Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18

И пошла нормальная беседа с главным инженером[4].

В основной части радиоинтервью идет развитие темы, раскрывается суть беседы. Заключение подводит итог разговора. Каковы здесь могут быт ошибки начинающего журналиста? Вступление бывает нередко растянутым. Интервью в таком случае перегружается текстом корреспондента.

Или наоборот – отсутствует концовка. В заключение обязательно нужно повторить фамилию собеседника. Если интервью звучит более 10 минут, собеседника надо представить еще раз в середине разговора. Ведь в газете читатель всегда знает участника интервью. А на радио слушатель нередко подключается к передаче не с самого ее начала и не знает, кто выступает у микрофона. На телевидении эта проблема решается «бегущей строкой».

Часто интервью путают с беседой. Это разные жанры. Они различаются ролями журналиста. В интервью он только задает вопросы. В беседе же он равноправный участник диалога. Может высказать свою точку зрения, проиллюстрировать мнение собеседника, поспорить с ним. Беседа, как правило, аналитический жанр.

Очень важно, чтобы журналист, берущий интервью, чувствовал себя уверенно с собеседником. Но не так часто журналист может быть равным собеседником по знаниям, социальному положению – ведь ему приходится встречаться с писателями, учеными, политиками, экспертами. Рекомендации эти надо понимать как совет к серьезной подготовке перед встречей с собеседником. А вот чувствовать себя психологически равным, это качество приходит с опытом. Приведем рекомендации радиостанции «Би-Би-Си» и нашего журналиста:

w        «интервью получается удачным и содержательным, если оно оказывается беседой двух равных собеседников»;

w        «уважайте собеседника, стараясь поддерживать с ним разговор, не бойтесь поспорить, но обязательно выслушайте его мнение, не перебивайте его на полуслове, дайте закончить мысль»[5].

Наиболее распространенный объем интервью от 2 до 8 минут. Оптимальное интервью содержит 5–6 вопросов.

Интервью в основе своей информационный жанр. Но возможно интервью и с элементами анализа, в котором дается оценка ситуации, проблемы. Интервью-портрет дает более полное представление о человеке. Но в таком случае интервью может звучать до 20 минут, содержать вопросы, направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие личности героя. В таком интервью-автопортрете журналист помогает раскрыться своему собеседнику. К информационным видам интервью относятся протокольное интервью, интервью-диалог, анкета, пресс-конференция.

Протокольное интервью несет официальную информацию о встрече политического деятеля в аэропорту, на вокзале, интервью с представителями власти по поводу какого-нибудь торжества, о каком-то событии. Вопросы такого интервью обычно стандартны и известны заранее.

Интервью-диалог встреча журналиста с одним человеком или с группой собеседников. Это классическое интервью.

Интервью-анкета предполагает оперативный экспресс-опрос на улицах города, в залах заседаний, концертных залах, в фойе театра, на стадионе и т.п. Как правило, задается один вопрос. Например: «Чем знаменателен был для вас уходящий год?» или «Что вы ждете от Нового года?» Вопрос в интервью-анкете должен быть актуальным и интересным для широкого круга слушателей.

Пресс-конференция проводится с участием представителей различных средств информации. Для радиожурналиста наиболее трудна сама ее запись. Технические возможности фиксации вопросов в зале и ответов тех, кто проводит встречу здесь, намного сложнее. Вообще интервью требует большой предварительной работы. Она начинается с выбора собеседника. Кроме того, что это должен быть специалист своего дела: представитель творческой интеллигенции, руководитель предприятия, организации и т.д., журналисту желательно знать, как говорит его будущий собеседник. Человек, умеющий говорить кратко, но в то же время емко, легко, эмоционально, – находка для корреспондента. Однако у начинающих журналистов, осваивающих жанр, может создаться впечатление, что брать интервью не такое уж трудное дело: найти разговорчивого собеседника, включить микрофон – и все сделано. Это мнение ошибочно. Кажущаяся легкость материала грозит легковесностью, рыхлостью. Интервью требует логики развития диалога, органичного движения мысли, насыщения интересным содержанием.

