Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18

Большим подспорьем для радиожурналиста является монтаж. В студии можно подчистить пленку, убрать данные, ненужные паузы. Иногда в эфире звучат интервью, вопросы которых начитаны в студии. Они тонально, эмоционально отличаются от записи, сделанной в другом месте. «Подлог» легко угадывается на слух и воспринимается негативно, подрывая доверие ко всему разговору. Об этой грубой ошибке нужно помнить всем начинающим журналистам. Именно они нередко прибегают к спасительной возможности перечитать вопросы в студии.

Подводя итоги, можно сказать, что радиоинтервью требует от журналиста самых разных профессиональных качеств: коммуникабельности, умения завоевать доверие собеседника, ориентироваться в речевой ситуации и быстро реагировать на ее изменения.

Контрольные вопросы к разделу главы

1.        Каковы жанровые признаки радиоинтервью?

2.        Какое значение имеет выбор места проведения интервью? Чем мотивирован этот выбор?

3.        Вы решили взять интервью у известного спортсмена. Как вы считаете, какое место наиболее удобно для встречи: спортзал, где он тренируется, комната для отдыха на спортивной базе, скамейка в сквере или его квартира?

4.        В чем состоит отличие беседы от интервью?

5.        Заведите себе специальную записную книжку и записывайте в нее интересные вопросы по разным темам, проблемам. Накапливайте их. Это не значит, что все эти вопросы могут быть вами использованы в интервью. Вы таким образом постоянно будете нацелены на собеседника, будете воспитывать в себе особую коммуникативную готовность к разговору, тренированность. У вас всегда в запасе будут проблемные, неожиданные, провоцирующие, стимулирующие вопросы, помогающие раскрыть личность собеседника, тему, проблему.

6.       Вы знаете за собой слабость – многословие. Как научиться говорить емко, точно, интересно? Это достигается специальными упражнениями. Сядьте перед микрофоном и попробуйте задать вопрос воображаемому собеседнику на определенную тему без предварительной подготовки. Затем продумайте вопрос и задайте его снова. Напишите его наиболее компактный вариант на бумаге, постарайтесь запомнить суть написанного и повторите в микрофон еще раз. Сравните все три варианта. Проанализируйте удачные и неудачные фрагменты: суть вопроса, построение фразы....

в начало

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАДИОРЕПОРТАЖ

Каждый жанр в системе журналистики в чем-то повторяет более простые по содержанию и по форме жанры, но уже на другом уровне. Он приобретает новое качество. И в этом смысле радиорепортаж самый характерный жанр вещания. Он реализует все возможности радио, использует его специфику в полной мере. В радиорепортаже сочетаются все сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста. В нем присутствуют также и элементы публицистики – оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание.

Нередко исследователи радиожурналистики, оценивая документальную основу, преобладающую в радиорепортаже, не отрицают в нем художественных элементов. Профессор Московского университета А. Шерель говорит об элементах художественной организации информационного материала как возможной. Профессор института радиожурналистики Софии М. Минков подчеркивает, что художественность в радиорепортаже присутствует не только в образных средствах языка, но и в самой системе построения сюжета, создания органичной целостности материала. «Репортаж, – пишет он, – нечто большее, чем просто информация. Это художественное произведение устного творчества, в нем информация облечена в художественно-публицистическую форму»[7]. На эту точку зрения оказала влияние практика зарубежного вещания, где в эфире звучит художественный репортаж, включающий в себя даже элементы документальной инсценировки. Наша отечественная теория репортажа основывается на том, что репортаж – информационный жанр, т.е. берется за основу его преобладающий признак. Но есть репортаж и аналитический, он возникает, когда меняется функция жанра.

Основные жанровые признаки радиорепортажа – документальность, достоверность, оперативность – базируются на актуальной информации. А задача – отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события.

Репортаж связан с временным материалом, отсюда его событийность, новизна, динамичность. Чаще всего радиорепортаж посвящается актуальному, общественно-значимому событию, представляющему интерес для значительной части аудитории (например, запуску космического корабля, открытию выставки, спортивному состязанию, интересному представлению, фестивалю и т.д.).

Репортер всегда должен находиться на месте события. Репортаж – рассказ очевидца, его задача – донести до слушателей живую картину происходящего, помочь создать ее зрительное представление у слушателя. Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта: достоверность, присутствие автора и сопереживание.

Итак, с одной стороны, в радиорепортаже есть факты, детали ситуации, определенные событием, каким-то действием. И они должны быть объективными, отражать самое яркое, характерное. С другой стороны – репортер с его способностью увидеть все это, отобрать из происходящего на его глазах самое значительное, интересное, оценить его, дать возможность другим участникам события высказать свое мнение о происходящем.

