Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18

«Мы с вами находимся на золотом песчаном пляже. Светит ласковое солнышко. Совсем рядом плещут морские волны. И так хорошо, забыв о всех заботах, нежиться в тени роскошных пальм. Да, дорогой слушатель, это наша с вами мечта. Но почему бы не помечтать? А почему не попробовать осуществить свою мечту? Как попасть в дальние страны, как познакомиться с достопримечательностями древних городов Востока и Запада? Обо всем этом и другом мы узнаем, побывав на выставке-ярмарке «Тур-бизнес-95», которая второй день работает в ростовской гостинице «Турист».

А дальше должен идти рассказ о том, что представили на выставку различные туристические фирмы, каковы их возможности. Можно записать кого-то из посетителей, кто уже бывал в дальних поездках и может рассказать о своих впечатлениях. Завершает репортаж концовка корреспондента, возможно, с другой живописной картинкой дальней поездки. Такой репортаж способен привлечь внимание всех, кто интересуется путешествиями.

Первая часть радиорепортажа важна не только потому, что в ней дается мотивировка выбора темы, события и информация о месте и времени события. Эти информационные данные вводят слушателя в курс дела, настраивая его на определенные ожидания. Начало должно заинтриговать слушателя. Для такой интриги может быть использован необычный журналистский «ход», яркая характеристика происходящего.

>

Вот еще один пример из творческой лаборатории Л. Маграчева.

Диктор. «У микрофона Лазарь Маграчев. И раздается львиное рычание. Чуть дав ему позвучать, я с улыбкой говорю:

– Вы не пугайтесь, ребята, это не мой голос, он у меня не такой страшный – это львы, они сбежали из зоосада и бродят по ленинградским улицам. Это я, конечно, шучу, но между прочим, и это уже серьезно: у нас в Ленинграде и львов, и других самых разных зверей можно встретить сколько угодно, нужно быть только любопытным.

И дальше рассказ о высеченных из камня скульптурах зверей, которые украшают город на Неве»[10].

Иногда журналист прибегает к использованию характерной звуковой детали, которая становится лейтмотивом всего материала. Звуковая картинка события может нести в себе большую эмоциональную информацию. Задача корреспондента в таком случае пояснить, что происходит, чтобы у слушателя сложилось зрительное впечатление.

>

Как используется, создается такой образ, рассказывает А. Ревенко. С детских лет у него была мечта: проехать в кабине машиниста. «Я осуществил свою детскую мечту и был благодарен ей уже за то, что она подсказала, помогла найти изюминку». И вот журналист, находясь в кабине машиниста, ощущает впереди простор, а не одну часть пути, и у него рождается образ дороги, как связи двух городов, Москвы и Ленинграда. Железной дороге и посвящен радиорепортаж «Красная стрела».

Шум электровоза.

Корреспондент. Москва с Ленинградом – что мать с сыном. Чем-то похожи, чем-то различны, но связаны друг с другом накрепко – вот именно, как мать с сыном связаны. И будто всегда живут они, взявшись за руки. Это я дорогу имею в виду – Октябрьскую. Октябрьскую железную дорогу.

Люблю по ней ездить. В дневную пору хорошо – мимо подмосковных дачных мест, мимо Клина и Калинина, мимо лесов и тихих речек. Летом все зелено, глазу – ласка, и зимой – красота.

В ночную – тоже хорошо. В полночь в поезд сел, чайку попил, прилег, колеса баюкают, как маленького, утром – уже в Ленинграде. И не заметил расстояния. И тогда они, эти два великих города наших, для тебя как бы в одно сливаются – неразрывное, целое.

Шум диспетчерской, переговоры, сигналы, свистки[11].

Далее следует рассказ журналиста о своем путешествии в кабине машиниста, о работе железнодорожников.

Необычайный звуковой эффект, «говорящая» звучащая деталь требует умелого использования. Такой прием хорош тогда, когда звук очень характерен и выразителен, а текст репортера дополняет его, создавая акустический образ.

Шум служит в радиоочерке звуковой декорацией, помогая описать место, время, передать особенности происходящего. Журналист должен специально тренировать свой слух. Умение слышать звуки, выделять их, знать «секреты», как лучше записать – немаловажная часть ремесла репортера. Хорошо для тренировки записывать для себя небольшие звуковые сюжеты, чтобы только по шуму можно было догадаться, где происходит записанная сценка, что там происходит. Скажем, записать в звуке праздничную демонстрацию. Вот предполагаемый «шумовой» сценарий:

Гул толпы людей (общий план) – сирена милицейской машины – команды, говор нескольких человек (ближний план) – реплика ребенка – шум движения колонны – лозунги – музыка – песня – надвигается шум ног (удаляется постепенно).

Такие звуковые сценки помогут при записи настоящего (речевого) радиорепортажа выбирать самые сочные, характерные звуки, находиться в звуковом эпицентре события.

Кульминация связана с развитием события. Именно здесь нужно авторское отношение, выделение главного, умение подчеркнуть его точным описанием или своей репликой.

