В основе азиатских стратегических программ по развитию информационных технологий и телекоммуникаций лежат новые акценты в глобальной экономике и социальной политике. Благодаря интенсивному развитию высоких технологий к концу XX века сформировались условия для построения качественно иного социально-экономического уклада, не требующего уникальных и изобильных природных и человеческих ресурсов и территорий. Эффективность нарождающейся сетевой экономики зависит от наличия в ней критической массы экономических агентов и соответствующей инфраструктуры[13], следовательно, задачу построения такой экономики может ставить перед собой и слаборазвитый Вьетнам, и благополучная Америка. В азиатских странах существует полное понимание этого вопроса.

В самом деле, освоение новых ненасыщенных рынков, которые не требуют для своего развития изобилия природных ресурсов, создает хорошие возможности для быстрой модернизации экономики. Если сегодня Таиланд или Вьетнам задумают завоевать глобальный сталелитейный рынок или стать мировым лидером самолетостроения, то даже титаническое напряжение всего национального экономического потенциала вряд ли будет оправдано, в то время как усиленное развитие высоких технологий способно привести к заметному и быстрому экономическому прогрессу.

Более того, экономисты предвидят появление нового фактора социальоно-экономического неравенства: те, кто имеют лучший доступ к сети и лучше адаптированы к ее особенностям, будут иметь преимущества над остальными. Можно бросить все усилия на традиционную экономику и по-прежнему отставать в развитии или модернизировать экономику в соответствии с новыми возможностями и добиваться быстрого экономического роста. В этом суть азиатских стратегических государственных программ развития информационно-коммуникационных технологий.

Необходимо отметить, что далеко не все планы, созданные азиатскими правительствами в 1990-х гг., были выполнены. Остановимся подробнее на причинах отставания от намеченных в государственных программах показателей. Одна из них – завышенные ожидания. На деле информатизация оказалась гораздо более сложным процессом, чем предполагалось в начале и середине 1990-х гг. В некоторых случаях стратегические программы шли впереди создания экономических условий, необходимых для реализации этих масштабных планов. Так, выполнение государственных планов по созданию современной инфраструктуры связи показало, что слаборазвитым странам на практике не под силу проводить быструю повсеместную телефонизацию в условиях, когда правительства стремятся жестко регулировать и контролировать деятельность всех участников телекоммуникационного рынка. В частности, именно необычайно высокие регулирующие функции, возложенные на индийские государственные структуры, препятствовали выполнению ряда национальных программ в сфере развития национальных телекоммуникаций.

Проекты по ИКТ тех лет во многом были нереалистичными также потому, что информационные и коммуникационные технологии стремительно эволюционируют, следовательно, производство высоких технологий реструктуризируется, «бросает» первоначально намеченные индустрии и переходит к новым, более сложным и одновременно экономически целесообразным.

Также мы не должны забывать, что рынок высоких технологий существует не в безвоздушном пространстве, а в реальных условиях неблагополучной мировой экономической ситуации. Азиатский финансовый кризис 1997 г. имел самые тяжелые последствия для экономики государств региона. Многие показатели, намеченные в стратегических программах по ИТ Малайзии, Сингапура, Таиланда, Южной Кореи, были сорваны. Примечательно, что азиатские страны бросили все усилия на сохранение рынка ИТ и коммуникаций, показатели спада производства в этом секторе были не столь удручающими, как в других экономических секторах.

Сегодня появилась возможность оценить результаты работы правительств Стран Азии 1990-х гг. Многие азиатские государства сумели выработать эффективную стратегию, способствующую быстрому развитию передовой информационной инфраструктуры. Одновременно азиатские страны превратились в крупного производителя информационно-технологического оборудования, что в перспективе несет большие преимущества в привлечении инвестиций в ИТ по сравнению с другими развивающимися странами и регионами.

Рассмотрим подробно выполнение стратегических программ развития информационной инфраструктуры на примере Южной Кореи и Сингапура.

Первой государственной программой Кореи в сфере информационных технологий стала «Базовая национальная информационная система» (National Basic Information System (NBIS)), которая была разработана в начале 1980-х гг. и начала выполняться в 1987 г. Программа увязывала повсеместную компьютеризацию и развитие ИТ с экономическим ростом страны. В начале 1990-х гг. программа была пересмотрена, и в апреле 1994 г. был принят проект «Национальная информационная Супермагистраль» (National Information SuperHighway), получивший в 1995 г. название «Корейская информационная инфраструктура» (Korea Information Infrastructure (KII)). Осуществление этого долгосрочного плана, по замыслу правительства, является ключевым звеном в переходе Южной Кореи от развивающейся индустриальной экономики к экономике развитого государства. В программе намечены важнейшие направления государственного инвестирования: компьютеризация основных сфер деятельности общества, строительство новых информационных и телекоммуникационных сетей и современных линий связи. Программа предусматривает создание двух высокоскоростных национальных информационных сетей. Первая сеть, государственная, соединит центральные и местные органы власти, различные общественные организации, включая школы и библиотеки. Вторая сеть, создаваемая для частного сектора, предложит интерактивные мультимедийные широкополосные сетевые службы для компаний и рядовых граждан. В соответствии с программой «Корейская информационная инфраструктура» строительство государственной сети должно было закончиться в 2015 г., однако в 2000 г. было принято решение передвинуть сроки окончания проекта с 2015 г. на 2005 г. Основными линиями связи, которые соединяют между собой учреждения, компании и домовладения, стали оптоволоконные линии. В декабре 2000 г., на 5 лет раньше запланированного срока, было закончено строительство общенациональной высокоскоростной сетевой инфраструктуры – 144 крупных города и 190 мелких населенных пунктов Кореи были соединены оптоволоконными кабелями.

В середине 2001 г. 68% домохозяйств имели персональный компьютер, из них 11% – более одного компьютера, в начале 2002 г. на 100 жителей приходилось 64 мобильных телефона, 24 миллиона человек из почти 48 миллионного населения пользовались Интернетом. В 2000 г. 100% школ страны были подключены к Интернету. С 2001 г. интернет-доступ для всех школ стал бесплатным.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

сайт копирайтеров Евгений