Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15

Начнем с общих параметров «идеального» партнера. Одну из глав своей книги психолог Вл. Леви демонстративно назвал «Гений общения», обозначив черты такого идеального «портрета» как «плюсы» характера «человека общающегося», которые стоит формировать и совершенствовать, и «минусы» (их «оборотную сторону»). Вот эти качества:

«Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям. Отсюда повышенное внимание, тонкая наблюдательность и превосходная память на все, касающееся Другого... Гений коммуникабельности не есть самый общительный человек, но самый превосходный в общении.

Минус тревожность. При всей живости и подвижности этот человек на редкость спокоен... Сопутствующие качества: открытость восприятия, легкость переключения внимания, доверчивость в поведении, некоторый авантюризм...

Плюс обратная связь. Вы еще только взглядываете, Он взглянул уже трижды и принимает ваш взгляд как старого знакомого... В контакте, в саморегуляции – высокая чувствительность к изменениям. Реакции быстрые, точные, а напряженности нет. В беседе улавливает малейшие изменения интонации, мельчайшие неосознанные движения и реагирует так, что собеседник замечает только одно: беседа идет гладко, приятно... Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие, артистизм.

Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций, превосходный рассказчик, имитатор и мим. Вкус к подробности, к сочной детали... Поэтому так легко даются всевозможные перевоплощения в жизненных ролях, поэтому такой разный с разными людьми...

...Плюс–минус агрессивность. При общем фоне добродушия и благорасположения гений общения не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко... Эта резервная способность образует необходимый в людских отношениях подтекст силы и не менее привлекательна, чем сладкое обаяние.

...Плюс оптимизм ...Минус предвзятость. Все та же открытость восприятия, незаслоненность. Отсутствие предрассудков»[16].

Согласимся, что от наличия или отсутствия этих качеств зависит успешность межличностного взаимодействия человека и общий уровень культуры общения, что, в свою очередь, является важнейшим составляющим понятия коммуникативная компетентность. Само понятие можно определить как способность носителя языка, обладающего необходимой суммой языковых знаний и речевых умений, использовать их в соответствии с целями и условиями общения. Принято выделять три составляющих коммуникативной компетентности:

ü      высокий уровень знания языка, его выразительных возможностей, средств убеждения;

ü      владение культурой общения;

ü      осознанное использование опыта речевой деятельности в конкретной сфере общения, в данном случае – в журналистике.

Можно уточнить, что в плане профессиональном – это, прежде всего, умение свободно оперировать смысловой информацией: с учетом жанрово-стилистических особенностей будущего текста и с ориентацией на активное восприятие информации массовым адресатом.

Характеристике лингвистических критериев коммуникативной компетенции будет посвящен следующий раздел пособия. Пока же поговорим о личностно-профессиональных способностях, обеспечивающих успешность речевой деятельности журналиста. Их суммарное определение – коммуникабельность (синоним – общительность): умение находить контакт с собеседником, открытость, раскованность и пр. Примеров можно привести много.

Можно назвать имена многих известных журналистов разных поколений. Внимание к собеседнику, умение расположить к себе, вызвать доверие, обаяние и искренность отличали стиль общения (по-разному!) Я. Галана и М. Кольцова, В. Овечкина и Е. Дороша, Я. Голованова и В. Пескова. Качества эти заразительны: они обладают способностью передаваться собеседнику.

Примером может быть рассказ педагога и журналиста (тогда, в 60-х годах, еще молодого) Эльвиры Горюхиной о манере общения Анатолия Аграновского (чей «авторитет в журналистских кругах был непререкаемым»). История такова: молодой педагог Горюхина, у которой за год «30 оголтелых математиков (учащихся математического класса) стали заядлыми литераторами» (очерк Аграновского «Под лежачий камень»), сочла, что суждение журналиста наносит вред ее педагогическому эксперименту и «отправилась в Москву писать опровержение». Аграновский предложил ей встретиться...

