Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

Но прежде чем наступило это время осознания тупика – сначала философами и широко мыслящей интеллигенцией, потом – все более широкими слоями, в истории телевидения проходили свои события. Многие из них носили революционный для того времени характер. Не будем здесь перечислять все технические свершения, которые произошли в этот период, они со всей полнотой описаны в монографии В.В. Егорова «Телевидение и власть», во многих других работах и статьях. Важно одно: телевидение, вещающее из Москвы, действительно стало Центральным. Его главенствующая роль проявлялась, так сказать, тотально – во всеобъемлющем охвате телевещанием огромной страны с использованием приемо-передающих станций систем «Орбита» и «Экран», передатчиков республиканских и местных студий.

Тотальность, неотвратимость телесигнала и переданного по нему сообщения тем более приветствовалась в регионах, когда собственная областная или республиканская студия включалась в общесоюзный эфир. Именно с конца 60-х годов Центральное телевидение стало организовывать общесоюзные телевизионные «переклички» – предтечи прямых межконтинентальных мостов перестроечных лет. Регулярными стали совместные с республиками и регионами или же организованные в рамках совместных рубрик и программ передачи на экономические, политические, молодежные темы, передачи для различных слоев и категорий телезрителей, различные смотры и фестивали народного творчества. Телевидение объединяло страну духовно – в ее действительно существующей реальности единого Союза. Передачи цикла «От всей души», «Сельский час», «Кинопанорама» смотрела вся страна. И этот период можно было бы для дальнейших более подробных исследований истории отечественного ТВ обозначить как реалистический период.

Но, как уже отмечалось, на смену этой символике и знаковости в силу многих социально-политических причин, на которых здесь не место останавливаться, шла другая, в основе которой были индивидуализм, прагматизм, культ силы и предприимчивости. Те элементы культуры, которые создавались десятилетиями, исчезали в процессе навязывания американской идентичности, чуждых знаков и символов, захвативших к этому времени мировое информационное пространство.

В этот современный период, начавшийся после распада СССР и вычленения из него России, коммерциализации всей системы бывшего Центрального и регионального телевидения, происходит обратный процесс распространения идей, воплощенных во впечатлительные, заманчивые знаки и символы. Если в 50-е годы, на волне победы СССР над фашизмом Америка нервно воспринимала, как пишет А. Дж. Тойнби «духовное орудие пропагандистской машины СССР» (Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М. – СПб., 1995, с. 31), то через 40 лет сам Союз распался под воздействием духовного орудия аналогичной американской машины, скомпрометировав свои старые идеи и ценности, символы и лозунги, и не найдя новые. Период развития отечественного ТВ после 1991 г. по прошествии ряда лет можно, как представляется, назвать «эклектическим». Эклектикос – выбирающий. Новорусское телевидение выбрало многие модели американизированного телезрелища, так же как вся страна – модель западной демократии с культом свободного человека, охраняемого законом. На нашей почве, где древо законности и правопорядка дает только первые побеги, как телезрелище, так и демократия в целом, предстают в весьма эклектичной форме, сочетая в себе советские, зачастую и партийные традиции с образцами самой безответственной свободы.

в начало

Ю.Р. Рощин,

доцент ИПК работников

телевидения и радиовещания

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

В начале 90-х годов информационное поле России претерпело (уже второй раз на протяжении XX в.) радикальные изменения. Впервые это наблюдалось после октября 1917-го, в начальный период Советской власти, когда информационное поле России наполнилось новым, революционным содержанием. В этот период возникли новые понятия и представления во всех сферах общественной жизни, возникли новые явления в культуре, языке, быте. Сформировались новые социальные общности, слои, новые социальные типы – со своей моралью и ценностными установками.

Можно сказать, что в первые годы Советской власти произошла резкая смена информационного поля России, оно получило иное наполнение. И вот в начале 90-х годов XX в. была предпринята новая попытка изменить наполнение российского информационного пространства. А до этого, в течение нескольких лет, демократические СМИ проводили (настойчиво и последовательно) кампанию «деидеологизации». Целью этой кампании было ниспровержение прежних идеологических установок «тоталитарного режима» и насаждение новой философии бытия и сознания.

