Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18

Контрольные вопросы к разделу главы

1.        Опишите жанровые признаки радиорепортажа.

2.        Какие особенности работы журналиста влияют на выбор той или иной разновидности радиорепортажа: протокольного, событийного, проблемного, познавательного?

3.        Чем отличается самостоятельное интервью от фрагментов интервью в радиорепортаже?

4.        Выберите место своего предполагаемого репортажа (улицу или площадь города, рынок, торговый зал магазина, музей, заводской цех, площадку детского сада) и попробуйте наговорить на пленку свой текст (на фоне происходящего вокруг). Послушайте запись. Найдите в ней ошибки, неудачные места. Постарайтесь понять, почему вы их допустили: от волнения, от неумения импровизировать, выделить главное, интересное, характерное. Повторите запись несколько раз, пока не почувствуете уверенность в себе, пока ваш текст не станет сжатым, точным, в нем не будет повторов, лишних слов, путаницы. Придите домой и прослушайте все записи снова. Отметьте слабые места в каждом варианте записи. Постарайтесь обратить на них внимание и запомнить. Дайте прослушать записи опытным радиожурналистам и внимательно выслушайте их замечания, советы. Сравните их суждения о вашем репортаже с собственными наблюдениями.

в начало

РАДИООТЧЕТ

В основе делового отчета лежит описание итогов определенной работы, пути достижения результатов. Здесь важно показать этапы работы, ее характерные признаки. Важен сам ход достижения результатов, процесс выполнения какого-то поручения. Отчет в журналистике, как правило, отличается от научного официального отчета более краткой, динамичной и емкой формой. В таком отчете речь идет об освещении конференции, совещания, встречи, и корреспондент по ходу дела «монтирует» процесс изложения информации: отбирает ее, зачастую «прессует», чтобы дать квинтэссенцию происходящего. Эта тенденция все явственнее проступает в специфике современного отчета в условиях дефицита времени. Его нецелесообразно тратить в эфире на детали, частности, подробности. Важна суть, состояние проблем и возможные пути их решения.

Радиоотчет во многом похож на радиорепортаж, их роднит функциональная общность: рассказывать о событии с места, где оно происходит. Различаются же эти два жанра предметом, т.е. своим материалом. И еще пространством, где происходит действие. Радиорепортаж записывается на месте события, происходящего, как бы сказали социологи, «в поле», – это живое, разнообразное по характеру действие, в котором непосредственно участвуют много людей: пуск нового цеха, демонстрация или митинг на площади, уборка урожая, спортивное соревнование и т.д. Радиоотчет же посвящен рассказу о том, что происходило на собрании, заседании, слете и т.д. В различиях между этими жанрами важен и фактор места исполнения, пространства.

Эти журналистские жанры отличаются также и тем, что репортер, находясь на месте события, в большей степени связан с процессом его протекания, чем корреспондент, пребывающий в зале заседания. Монтаж материала отчета дает ему возможности для маневра, для расстановки акцентов и даже для собственных оценок обобщающего характера. Репортаж записывается во время события, отчет, как правило, после его окончания. Журналист следует в репортаже за событием, в отчете – он видит его целиком и осмысленно выбирает его фрагменты.

Эти различия между репортажем и отчетом яснее видны в работе над спортивной тематикой. Так, журналист, ведущий репортаж о футбольном матче со стадиона, и журналист, пишущий отчет об этом матче, будут работать с той разницей, которая предопределена функциями этих жанров, разновидностями задач, стоящих перед ними.

Цель радиоотчета – дать слушателям представление о содержании, развитии события, передать его самые важные элементы. Журналист обычно записывает весь ход того или иного события на пленку, иногда – выборочно. Это зависит от степени важности события, от уровня лиц, принимающих участие в обсуждении проблемы. Но обычно время течения события не совпадает со временем звучания, предоставленным в эфире, – оно намного меньше объема времени самого действия. Поэтому журналист пересказывает часть информации своими словами, сжимая время, называя самых значительных выступающих по социальному статусу, авторитету, административному положению, выбирая наиболее важные, интересные фрагменты.

Из отобранных записей отдается предпочтение самым ярким выступлениям. Учитывается и качество записи. Затем журналист вместе с оператором монтирует, собирает весь материал в студии, записывает куски своего текста, чередуя их в хронологическом порядке с фрагментами документальной пленки. Получается небольшая информационная «композиция» – радиоотчет. Журналист выступает в данном случае как слушатель. Играет свою роль и мастерство оператора, собирающего всю передачу, монтирующего ее на пульте. Беда такого монтажа – звуковое несоответствие фона записи в зале с записью в студии (ее специальная акустика). Иногда журналисты прибегают к небольшой уловке, записывают отдельно шум в зале, а потом «подкладывают» его на свое выступление в студии, как бы создавая видимость прямой трансляции.