«Встретились у библиотеки им. Ленина. Я завелась с ходу, но вскоре поймала себя на том, что как-то странно начала стихать. Дело в том, что Анатолий Абрамович был не просто внимателен к собеседнику, мягок, добр, как пишут многие. Он обладал редчайшим в наше время даром вести с собеседником диалоги. Противоположная позиция была ему по-настоящему интересна. Какой бы чуждой ни была логика другого, Анатолий Абрамович стремился постичь ее такой, какая она есть на самом деле, без малейшего уподобления своей позиции. Он не играл в игры с собеседником. Он не играл в смены позиции, а давал возможность другому, выговорившись, дойти своим путем до логического конца. Не сбивал собеседника, не ловил на осечках. Хотел понять до конца суть дела во всей его сложности, не спрямляя углов. Я и не заметила, как сошла с тропы пустопорожнего негодования на обсуждение проблем соотношения гуманитарного и естественно-научного образования»[17].

Внимание и интерес к собеседнику были у А. Аграновского очень искренними (это отмечают многие, знавшие его) – этим и определялась его манера общения, он умел не только контролировать свои эмоции, но и создавать атмосферу «комфортности» взаимодействия, повышать эмоциональный настрой собеседника. Эта спокойная доброжелательность отличала и тон его разговора с читателем: «Так вот давайте сразу условимся о тоне разговора. Тон должен быть ровный. Никаких сенсаций, никаких возмущенных возгласов, будем обстоятельны и учтивы. Восклицательные знаки прибережем для других случаев. А сейчас спокойствие, спокойствие и еще раз спокойствие». Так начиналась его статья «Наука на веру ничего не принимает» (1965) – статья, критическая и резкая по содержанию.

А чем же закончилась история, рассказанная Э. Горюхиной? «Аграновский был первым, кто поднял вопрос о специализированных классах. Первым предупредил, что нельзя произвольно менять содержание образования, не заботясь о гармонии средств воздействия на молодого человека». Очерк же, упомянутый в воспоминаниях, положил начало знаменитой дискуссии «о физиках и лириках»[18].

Так напрямую связываются в единый творческий процесс и определяют общественную значимость деятельности журналиста его «чувство времени» и коммуникативные способности, соответствие мысли и слова, его умение думать нестандартно и будить мысль и собеседника – «соавтора», и собеседника-читателя.

Для начинающего журналиста очень важно уметь оценить свои личностные качества, чтобы совершенствовать «плюсы» и нивелировать «минусы».

Выводы сформулируем в форме постулата личностно-профессиональных качеств журналиста:

Ø     информированность и компетентность – свободное владение предметом речи;

Ø     объективность и оперативность в оценке информации и способов ее сообщения;

Ø     «чувство времени» и умение видеть перспективу развивающихся событий;

Ø     неравнодушие – заинтересованность и увлеченность предметом речи и собеседником;

Ø     коммуникативная компетентность;

Ø     искренность, дружелюбие, умение владеть своими эмоциями.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1.      Примите «редакционное задание» – подготовьтесь к командировке по письму Сергея Т. «Разрешите любить» (см. материалы в тексте параграфа):

                                                                      а)     составьте план возможных встреч и действий (с кем вы предполагаете встретиться, с какой целью);

                                                                     б)     продумайте авторскую концепцию решения темы.

в начало

Глава 3

АДРЕСАТ ЖУРНАЛИСТА: СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ

Напомним, что адресат (слушатель) – это третий элемент риторической формулы речи (говорящий – предмет речи – слушающий) и, по определению Аристотеля, – «конечная цель» речи.

Каковы специфические черты адресата речевой деятельности человека, работающего в сфере средств массовой информации? Главное определение уже было названо – «массовый адресат». Что стоит за этим определением? Безликая масса или некая совокупность – множество отдельных людей, по отношению к журналисту – «знакомых незнакомцев», чьи потребности в информации следует знать, а реакцию можно предвидеть?

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15

сайт копирайтеров Евгений