Для определенной части граждан СССР эта «философия» оказалась весьма доходчивой и легкой для восприятия. В особенности такие ее положения, как:

¨          не важно, каким способом разбогатеть, важно быть богатым; дозволено все, что не запрещено законом (при общем известном состоянии нашего правотворчества и правоприменения этот принцип можно толковать как «дозволено все»);

¨          взятка не преступление, а всего лишь гонорар за услугу;

¨          патриотизм – это последнее убежище негодяев;

¨          индивидуальные интересы всегда должны доминировать над интересами коллективными;

¨          свобода торговли превыше всех других видов хозяйственной деятельности и т.п.

Конечно, в строгом смысле, все это очень далеко и от философии. Политическая, пропагандистская направленность этих расхожих «истин» очевидна. И она приносит свои результаты.

Идейные позиции и политические убеждения прежних советских времен были публично осуждены и грубо высмеяны. А новые идейные ориентиры предложены не были. И, самое главное, не была выдвинута общенациональная объединяющая идея. Не были названы национально-государственные приоритеты и цели России, не заявлены ее интересы в сфере финансов и мировой экономики, в отношениях с внешним миром. Так называемая «Концепция внешней политики РФ», ставшая на несколько лет руководством в отношениях России с другими странами, нанесла ей огромный ущерб и привела ко многим губительным последствиям.

С развалом СССР и возникновением ситуации «однополюсного мира» был установлен «новый мировой порядок» во главе с США. Этот порядок основывается на принципах полной гегемонии, неограниченного господства одной «гипердержавы». США открыто претендуют на роль единственного субъекта «глобализации», остальным странам остается лишь участь ее объектов.

Сегодняшней России предлагается окончательно отказаться от своих собственных интересов, от своих мировоззренческих основ, самобытных черт – таких как народность, державность и соборность; отказаться от традиционных элементов национального самосознания и принять эту единственную модель «глобализации», название которой – американизм.

Ведущая роль в пропаганде (или, точнее сказать, в насаждении этой модели американизма, т е. американского образа жизни и образа мысли) отводится, по замыслу западных идеологов, современным российским СМИ. И, в первую очередь, молодому поколению нынешних работников телевидения и прессы. При этом учитывается, что в профессии журналиста исключительно важное (по сравнению с другими специализациями) значение имеет сама личность работника СМИ, выступающего в роли информатора или комментатора, пропагандиста или противника каких-либо идей, обвинителя или защитника; а в случае наибольшего успеха – в роли кумира и властителя дум.

Здесь встает очень существенный вопрос о знаковых характеристиках этой личности, о ее направленности – созидательной или разрушительной. И, естественно, о результатах (точнее сказать, о социально-экологических последствиях) ее профессиональной деятельности. Почему речь идет о последствиях именно социально-экологических? Потому что экологическая тематика утвердилась сегодня как одно из новых направлений в журналистике. Это направление обозначается такими понятиями, как «журналистика, эколого-ориентированная», «экологическая тема в журналистике», «тема, эколого-направленная» и т.п.

Это новое направление, так или иначе, касается проблем социальной экологии, и нам необходимо, хотя бы в общих чертах, определить содержание самого понятия «социальная экология». Оно включает в себя такие аспекты, как экологическое мировоззрение, экология культуры, гармония с окружающей средой, экологически ориентированный образ жизни...

Надо иметь в виду, что «окружающая среда» (с позиций журналистской профессии) воспринимается не как «природная среда», а, скорее, как «социальная сфера», – со всем комплексом ее отношений: социальных, политических, правовых, экономических. Следует помнить о том, что проблематика, близкая к содержанию понятия «социальная экология» (в частности, характерных для социальной сферы), существует уже многие столетия, в то время как сам термин «экология» у нас в стране на слуху всего лишь лет тридцать.

Может быть, задача экологического направления в журналистике состоит, в первую очередь, именно в том, чтобы подвергать «социально-экологической экспертизе» события, поступки и человеческие отношения наших дней? Рассматривать их сквозь призму ноосферного сознания выдающихся русских мыслителей 19–20 вв. – Ф. Достоевского, Н. Федорова, И. Ильина, В. Вернадского, Н. Моисеева?

