Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

коммуникатор

–         осуществляет творческий процесс создания сценария телевизионного сообщения с выбором ролей и драматургических ходов, актуализирует образ «себя», образ зрителя как партнера по общению, строит образ «идеальной передачи», выбирает харизму героя или ведущего для своей передачи

–         уплотняет информацию и обрабатывает под специально заложенную концепцию с модификацией смыслов

–         создает систему коммуникативных сигналов, позволяющих зрителю почувствовать себя участником коммуникативного акта

реципиент

–         воспринимает, декодирует, интерпретирует коммуникативные сигналы

–         актуализирует образ «себя», образ «коммуникативного» как партнера по общению, строит образ «идеальной передачи» и реальной

Эмоциональный

коммуникатор

–         специально отбирается телевизионный ведущий, способный создавать атмосферу доверительного интимного общения, соответствующий по внешним данным ожиданиям большинства целевой аудитории

–         создается специальное музыкальное сопровождение телевизионного сообщения для создания базовой эмоциональной модальности в коммуникативном акте

–         дизайн студии специально выстраивается для стимуляции определенных эмоциональных состояний, соответствующих концепции телевизионного сообщения

реципиент

–         находится в определенном эмоциональном состоянии при просмотре передач, а также обладает системой установок по отношению к миру, к себе, к теме передачи, к ведущему и т.д.

Таким образом, межличностное общение осуществляется в некой целостной экологической среде, в единой эмоциональной атмосфере общения, со сменой динамики активности участников взаимодействия на основе взаимного отражения. При таком типе взаимодействия результатом, как правило, является порождение новой информации на всех уровнях (освоение новых аспектов экологического пространства, изменение системы смыслов, переживание новых аффективных состояний, причем как положительных так и отрицательных, усвоение новых знаний), и «...из спора рождается размышление» (Выготский[43]). Или, согласно М.М. Бахтину[44], происходит контакт двух сознаний или внутренних диалогов, вбирающих в себя вместе с чужой речью состояния и напряжения внешних контактов человека с другими людьми, развитие мысли и контраргументы к ней и, тем самым, осознание своеобразия, непохожести «Я другого», и нахождение точек соприкосновения и рождения собственного монолога как ответа на контакт.

Нам представляется важным рассмотреть основные характеристики коммуникативного акта, которые изменяются в связи с его опосредствованием (см. рис. 2 а, б).

1.        Прежде всего, меняется численность партнеров, одновременно вступающих в общение. Коммуникатором как партнером по общению в случае опосредствования выступает коммуникативная корпорация, представляющая собой высокоорганизованную техническую систему с организованным коллективом людей профессии «человек – машина», «человек – человек» (Климов[45]), подконтрольная государству. В нее включаются, с одной стороны, законодательство по СМИ, осуществляющее государственный контроль над коммуникацией, интересы инвесторов, рекламодателей и владельцев СМИ и социальный заказчик определенного информационного продукта, а с другой стороны, система управления коммуникативной организации, собственно творческий коллектив и технические службы, создающие информационный поток, а также внешние и внутренние источники информации. Реципиентом или «пассивным» партнером по общению в случае опосредствования выступает совокупность индивидов, в целостной картине мира которых представлены все уровни самоидентификации: индивид как носитель образа «Я», индивид как носитель групповых ценностей и норм, индивид как носитель менталитета (коллективного сознания) (см. рис. 2б). И если за телесообщением стоит совокупный продукт совместной деятельности людей разных профессий: управление, технические службы, и процедура использования техники творческими работниками жестко иерархизирована и сходна по структуре с техническими системами, привлечением высоких технологий, но при этом принцип организации труда творческих работников телевидения сходен с атмосферой «тусовки», то зритель, реципиент, вступает в телеобщение как индивид или несвязанная между собой совокупность индивидов.

2.        Значительно усиливается роль образной регуляции коммуникативного взаимодействия в случае опосредствования. Так коммуникатор вынужден создавать коммуникативное сообщение на основе образного представления о целевой аудитории как партнере по общению. При этом коммуникативный акт осуществляется как бы в квазиреальности общения, где взаимодействуют образ «Я», образ зрителя и образ «идеального» коммуникативного сообщения. В свою очередь реципиент, погружаясь в атмосферу телевизионного взаимодействия, исходя из образа себя и желаемого образа коммуникативного сообщения, выстраивает образ коммуникатора как партнера по общению и основывается при этом на реальном телевизионном сообщении. Важной особенностью такого коммуникативного взаимодействия является принципиальная разнесенность партнеров по общению в пространственно-временных координатах и их взаимодействие в плоскости символической реальности.