Основная работа журналиста над этим жанром заключается в умении оценить выступление ораторов, суметь выделить самое значительное. Нужно учитывать и особенности ведения записи при большом скоплении людей: выбор точки для установки микрофона, оперативная смена кассет. Опытные журналисты, как уже говорилось, могут записывать не все подряд, а ориентируясь по ходу, включая микрофон в самые ответственные моменты. Но это всегда грозит потерями: «съеданием» начала фразы, ее обрывом.

В журналистике советского времени отчет был важным жанром, с помощью которого велась пропаганда партийных документов, давались директивы, установки, создавалось мнение по тому или иному вопросу партийной жизни, развития экономики, образования, культуры.

Самые значительные по тематике радиоотчеты посвящались партийным съездам, конференциям, собраниям, сессиям Советов разных уровней, всевозможным хозяйственным активам, встречам государственных чиновников с зарубежными делегациями. В таких отчетах, естественно, не допускалась никакая инициатива журналиста. Они строились по жестко установленным «колодкам». Они были скучны, трафаретны и по содержанию, и по композиции. Люди с трибуны говорили, как правило, по заранее написанному референтами тексту, шаблонно, интонационно невыразительно.

Такие отчеты ушли в историю. С развитием новой журналистики, с начала 90-х годов, отчеты стали меняться, как и все другие жанры и формы общения с аудиторией. Сначала им на смену пришли трансляции со съездов народных депутатов СССР, РСФСР. В эфире передавалось все, что происходило в зале. Невиданная ранее глубина и острота выступлений были школой воспитания нового мышления слушателей. Они транслировались в прямом эфире, что намного повышало эффект воздействия на аудиторию.

Но эти трансляции тоже ушли в историю, они были кратким эпизодом демократизации общественной жизни. С одной стороны, часть слушателей, зрителей не нуждалась в таком количестве политической информации, заполнявшей радио- и телеэфир, с другой – сами государственные люди стали понимать, что не стоит допускать широкую аудиторию на политическую «кухню».

С появлением частных фирм, компаний государственные учреждения стали рекламировать свою деятельность, организовывать презентации, пресс-конференции. Отчеты об этих событиях зазвучали в радиоэфире наряду с информацией в других средствах массовой коммуникации. Функциональные изменения жанра сказались частично в модификации его содержания и структуры. Теперь журналисты старались не только пересказать событие, сколько продемонстрировать его атмосферу, все разнообразие поведения людей.

Радиоотчет еще более приблизился в чем-то к радиорепортажу и даже – к комментарию. Живое описание места презентации, его участников, «картинки» этого события – репортажны по своему характеру. Оценка происходящего, мнение журналиста о проблемах на пресс-конференции содержат элементы анализа.

С развитием новой ситуации в политической и общественной жизни, жанр, при сохранении своей основной функции, частично изменяет содержание и форму, становясь более живым, подвижным, красочным, в зависимости от того, насколько это позволяет само событие.

Виды отчета также зависят от разновидностей его функциональной направленности. В информационном отчете преобладает информация, но появляются элементы оценки. Жанр как бы устремляется в соседнюю группу жанров – аналитическую, тяготея к обозрению.

Рассмотрим бытование радиоотчета на примерах современных программ.

>

Корреспондент ростовской телерадиокомпании «Дон-ТР» начинает отчет из областной администрации с селекторного совещания, посвященного проблемам своевременной выплаты пенсий в регионе со своего обобщения , а не с описания хода совещания.

Корреспондент. Ситуация на сегодня остается достаточно сложной. До 1 июля предстоит доставить пенсии за апрель, частично за май и июнь. Что выражается в кругленькой сумме – свыше 850 миллиардов рублей. Таких денег на сегодня, 18 июня, пока нет. Их еще предстоит собрать на местах и получить из Федерального пенсионного фонда. Понятно, что задача не из легких. Но она должна быть выполнена. И потому администрация области мобилизовала значительные силы для ее выполнения.

В этом отрывке явственно видна позиция журналиста (в оценке ситуации, в характеристике тревожного положения с выплатой пенсий). Разговорность языка («кругленькая сумма», «понятно: задача не из легких») обращена к самой широкой аудитории.

Речь идет не о чиновничьем сообщении с его штампованным языком, а о бытовой проблеме огромной важности, и корреспондент позволяет себе говорить со слушателями на простом, доходчивом языке.

Далее следует описание: кто участвует в совещании и в областном центре, и на местах, в студиях районов и городов области. Отчет здесь опирается на свою собственную основу – радио.

На пленку записано выступление вице-губернатора, в котором речь идет о мерах, принимаемых администрацией, о ближайших конкретных задачах, о жестких условиях их выполнения и требованиях к руководителям и всем, кто занимается решением этой проблемы.

Выступление вице-губернатора отличает «административная» лексика («территории», «руководители», «персональная ответственность», «контроль», «сохранность документов»), что контрастирует с речью корреспондента. И это повышает достоверность отчета.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18

сайт копирайтеров Евгений