Один из возможных путей к успешному решению этой сложной задачи – совершенствовать учебные дисциплины, развивающие нравственно-культурную компоненту личности будущего журналиста. Ее составляют знания о человеке и обществе, истории и культуре, о духовной жизни людей. В процессе изучения общих гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин должны утверждаться высшие общественные ценности, дух терпимости, должно воспитываться чувство личной ответственности, должны вырабатываться навыки общения и сотрудничества с людьми.

Для студентов старших курсов, отличившихся особыми успехами в учебе и ориентированных на работу в общественно-политических редакциях СМИ, необходимо организовать специализацию по направлению проблемно-аналитическому (в отличие от новостной, репортерской, т.е. сугубо информационной, журналистики). Эта специализация должна основываться на знании аналитических методов журналистики и практическом (авторском) применении этих методов.

Проблемно-аналитическое направление в журналистике актуализирует значение блока социально-экономических дисциплин, требует более глубокого знания исследовательских методов общей социологии и социологии средств массовой коммуникации, а также социальной психологии и политологии. Студенты должны знать природу социальных явлений, их скрытый внутренний смысл. Цель такой специализации – подготовить наиболее способных выпускников к их будущей деятельности, направленной на повышение уровня ноосферизации информационно-коммуникативного поля России.

Можно ли сегодня рассчитывать на какие-либо твердые убеждения, четкие идейные позиции у той части молодых людей, которые обучаются на факультетах и отделениях журналистики? Думается, что нельзя. Свое идейно-нравственное воспитание они, как правило, получают в коридорах тех редакций, куда им удается устроиться после учебы, а чаще всего – еще во время учебы на младших курсах, когда они начинают работать, не получив даже половины необходимых им базовых знаний. Там же, в редакциях, они определяются в своих мировоззренческих ориентациях, в своих жизненных планах, ближайших целях и т.п.

Результат такого самоопределения прямо зависит от того, по каким понятиям и принципам существуют те конкретные СМИ, в которые приходят работать наши студенты. Какие там установлены порядки, правила, традиции... Что представляют собой хозяева и руководители этих СМИ. Какова их клановая принадлежность, политическая ориентация, личные пристрастия, вкусы.

Впрочем, личные пристрастия и вкусы отдельного учредителя или собственника СМИ сегодня уже мало что значат. Характер конкретных СМИ, идеологические акценты и общую направленность их публикаций (телерадиопрограмм) определяют сегодня в большинстве случаев не их владельцы и даже не «олигархи» (в нашем, российском, смысле этого слова). Это определяют узкие группы людей (отнюдь не российского происхождения), объединенных общими экономическими (в первую очередь, финансовыми) и идеологическими целями. Специалисты в области мировой экономики дали им очень точное название – финансово-идеологические группы (ФИГ).

По расчетам специалистов, непосредственное руководство финансово-идеологическими группами осуществляют около двадцати богатейших кланов мира, в руках которых сосредоточено до 45 процентов всех мировых богатств. Именно эти кланы определяют основные направления глобального развития, а также систему властных отношений внутри подконтрольных им стран.

Поэтому любые планы возродить былую экономическую мощь России и даже любая попытка наших отечественных производителей создать новые конкурентоспособные отрасли - встречают решительное противодействие со стороны ФИГ. Противодействие это оказывается сразу по двум направлениям: финансовому и идеологическому. Последнее же обязательно предполагает установление контроля над российскими СМИ – с тем, чтобы с их помощью направлять идеологические процессы и развитие властных отношений в стране в выгодную для себя сторону.

Цель эта, видимо, в основном достигнута, потому что влияние государства на современные российские СМИ (особенно – на электронные) практически равно нулю. И это создает тяжелую проблемную ситуацию. Основное противоречие ее в том, что, с одной стороны, нам крайне необходимо иметь свободную демократическую прессу, поощрять гласное обсуждение важнейших проблем общественной жизни; с другой стороны, положение таково, что большая часть действующих в нашей стране СМИ изо дня в день и со все возрастающей активностью ведут разрушительную антигосударственную деятельность, обостряя обстановку нестабильности, хаоса, всеобщего распада. Особенно отличаются в этом электронные СМИ как наиболее эффективные по своему воздействию на массовую аудиторию.

«Государственный» телеканал РТР является, по сути, рупором одного телеведущего и тех финансово-идеологических структур, которые его поддерживают.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

сайт копирайтеров Евгений