3.        Коммуникативное сообщение является результатом работы организованной группы людей разных профессий, действующих в интересах определенных социальных групп или государственной системы. В связи с этим возрастает число факторов, влияющих на характер содержания сообщения, специфику формы, на выбор вербальных и образных кодов, которые используются для построения сообщения и расстановки смысловых акцентов. В нашей структурной модели коммуникативного акта в условиях опосредствования мы выделяем семь факторов, которые могут влиять на коммуникативное сообщение:

w         Личностный (индивидуальный) фактор. Воздействие личностных ценностей, установок, этических норм, индивидуальных характеристик творческих работников коммуникативной организации на динамические характеристики коммуникативного сообщения (КС).

w         Фактор социальных ролей. Здесь осуществляется воздействие на коммуникативное сообщение социальных ролей, профессиональных отношений и личностных диспозиций всего коллектива коммуникативной организации на особенности языка и смысловые схемы КС.

w         Фактор управления коммуникативной корпорацией. Цели корпорации, стиль управления, уровень профессионализма влияют на программную политику информационного канала.

w         Фактор статуса коммуникативной организации. Степень разработанности иерархических уровней управления творческими и технологическими процессами по созданию коммуникативного сообщения и, как результат, определенный статус коммуникативной организации среди других коммуникативных корпораций влияет на политику информационного канала в целом.

w         Финансовый фактор. Влияние на информационную политику коммуникативной корпорации интересов рекламодателей, инвесторов и владельцев, которые могут опосредствовано воздействовать как на технический уровень организации информационного потока, так и на имидж корпорации в целом.

w         Фактор государственного или общественного регулирования деятельности коммуникативных корпораций. Осуществляется через законодательство по СМИ и влияет на смысловой уровень и на «свободу слова».

w         Идеологический фактор (контекст КС). Влияние господствующей идеологии в обществе на содержание коммуникативного сообщения.

4.        Резкое усиление одного из коллективных партнеров за счет использования информационных технологий позволяет интенсифицировать процесс взаимодействия на разных уровнях. По мнению Ю.М. Забродина и А.Н. Харитонова[46] медиаторы, которые опосредствуют процесс общения, способны увеличивать «мощность» общения, ускорять информационный обмен и увеличивать дальность распространения коммуникативного сообщения. Партнеры по общению приобретают фиксированные роли в акте общения: один – «активный» коммуникатор, другой – «пассивный» реципиент. При этом пассивность внешнего поведения является обратной стороной повышенной внутренней работы когнитивных и аффективных структур мозга по освоению информационного потока, который реципиент может мгновенно остановить, выключив приемник информационного сигнала.

5.        Содержание деятельности творческих работников телевидения при подготовке КС может быть представлено как процесс экстериоризации интеллектуальной деятельности по оперированию чувственно-деятельными паттернами поведения людей в разных ситуациях, зафиксированных на аудио-, видеоносителях; формирование на основе зафиксированного материала некоторых смысловых схем и образных представлений (сценария), выражающих личную позицию автора сценария, позицию корпорации и инвестора; и, наконец, режиссерский монтаж целостного «текста» как «символической конструкции» (Субботский[47]) о неком событии. Нетрудно соотнести эти этапы подготовки КС со структурными составляющими индивидуального сознания или картины мира индивида. Таким образом, можно предположить, что процесс построения КС моделирует процесс создания элементов содержания субъективной реальности. Исходя из типов представленности событий в сознании, предложенной Е.В. Субботским (в сфере обыденной реальности: восприятие нормальных событий, образное планирование событий, логическое моделирование; в сфере необыденной реальности: восприятие необычных событий (мультфильм), изобразительное искусство, образное фантазирование, вербальное фантазирование) (там же, с. 129), можно предположить, что при формировании КС творческие работники ТВ опираются как на элементы обыденной, так и на элементы необыденной реальности.

6.        На современном уровне развития информационных технологий телевизионная коммуникация выливается в формы, которые можно идентифицировать как глобальную «театрализацию» образа жизни человека, новости превращаются в шоу (англ. представление, игра, показ), а талантливые драматурги (в частности, Д. Славкин) пишут сценарии телевизионных передач типа «Старая квартира», которая по жанру является документальным спектаклем с реально действующими людьми. При этом резко возрастает желание у способных людей стать телевизионными ведущими или комментаторами, или тележурналистами, они фактически занимают место «пророка» или «оракула» во взаимоотношении индивидуального и коллективного сознания (Мелетинский[48], Московичи[49], Рафаил Архимандрит[50], Юнг[51]).

7.        Реальным партнером для зрителя в опосредствованном общении является «человек на экране». По образному выражению И.А. Кириллова (одного из авторитетнейших телевизионных деятелей) ведущий телепередачи – это вершина огромной пирамиды, в основании которой лежит огромный труд информационных работников, творческого коллектива и сопутствующих технических служб. В свою очередь, для зрителей – «популярный» телеведущий, это человек, включенный в круг «значимых других».

Телевизионное общение по психологическому содержанию может быть квалифицировано как «квазиобщение», осуществляемое в символической реальности, где партнеры разделены по пространственно-временным координатам, по содержанию, структуре коммуникативной деятельности и по степени институциональности. Это выражается в асимметрии субъектов общения на экологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях и в особенностях репрезентации образов партнеров в их сознании. Структуру процессов общения в телекоммуникации, можно представить как трехуровневую систему взаимодействия индивидуального и коллективного сознания (рис. 3), напоминающую вложенных друг в друга «матрешек». Согласно современным представлениям о структуре сознания можно выделить три иерархических уровня.

На первом уровне (который может быть назван надсознательным или уровнем менталитета) взаимодействуют: а) социальный заказчик коммуникативного взаимодействия и коммуникативная корпорация; б) общность зрителей как коллективный партнер по коммуникации.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

сайт копирайтеров Евгений