Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18

«Он сказал поехали, и махнул рукой. Словно вдоль по Питерской, промчался над Землей». Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек, совершивший полет в космическое пространство. 1961 г. – один виток вокруг Земли, 108 минут, легендарных, от взлета до посадки.

Спустя шесть лет под Киржачом во Владимирской области шли обычные авиатренеровки, велись испытательные работы по подготовке к полету корабля «Союз-3». То, что случилось на летном поле 27 марта 1968 г., как произошла авиакатастрофа, скрывали долго. Только гибель экипажа учебного истребителя Юрия Гагарина и Владимира Серегина нельзя было утаить.

Сегодняшний обзор мне хотелось бы закончить строками из песенного цикла Пахмутовой и Добронравова: «Созвездие Гагарина». «Вспомним о нем, он нам оставил любовь и тепло. Все он оставил живым. И мы не вправе делать зло. Вот мы о нем говорим, и на сердце – светло».

Этот обзор демонстрирует, какие возможности предоставляют различные факты для их освещения. Распоряжение о привлечении царских офицеров в Красную армию начинаются стихами Цветаевой. Сюжет о гибели Гагарина – строками песни о нем. Цифры, факты, внутри каждого сюжета подобраны «плотно», они несут большую информационную нагрузку.

«Конвейер» всевозможных событий, деяний людей, история цивилизации, данная не в естественном своем течении, а подчиненная случайным «пикам» проявления великих свершений, героических и трагических дат предстает перед нами в необычном «калейдоскопе», рисунок которого создается объективным материалом и видением его журналистом.

Новаторство таких обзоров состоит в том, что они вводят в обиход много новых сведений из жизни замечательных людей, подробностей о крупных исторических событиях, ранее замалчиваемых.

У таких обзоров также большое будущее. Если обзоры текущей печати создают течение сегодняшнего времени, обзоры ушедших событий рисуют панораму прошлого. А вместе, оперируя разным временем и пространством, они показывают единство хода исторического времени и его влияния на нашу жизнь.

Контрольные вопросы к разделу главы

1.        Каково назначение обзора печати?

2.        Перечислите виды обзоров печати. Укажите их различия.

3.        Запишите с эфира выпуск одного из обзоров. Проанализируйте его. Разберите структуру выпуска и способы подачи информации. Найдите номер обозреваемой газеты. Прочтите его. Обратите внимание на то, какие статьи, комментарии, интервью взяты для обзора по радио. Выясните для себя, почему этим материалам отдано предпочтение, и какая информация из них взята для обзора, как скомпонована.

4.        Возьмите номера последних выпусков газет (центральных или местных). Прочтите и проанализируйте их содержание. Отберите наиболее значительные и интересные. Составьте краткие информационные сообщения на их основе. Подготовьте выпуск обзора отдельной газеты, нескольких газет.

5.        Сравните обзоры газет, передаваемые разными радиостанциями.

в начало

ИНФОРМАЦИОННОЕ РАДИОИНТЕРВЬЮ

Радио всегда обращено к аудитории; оно подразумевая слушателя, диалогично по своей природе. Диалогом по сути является и один из самых характерных для вещания жанров – интервью. Радиоинтервью – наиболее распространенный жанр звучащей публицистики. С его помощью журналист может решать многие вопросы информирования аудитории, освещая самые разнообразные темы.

Радиоинтервью – коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Цель этого жанра – получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. В основе жанра – чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой.

Специфика радиоинтервью заключается в том, что корреспондент записывает материал на пленку или передает его сразу в эфир. Это живой, звучащий разговор. В отличие от него корреспондент в газете пишет текст, литературно обрабатывает материал. Он может уплотнять, сжимать фразу, сказанную собеседником, выражать его мысль более четко или переписать свои вопросы. Радиоинтервью рождается во время проведения разговора. Техническая запись в таком случае становится творческим процессом, дающим конечный результат. Позже, если беседа не идет сразу в эфир, журналист может смонтировать ее, убрать второстепенное, некоторые длинноты, но изменить сам процесс протекания беседы не может.

Радиоинтервью, передающее живые голоса участников разговора, более документально, эмоционально. Журналист в нем – посредник между носителем информации и аудиторией. И посредник активный, творческий. Работа над радиоинтервью требует большой подготовки и профессионального мастерства, особенно если передача идет в прямом эфире.

Структурно радиоинтервью состоит из трех частей: небольшого вступления, основной части и заключения. Во вступлении слушатели вводятся в тему, им представляют собеседника. Важно обосновать, почему выбран именно этот человек, сославшись на его авторитет. Во вступлении к разговору ставится вопрос, выносится тема, волнующая многих россиян, и к ее обсуждению привлечены компетентные люди.

>

Приведем пример правильного начала интервью.

Ведущий. Сейчас всех волнует, как будут складываться цены на продовольственные товары в начинающемся 1995 г.

Наш корреспондент встретился с членами Государственной Думы России, занимающимися этими проблемами, и попросил их рассказать об ожидаемой ситуации на продовольственном рынке.

Корреспондент представляет участников разговора («Радио России»).

А теперь рассмотрим пример неудачного выбора собеседников.

Корреспондент. Проблема преступности сейчас едва ли не главная в нашей стране. Социологи говорят: заботу о своей безопасности 60% россиян ставят сразу же после озабоченности ростом цен. Как работают органы внутренних дел? Как справляется со своими обязанностями наша милиция? Мы решили взять интервью у оперативных работников областного управления внутренних дел.

Следует беседа с оперативниками, в которой они рассказывают об успешной борьбе с преступниками (Телерадиокомпания «Дон-ТР»).

В этом вступлении также взята актуальная тема – рост преступности и поставлена важная проблема – как борются с ней правоохранительные органы. Но выбор собеседников явно неудачен. Конечно, представители милиции будут ведомственно, заинтересованно отвечать на поставленные вопросы. Если бы во вступлении звучал вопрос, чем характеризуется современная преступность, как вооружены преступники, то тогда оправдано обращение к сотрудникам милиции. А для оценки их работы лучше предоставить слово соответствующей комиссии из областного законодательного собрания, спросить мнение самих жителей.

В основной части интервью важно овладеть вниманием слушателей с первой минуты. Для этого опытные журналисты ищут самый интересный вопрос, используют необычный зачин, интригующее начало.

>

Вот один из примеров творческой лаборатории мастера радиожурналистики Л. Маграчева.

Корреспондент. Внимание, наш микрофон на одном из ленинградских заводов, где я буду беседовать с главным инженером. Сейчас... Он только закончит говорить по телефону.

И отчетливо слышно, как инженер спрашивает кого-то:

– Сколько мы сегодня изготовили пушек? Сто двадцать? Маловато. А танков? Триста пятьдесят? Это лучше. А самолетов? Тридцать пять? Скверно. Неужели и с минометами подкачали? Всего двести? Это ужасно.

Главный инженер вешает трубку, а я говорю:

– Какой же завод в Ленинграде делает всю эту важную военную продукцию? Есть такой завод, а продукция, которую он производит, – детские игрушки.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18

сайт копирайтеров Евгений