Радиорепортаж требует и небольшого заключения, в котором журналист должен подвести итог, дать маленькое резюме, например:

Корреспондент. Итак, мы с вами присутствовали на открытии выставки работ молодых художников. Она открылась сегодня во дворце культуры строителей и продолжится месяц...

В заключение желательно повторить, что же и где происходило. Нередко журналисты не дают такого заключения, а обрывают репортаж на описании деталей или, что еще хуже, на интервью с собеседником.

События бывают динамичными, зрелищными. Но нередко они не несут ярко выраженной динамики. И тогда журналиста подстерегает опасность вместо живого рассказа о происходящем перейти на отчет – протокольное описание официальной встречи.

Представьте себе, что вы получили задание подготовить радиорепортаж с презентации какой-нибудь фирмы. Непростое задание. Почему? Потому что как раз презентации событийно скучны, однотипны. Такой репортаж потребует выдумки, фантазии в обрисовке происходящего, в умении интересно подать самое характерное, что отличает данную фирму, что, предполагает дополнительную подготовку. Следовательно, журналист предварительно узнает любопытные факты, детали, чтобы они обогатили протокольное событие.

Главным выразительным средством радиорепортажа является звучащее слово. Оно передает мысль и эмоции говорящего. Смена речевых потоков, выступления у микрофона различных людей, смена ролей, ритма, темпа создают полифонию радиорепортажа. Здесь в отличие от радиосообщения и радиоинтервью уместны ассоциации, контрасты, метафоры. Трудность работы над радиорепортажем заключается в том, что журналисту на месте события нужно найти образные слова, точные эпитеты и сравнения, подметить характерные детали. Велика роль импровизации. Ей нужно учиться в тренировочных записях на улице, дома, в студии, описывая небольшие бытовые, жанровые сценки.

Радиорепортер должен обладать хорошим голосом, четкой дикцией. Овладеть искусством свободно, непринужденно говорить у микрофона – значит сделать значительный шаг в овладении мастерством репортера.

Готовясь к радиорепортажу, журналист предварительно выезжает на место события, чтобы представить себе будущее действие, выбрать подходящее место. Ему надо позаботиться о своем передвижении, о смене точек записи. При этом предвидеть, где будет самое характерное, «говорящее», «звучащее» место. Подумать о том, где и как он будет выбирать собеседников, как их лучше представить, о чем спрашивать. Импровизация хороша, когда она надежно подготовлена.

При передвижении с магнитофоном следует помнить о микрофоне, как и где его лучше выставить, каковы могут быть технические помехи.

Музыка в радиорепортаже присутствует как естественный звук во время события, если она, конечно, звучит. Она усиливает эмоциональность передачи.

Шум и музыка не должны заглушать голоса журналиста и участников события, которых он пригласил к микрофону. Умение вводить их для самостоятельного звучания (что было показано на примере радиорепортажа А. Ревенко) и есть режиссерское чутье журналиста, проявление его опыта. Он должен слышать весь свой материал как бы со стороны, представлять себя одновременно и слушателем.

Монтаж радиорепортажа, как и монтаж интервью, если он опять-таки не идет прямо в эфир, поможет сделать материал более емким, убрать все лишнее, малозначительное. При монтаже нужно внимательно относиться к стыковке различных эпизодов. Диссонанс в этом случае легко угадывается и может вызвать недоверие слушателей. Бывает, что журналисты добавляют в студии фрагменты своего описания. Как бы ни старались они войти в тональность непосредственной беседы, записи на месте события – ее особенностей не повторить. Репортаж теряет органичность, естественность звучания, а значит, и свою звуковую целостность. Лучше оставить на пленке некоторые языковые огрехи, чем переписывать их в студии.

Как добиваться краткости, лаконичности и в то же время информационной плотности и образности языка? Говорить свободно, интересно, по-деловому – дар. Он есть не у всех. Значит, нужно тренировать в себе это умение. Один из способов: написать текст, затем рассказать его своими словами, не заглядывая в запись. Так можно добиться емкости литературного текста. Замечать свои слабые места (длинноты в описании, неумение четко поставить вопрос, кратко представить собеседника) и работать над их устранением. Другой способ: записать на пленку радиорепортаж с эфира и внимательно изучить его с точки зрения структуры, постановки вопросов. Заметив чужие ошибки, постараться устранить их в своем учебном пересказе данного материала у микрофона.

При масштабном событии, крупном спортивном празднике, манифестации, ведении репортажа со съезда, с многотысячного митинга, репортеры могут работать вдвоем, втроем. Это дает возможность собраться, перестроиться, если нужно. Такие радиорепортажи ведутся из передвижной радиостудии, в работе принимает участие и звукорежиссер.

Итак, информационный радиорепортаж соседствует на радио с комментарием и композицией, жанрами, в которых уже преобладает аналитическое начало – в первом случае и художественное – во втором. Кроме того, существует и аналитический или проблемный радиорепортаж.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18

сайт копирайтеров Евгений