Перед газетчиком, готовящим репортаж, стоят те же задачи, но главное орудие труда – литературное слово, а значит, возможность, как и в интервью, уплотнить текст, используя выразительные средства письменной речи. Радиорепортер творит в момент записи. На его «вооружении» все средства радиожурналистики: звучащее слово, документальные шумы, музыка. Он создает звуковой образ происходящего. И отбор этих средств, их использование должны воздействовать на воображение слушателя.

Классическим видом жанра является репортаж, идущий в эфир прямо с места события. Образец такого событийного репортажа – радиорепортаж со спортивных соревнований. Но нередко слушателям предлагаются радиорепортажи, предварительно записанные на пленку. Встречаются и репортажи, смонтированные в студии. К ним обращаются чаще всего начинающие журналисты, так как прямой репортаж требует высокой квалификации, многих профессиональных качеств: способности легко, непринужденно, но в то же время кратко и емко говорить в микрофон на месте события, импровизировать, схватывать самое существенное и нестандартное – видеть, слышать, думать «монтажно», отбирая по ходу действия отдельные эпизоды из происходящего события.

Каждый из видов репортажа: событийный, проблемный (его мы рассмотрим подробнее ниже), познавательный, модифицирует некоторые аспекты жанра. Так, проблемный репортаж: начинается обычно с места какого-либо действия (например, репортаж о проблемах автодвижения в большом городе лучше всего начинать с живой сценки на улице, описания потока транспорта, интервью в отделении милиции, у поста ГАИ или мэрии города). Проблема в таком репортаже ставится и рассматривается на информационных фактах.

Познавательный репортаж может содержать только информацию, может затрагивать проблему. Но главная его цель: познакомить слушателей с тем новым, интересным, что делается в науке, в медицине, производстве. Адреса таких репортажей – лаборатория, кафедра вуза.

Репортаж – синтетический жанр. Он может включать в себя элементы зарисовки, интервью, комментария. И здесь начинающего журналиста подстерегает немало трудностей. Текст радиорепортажа должен органично соединять все эти фрагменты. Они должны взаимодействовать, «играть» на раскрытие главной темы материала.

Каковы же отличия элементов других жанров в структуре радиорепортажа? Зарисовочные фрагменты, описание места и времени, обстановки не должны быть затянутыми, иначе они будут разрушать единство репортажного материала. Увлечение затянутыми лирическими отступлениями, второстепенными деталями отвлекает внимание слушателя. Ведь он в это время не видит того, что видит журналист.

Интервью в радиорепортаже берутся на месте события. В них присутствует его атмосфера. Если в обычном интервью журналиста интересует в первую очередь актуальная информация, то в интервью радиорепортажа корреспондент должен направлять разговор на характеристику самого события или проблемы. Запись интервью на месте события, в окружении других людей, требует от журналиста не только находчивости, психологической уверенности в себе, но и умения передать эту уверенность собеседнику. «Искусство радиорепортажа, – пишет известный теоретик и практик репортажа Ю. Летунов, – заключается в том, что он должен в происходящем событии выбрать такой момент или сознательно поставить героев в такую ситуацию, чтобы они раскрылись максимально ярко и полно, а главное, естественно и органично»[8].

Интервью должно быть очень динамичным, коротким, выразительным. Растянутые интервью, их обилие деформируют радиорепортаж.

>

Рассмотрим это на конкретном примере: журналист ведет репортаж с выставки «Все для дома». Корреспондент (на фоне шума зала, где слышен гул голосов) очень коротко называет место, откуда он ведет репортаж, а далее одно за одним в эфире звучат интервью с участниками.

Вот некоторые фрагменты этих интервью.

Корреспондент. Мое внимание привлекли какие-то очень красивые платья, не только платья, а что-то такое еще?

Голос. Здесь и костюмы, и плащи, и блузоны, вообще все, что нужно...

Корреспондент. Для женщины.

Голос. ... Для женщины (смеется).

Далее идет фраза, которую вообще нельзя разобрать – мешает шум.

Корреспондент. Вот я вижу какие-то цветочки, необыкновенно красивые цветочки.

Голос. Это объемная вышивка, старинный такой прием, когда имея только грубые ткани и грубые нитки можно было шить все-таки очень красивую одежду.

Корреспондент. Но здесь не грубые ткани и грубые нитки...

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18

сайт копирайтеров Евгений