Пиши и продавай! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 Упражнение 8 Чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет «три», а длительность выдоха – на счет «шесть». Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет «один». Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – три единицы, пауза – одна единица, выдох – шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, будто выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза. Упражнение 9 Так как задача речевого выдоха состоит в том, чтобы максимально использовать дыхание в образовании звуков речи, то в упражнениях необходимо воспитывать целесообразный выдох, выдох «без утечки». Это упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков – звука «Ф», в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных с правильной их установкой. Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке «Ф». Следить за тем, чтобы не надувались щеки: выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета. Упражнение 10 Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: «Ф», «С», «Ш», «X» – на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания. РЕЗЮМЕ Все больше появляется видов деятельности, в которых речь используется как постоянно действующее орудие труда, поэтому необходимо совершенствовать способы подготовки работников в речевом отношении. Благозвучие речи помогает в создании положительного имиджа и облегчает процесс общения, ибо окружающие невольно попадают под обаяние человека, владеющего правильной ясной речью Вопросы для самопроверки 1. Почему голос – один из важных составляющих имиджа? 2. Что создает красоту звучащего голоса? 3. Что такое дикция? 4. Какой вид дыхания является оптимальным для звучащей речи? Рекомендуемая литература Саричева Е Сценическая речь. М., 1955. Емельянов В.В. Развитие голоса. СПб., 1997. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993. РЕЧЬ – КУЛЬТУРА БЛАГОЗВУЧИЯ Современные имиджмейкеры вполне могут считать своим девизом утверждение А.П. Чехова «В человеке все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Именно такую цель должен преследовать создатель нужного, «заданного» имиджа, и именно таким имиджем он должен обладать сам. Но если в работе над лицом и одеждой профессиональный имиджмейкер может вполне опереться на достижения стилистов, визажистов, косметологов, модельеров, то в работе над душой и мыслью опоры не столь очевидны и не так легко достижимы. Без самостоятельного и целенаправленного обучения достичь красоты мысли и слова невозможно. «Необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры, необходимо изучить до тонкости все движения души, которыми природа наделила род человеческий, нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами, ко всему этому должны присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, и благовоспитанность», – считал Цицерон, говоря о требованиях, предъявляемых к ораторам (Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С. 81.). По одному перечню необходимых знаний и навыков становится ясно, что очарование словом – это результат длительной, серьезной и основательной подготовки, что только «труд, работа, обучение и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на головы тем, которые его любят» (Платон. Федр). Необходимость специально обучать овладению мастерством Звучащего Слова была осознана в античной Греции. В V в. до н.э. возникают первые риторические школы, разрабатываются оригинальные программы по ораторскому искусству, социальной ценностью становится Культ Слова. Желание людей овладеть речевым искусством было так велико и так массово, что именно учителя риторики оказались самыми востребованными и поэтому наиболее состоятельными людьми. Объяснение этого феноменального успеха речевого образования следует искать в универсальном значении Речи и Слова в жизни людей. Речь – это не только средство передачи информации и основа коммуникативного контакта. Речь – это всегда оценка человека, его основная и наиболее объективная характеристика. С помощью речевого воздействия можно управлять энергетическим ресурсом человека, существенно корректировать его личностные параметры, изменять ценностные установки. Только речь способна скрывать визуальное несовершенство, делая его незаметным и незначимым. И только речь способна наиболее ярко и отчетливо высветить внутреннее убожество, как бы искусно оно ни было завуалировано эффектным внешним фасадом. Система современного риторического образования, опираясь на достижения классической риторики, основную свою задачу видит в том, чтобы разработать предельно доступные и наиболее эффективные речевые технологии, способные сформировать у человека навыки хорошего и результативно звучащего слова. К их числу относятся: 1. Технологии, формирующие культуру благозвучия 2. Технологии, используемые при создании конкретного речевого произведения. 3. Технологии, регулирующие речевое поведение в процессе общения. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
|
|
|