Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15

Если сообщить, сколько икры и шампанского употребили делегаты съезда – это бульварная журналистика.

Если написать, кто дал деньги Нашдомросу на икру и шампанское, и откуда эти деньги – это ближе к расследованию.

Если поразмыслить, чего сей спонсор захочет от НДР за свои деньги – комментарий.

А если спросить: где совесть? – это публицистика.

Вот как все просто. Вот как все вульгарно. (Vulgaris – простой, грубо упрощенный)» – такое иронично-наглядное определение возможной взаимосвязи дает журналист Александр Минкин[11].

Хотя все не так просто. У талантливого журналиста есть «крылья» – анализ факта в контексте действительности, мысль – живая, динамично развивающаяся. Мысль журналиста направлена на решение проблем социально-политических, общественно-значимых.

Более активное проявление аналитического начала (в соотношении с началом образно-эмоциональным) возможно в проблемной статье, но вряд ли характерно для очерка или репортажа. В целом соотношение этих двух начал можно считать одним из отличительных признаков журналистики как творческой профессии.

Благодаря образности «почерк» писателя легко узнается и в его публицистических произведениях. Но узнается индивидуальная манера письма и талантливого журналиста. Вряд ли правомерна здесь сопоставительная оценка. Тем более – сопоставительная оценка художественного и публицистического произведения. Вывод прост: ни степень общественной значимости романа и очерка, ни уровень их идейно-художественного достоинства нельзя «соизмерять» – это произведения разных видов литературы. У публицистики – свои высоты, творческий характер профессии журналиста проявляется по-другому, не утрачивая при этом авторской индивидуальности.

Особое качество, профессионально необходимое журналисту, можно обозначить как «чувство времени», диктующее выбор социальной проблемы, факта или события с гражданских позиций современника. Чувство времени, позволяющее журналисту раньше других увидеть, оценить увиденное, соотнести его с прошлым и будущим. Не случайно в число главных категорий журналистики входят понятия «образ прошлого» и «образ будущего».

«Возможно, мы не лучший народ в мире, но переделывать нас поздно, тем паче, что созиданием духа, живущего в каждом из нас, заняты были такие гении человечества, как Толстой, Сергий Радонежский, Достоевский, Суворов, Державин... Можно назвать еще тысячи имен и еще десятки тысяч тех, кто, веками слагая нашу психологию, наше сознание, нашу правду, – сделал нас именно такими...

Кто одной из национальных духовных ценностей сделал державность, постоянное желание осознания силы и величия государства... Невозможно себе представить события нынешних страшных дней, изложенные языком русских летописей, в соответствии с духом их... Если ситуацию сегодняшнюю все же изложить – то получается абсурд полный... Княжество Московское ликует о том, что краеугольный камень жизни Руси – сильная государственность – расколот и размолочен в песок... Ликует о том, что стало беззащитным... Ликует о том, что близится нищета для большей части народа.

Странное ликование.

Аналогия не такая уж нелепая, мы снова – Древняя Русь. Мы снова одиноки. Три дня в августе 1991-го и октябрь 1993-го пустили на ветер то, что копилось тысячу лет... Собиралось скрупулезно и тщательно веками... Когда мечом, когда хитростью, когда посулами, когда набегами, а когда златом...

Всякое бывало. Но мы – такие. И нынешняя демократическая революция с первого дня своего свершения вступила в противоречие с этим тысячелетним духом... Может быть, мы – ужасны и вообще – беда человечества, но что было – то было, и нынешние правители не переделают воспитанных Сергием Радонежским и Пушкиным...» – это фрагмент из программной статьи нашего современника Александра Невзорова[12], журналиста, утверждающего, что «репортерство – это образ жизни», чьи репортажи отличаются не только оперативностью, но и смелостью, личностным отношением к информации – о каких бы высоких государственных проблемах не шла речь. И тогда индивидуальное мнение звучит афористично: «С подлинной, высокой человеческой свободой мы еще не познакомились... Хотя Россия – это квинтэссенция и высочайшей гуманности, и страдания, и понимания всего, что есть на свете»[13].

Умение думать и обобщать

Умение думать, анализировать и обобщать, сопрягать факты, оценивать их в контексте рассматриваемого явления – качества, характерные для труда ученого, в журналистике проявляются, естественно, с меньшей обстоятельностью, но, главное, по-другому: важна живая, яркая мысль, оперативное решение, система доказательств должна отличаться наглядностью и доступностью для адресата.

И специфику этого профессионального качества журналиста – умения думать – стоит, на наш взгляд, показать на конкретном примере. Обратимся к материалам книги В.А. Аграновского «Ради единого слова» (М., 1978): «Журналист о журналистике» – таков подзаголовок этого по-своему уникального пособия для молодых журналистов. Опытный журналист показывает особенности профессии «изнутри», раскрывая не просто возможные действия на том или ином этапе работы над темой, но как бы «прочерчивая» возможное движение мысли.

Важно не просто зафиксировать факт, но увидеть через факт социальные причины и связи жизненного явления или процесса. Функции факта при этом универсальны: он может быть аргументом и деталью текста, обобщением и символом, может представлять читателю конфликт или проблему публицистического произведения.

«Сам по себе факт новостью не является. Он получает значение формы взаимоотношения людей... лишь в связи с характером этих отношений. Факт вне отношения к читателю – просто событие»[14].