Интервью имеет свою композицию и сюжет. Их основа – вопросы журналиста. Именно они и определяют качество материала, его внутреннюю структурную организацию. Но журналист не всегда выбирает героя сам. Собеседником может быть конкретное лицо, и только оно может дать интересующие слушателей сведения.

В любом случае журналист должен как можно больше узнать о своем будущем собеседнике (от его товарищей, родственников, сослуживцев). Иметь представление об особенностях его характера, манере общаться, знать сильные и слабые стороны его речи. Но самое главное в подготовке интервью – знакомство с темой разговора. «Наша задача, – пишет о работе интервьюера А. Ревенко, – помочь собеседнику выделить главное. Для этого нам самим нужно быть сведущими людьми»[6]. Здесь журналисту может помочь его досье. Конечно, лучший вариант, когда корреспондент специализируется в той или иной области и идет брать интервью по своему «профилю». Но так бывает не всегда. Если вам предстоит брать интервью у писателя, художника, артиста, познакомьтесь с особенностями их творчества.

Как уже говорилось, главный «инструмент» журналиста в интервью – вопросы. Но задавать их не просто. Надо избегать вопросов, в которых содержится ответ или его часть, так как они порождают однозначные ответы: «да», «нет», «конечно», «я с вами согласен».

>

В интервью с руководителем ансамбля народной музыки «Балалайка» речь идет о новогоднем праздничном концерте, на котором выступали артисты.

Корреспондент. У меня есть такой вопрос. Вам, наверное, интересно смотреть, как ведут себя дети? Да?

Ответ. Да (Городская радиостанция Ростова «Связь-информ»).

Правильнее, если бы в этом фрагменте вопрос звучал бы так: «Что вы чувствуете, когда наблюдаете в концерте за поведением детей?» Или: «Что вы испытываете?..»

Следует обратить внимание в данном радиотексте еще на одну ошибку корреспондента. Очень часто журналист, задавая вопрос, начинает свою фразу со слов: «А не могли бы вы ответить на такой вопрос?», «Я хотел спросить вас...», «Меня волнует вопрос...» и т.д. Они излишни. В разбираемом выше тексте такой будет фраза: «У меня есть такой вопрос». Журналист должен сразу формулировать содержание вопроса.

Нередко журналист, заранее узнав информацию у собеседника, включает ее в свой вопрос, что обедняет ответ. Такой тип вопроса можно было бы назвать «предвосхищающим» ответ, часть ответа. Из этой же серии ошибок – «информационное» представление собеседника и разговор с ним, в котором отсутствуют вопросы корреспондента.

>

В интервью с заместителем генерального директора акционерного общества «Засибгазпром» И.Т. Ильченко речь идет о внедрении синтетических труб вместо металлических на газонефтепроводах.

Корреспондент. Игорь Тимофеевич, я так понимаю, что вас пригласили сюда для обмена передовым опытом, который вы накопили, судя по всему. Что практически сделано? (Телерадиокомпания «Дон-ТР»).

Фразы «Я так понимаю...», «Судя по всему...» – вызывают недоумение слушателя. Откуда корреспонденту это известно?

Вопрос должен был звучать так: «Какова ваша цель приезда в Ростов?»

Далее:

Корреспондент. Мы знаем печальный опыт, когда из-за того, что какие-то детали не продуманы, большое дело тормозится из-за каких-то мелочей. У вас создана инфраструктура, чтобы, скажем, по заказу обеспечить комплектацию полностью?

Ильченко. Да (Телерадиокомпания «Дон-ТР»).

Вопросы корреспондента должны стимулировать раскрытие новшества, расширять информацию об опыте (в нашем случае он должен звучать так: «На какой стадии находится сейчас разработка технологии укладки новых труб?»).

Вопросы журналиста в радиоинтервью должны поворачивать тему разными сторонами, вызывать интервьюируемого на размышление. Ведь собственное мнение может быть высказано на разном уровне: поверхностном, углубленном, раскрывающем особенности взгляда вашего собеседника. Поэтому надо избегать примитивных вопросов.

Одна из ошибок начинающих журналистов – нагромождение вопросов. Когда в одной фразе их поставлено два, три и более, интервьюируемый не знает, на какой из этих вопросов ему отвечать и отвечает обычно на последний. Или на тот, который лучше запомнил.

>

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18

сайт копирайтеров Евгений