Пиши и продавай! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 1. Вспомните, какое место занимает в общественном сознании моральное сознание. Какую роль оно играет по отношению к сознанию профессиональному? Как соотносятся объем профессионального сознания трудовой группы и объем индивидуального сознания профессионала? Какое место занимают в профессиональном сознании журналиста профессионально-нравственные представления, в каких формах они существуют и какую роль выполняют? А теперь попытайтесь осознать, насколько Вы лично освоили профессионально-нравственные представления журналистской общности. Сформулируйте задачи, которые Вы считаете необходимым поставить перед собой в этой области. 2. Внимательно прочитав материал второго параграфа, попробуйте дать свое объяснение той активности, которую проявляет журналистская общественность Германии по отношению к профессиональному поведению коллег. А теперь вдумайтесь в характеристику особенностей в механизме действия профессиональной морали, о которых говорится в учебном пособии. Отражены ли в Вашем объяснении эти особенности? Что Вы думаете о механизме функционирования профессиональной морали в журналистском корпусе России? Что бы Вы предложили сделать для оптимизации этого механизма? в оглавление << >> на следующую страницу [1] Брэм А. Жизнь животных. М., 1992. Т.1. С. 272. [2] Там же. С. 73. [3] Под словом «тексты» в данном случае не следует понимать развернутые письменные послания. Тексты перволюдей могли состоять из одного слова-звука, которому еще только предстояло войти в общее употребление. [4] Термин «контур регулирования» использован немецким философом Г. Клаусом для обозначения замкнутой цепи элементов, по которой в двух противоположных направлениях (от участка управления к управляемому участку и обратно) «течет» информация. Тем самым эта «цепь» оказывается механизмом регулирования системы с помощью прямой и обратной связи. Особенностью социальных систем является наличие «переплетенных контуров регулирования», т.е. пересекающихся, а следовательно, взаимодействующих «цепей». См.: Клаус Г. Кибернетика и общество. М., 1967. С. 81, 382–383. [5] Новая газета. 1998. № 23. [6] Там же. [7] Иррациональные представления, лежащие в основе табу, на наш взгляд, именно в силу их иррациональности не могут рассматриваться в качестве формы сознания. Они образуют в психике человека исходное, досознательное звено механизма веры, на базе которого со временем формируется религиозное сознание. [8] Архангельский Л.М. Марксистская этика. М., 1985. С. 69–70. [9] Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. [10] Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. [11] Важно подчеркнуть: «запас» ценностей в обществе всегда шире, чем те, которые актуальны в данный исторический период, в данных социально-экономических и политических условиях. [12] Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С 349. [13] Соловьев Э. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992. С. 73. [14] Это очень хорошо понимал замечательный русский мыслитель В.И. Вернадский, продолживший поиски другого российского философа-космиста Н.Ф. Федорова, направленные на осознание человечеством своего нравственного долга перед эволюцией мироздания. [15] Апресян Р.Г. Указ. соч. С. 14. [16] Кант И Указ. соч. С. 413. [17] Отсюда историческая изменчивость содержания этих категорий и зависимость его от национальных, классовых, религиозных и других общественных отношений. [18] Содержание данных категорий тоже меняется в силу тех же причин, в результате чего шкала оценок иногда преобразуется до противоположности. [19] Как замечает Р.Г. Апресян, «первобытный опыт человечества и индивидуальный опыт детства не тождественны, но аналогичны. Идея известной параллельности первобытности и младенчества высказывалась неоднократно». См.: Апресян Р.Г. Указ. соч. С. 98. [20] Апресян Р.Г. Указ. соч. С. 98. [21] Общеизвестно, что профессиональная этика формировалась не как единая научная дисциплина, а в виде особого направления в разных видах деятельности: медицинская этика, судебная этика, педагогическая этика и т.п. Далее нам предстоит более подробный разговор об этом. [22] Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста, парадоксы развития, поиски, перспективы. М., 1991. С. 20. [23] Гришин Э.А., Согомонов Ю.В. Роль профессиональной этики в управлении нравственным воспитанием специалистов//Роль профессиональной этики в управлении нравственным воспитанием. Владимир, 1980. [24] Авраамов Д С. Указ. соч. С. 24. [25] Там же. С. 5–6. [26] Назовем так зарождавшееся поле деятельности для прототипов того, что сегодня мы называем общественными организациями. [27] Когда читаешь Библию, то складывается впечатление, что, несмотря на отсутствие летательных аппаратов, расстояния древним людям были нипочем. [28] Не нужно думать, будто характеристика продукта труда как блага и добра означает, что на этой стадии уже существовали такие термины. Благо, равно как и добро, мыслилось (ощущалось? виделось?) как нечто необходимое, ценное для каждого и для всех, но при этом могло называться по-разному. В качестве научного понятия слово «благо» стали употреблять лишь античные философы. [29] Другое дело, что происхождение знаний и мудрости в библейских повествованиях объясняется божественным промыслом, но это естественно для религиозного толкования мира, свойственного Библии. [30] Человек и общество в древнем мире. М., 1998. [31] К сожалению, задачи учебного пособия не позволяют отвлечься на рассмотрение тех изменений, которые по мере развития общества происходят в гражданской и бытовой морали, точнее, в соответствующих блоках моральной установки индивида. А они происходят, и было бы важно для полноты представления о развитии морали как регулятивного механизма общественной жизни последовательно восстановить их. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
|
|
|