Итак, пойдем вслед за журналистом: проследим, как развитие мысли выявляет авторскую концепцию, если полагать, что «концепция – сумма мыслей, произведенных в систему, – модель будущего произведения» (определение В.А. Аграновского).

«Откуда, спрашивается, берутся у журналиста мысли, что складываются в концепцию?» – отвечая на вопрос, журналист в данном случае называет письмо в редакцию десятиклассника. Письмо-вопрос, письмо-протест, письмо-требование: «Разрешите любить!». Вот его смысл: «Редакция, разрешите любить!..»

Кто может запретить мне любить? Кто? Зачем они это делают, зачем врываются в душу, пытаются вырвать самое дорогое?!

...Они (родители) не принимают тех изменений, которые произошли во мне».

«Какие же мысли навевает прочитанное нами письмо? Во-первых, мы сталкиваемся с вечной темой – темой любви, которой, как известно, все возрасты покорны, с одной стороны, а с другой – далеко не все возрасты одинаково относятся к тезису о покорности... во-вторых, с течением времени меняется не только читатель, но и содержание проблемы... Иное содержание любви – с чем оно связано? Полагаю, кроме прочего, с архисовременным явлением, называемым акселерацией... происходит обгон интеллектуального роста физическим. Современные юноши и девушки, сохраняя «прежний» интеллект, по крайней мере по глубине его, физически так развиваются, что даже страшно становится. Из-за резко увеличенного потока информации и ее доступности им известно сегодня то, что в прошлом веке не снилось даже старцам.

Но более всего беспокоит в подростках продиктованное акселерацией стремление считать себя взрослыми: брать взрослую ответственность (а на каком основании?); по-взрослому решать (но чем решать?); по-взрослому любить, но так и не преодолев инфантильности и «детскости» чувств, не говоря уже о «детскости» забот, связанных, положим, с учебой. Физически и физиологически они, возможно, к этому готовы, а интеллект, психика отстают, и вот тут-то и может поломаться человек – как важно это понимать нам, взрослым!..

Если все так и это неизбежно, то, как воздух, необходима повышенная чуткость взрослых к детям... Если все так, вдвойне необходимо умное, тонкое, грамотное воспитание детей. Мы постоянно твердим подросткам, что они уже взрослые, что несут ответственность перед обществом. Мы делаем все, чтобы укоротить их детство, но, может быть, усугубляем тем самым действие издержек акселерации? Не лучше ли блокировать акселерацию вовсе не стремлением как можно раньше закрепить детей за профессиями, а созданием реальных условий для истинно детских забав, желаний, мыслей и чувств»[15].

Насколько необычно такое развитие мысли? Какой аспект «вечной темы» выступает на первый план? Насколько он современен? И не стал ли еще более актуальным сегодня, на рубеже нового века – компьютеризации и высоких технологий, когда резко увеличилось число «профилированных» школ, а нагрузка школьника, даже в младших классах, не оставляет времени для детских игр?

Обратимся к выводу, сделанному автором. Он хорошо вписывается в наш разговор о «чувстве времени», реальных знаниях и «умении думать» (думать нестандартно!) как профессиональных качествах журналиста: «Вот примерно мысли, с которыми можно ехать в командировку по письму Сергея Т. Они полемичны? Способны вызвать читательские возражения? Вполне возможно. Не поленюсь в таком случае еще раз напомнить: мне важно продемонстрировать в данный момент не столько суть проблемы, сколько механизм формирования концепции, необходимость современного и относительно свежего подхода к любой теме, даже такой “вечной” как тема любви».

Нестандартность мышления предполагает и активную работу ассоциативной памяти (умение находить аналоги события, сопрягать факты) и богатое воображение, когда фантазия подключается к осмыслению «фрагментов реальности», развивая мысль, придавая тексту композиционную завершенность, выразительность.

Нестандартность мышления особым образом соотносится (иногда расходится) с наиболее специфическим качеством журналиста – оперативностью. Оперативность – умение быть в гуще событий (фиксировать и осмысливать их – одновременно), это умение оперативно работать в любом жанре – неукоснительно укладываясь в срок. Самая сложная грань оперативности – информация о завтрашнем дне, предполагающая предвосхищение событий, предвидение реакции общественности на происходящее сегодня. Это ответ на вопрос, который может возникнуть. Ответ, который поможет нейтрализовать неизбежно возникающие слухи. Оперативность – это ответственность за сегодняшний день газеты, коллегиальная ответственность за престиж газеты. «Даже если в редакции останется один вахтер, газета должна выйти в срок» – гласит «неписаная заповедь» журналиста.

Коллегиальность – еще одно обязательное качество журналиста. Правомерно назвать и другие качества, профессионально значимые, но, несомненно, личностные и, пожалуй, не менее необходимые в любом другом деле: обязательность и настойчивость, терпимость и выдержка... Все они проявляются и по отношению к делу, и особенно, по отношению к другому человеку – в процессе общения. Оговорив условность разграничения, мы и перейдем к характеристике собственно коммуникативных качеств и способностей журналиста.

Коммуникативная компетентность журналиста

Насколько важна коммуникативная компетентность для работы в сфере средств массовой коммуникации? Какие способности и личностные качества могут определить профессиональный успех жур-1алиста как «человека общающегося»?

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15

сайт копирайтеров Евгений