Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

Все более важным условием успеха политики государства в современных условиях стало повышенное внимание к коммуникации. Причиной этого является поступательный рост авторитета и влияния средств массовой информации среди политических элит, деловых кругов и самой широкой общественности большинства государств.

В условиях нормализации международных отношений после «холодной войны» правительства и международные организации уделяют все больше внимания кооперативным и интеграционным процессам, призванным содействовать укреплению мира и урегулированию конфликтов мирными средствами, обеспечению всеобъемлющей безопасности, ослаблению остроты глобальных и других социально-экономических проблем, перед лицом которых оказалось современное человечество, построению основ демократического общества во многих государствах.

Решение большинства актуальных проблем, с которыми мировое сообщество связывает идеалы социально-экономического и научно-технического прогресса, возможно только в условиях разработки государствами национальной информационной политики, отвечающей новым условиям на мировой арене и служащей не только «национальным интересам», но и важнейшим приоритетам всего мирового сообщества. Координация информационной деятельности в масштабах планеты, разработка справедливых норм и процедур, сбора и распространения информации, внимательное отношение к культурным традициям, национальным и религиозным ценностям при разработке информационной политики будут содействовать решению актуальнейших политических проблем международных систем и глобального развития.

При сохранении ряда негативных тенденций прошлого на взаимодействие участников международных отношений оказывают ощутимое влияние не имеющие прецедентов в прошлом качественно новые явления и процессы, во многом обусловленные возросшей «прозрачностью» мирового политического процесса – увеличением объема информации, распространяемой в масштабах мирового сообщества, а также совершенствованием технических потенциалов и арсенала творческих средств, имеющихся в распоряжении СМК.

Переосмысление приоритетов участников международных отношений и переоценка средств и методов их реализации в сторону отхода от преимущественно «силовых» акций, активизация деятельности в сфере миростроительства и урегулирования конфликтов мирными средствами, рост внимания к обеспечению всеобъемлющей безопасности и разработка стратегий перехода государств к устойчивому социально-экономическому развитию, стремление обеспечить беспрепятственные обмены информацией и культурными ценностями, в максимальной степени реализовать права человека и содействовать сохранению и совершенствованию исторического наследия наций и народов – все это новые черты международных отношений, свойственные историческому этапу становления «информационного общества».

Информационная политика государств и деятельность СМК как фактора трансформации международных отношений развиваются в условиях смены парадигм в науке и политике. В науке утверждается парадигма «постнеоклассической науки», отдающая более высокий приоритет гуманитарным наукам, «человекоразмерным» программам, имеющим целью обеспечить выживание человечества, мирное урегулирование конфликтов, конструктивный диалог политических партий и движений, культур и религий, построение устойчивой цивилизации. И тем самым информация, во-первых, становится помимо средства сближения государства и народов еще и важным инструментом построения жизнеспособной цивилизации.

Во-вторых, мировое сообщество становится более социально однородным и ориентируется на поиски путей и средств сотрудничества, углубление кооперации и интеграции в интересах решения приоритетных политических, социально-экономических, научно-технических задач, заботящих большинство государств. Поэтому особую актуальность приобретает использование информации в интересах укрепления взаимопонимания и углубления доверия между государствами, поиски организационных форм и нормативной базы, которые обеспечили бы позитивные вклады СМК в укрепление национальной и международной безопасности, в развитие взаимовыгодного сотрудничества различных стран в сфере экономики, науки и культуры. Роль СМК как средства позитивной трансформации международных отношений заметно возрастает.

В-третьих, научные разработки всей системы взаимосвязей средств массовой коммуникации и общества в целом: механизмы взаимодействия СМК и внешнеполитических ведомств, регулирование международных потоков информации, собственность на СМК и экономический контроль над ними, их возможность содействовать обеспечению свободы личности и прав человека должны лечь в основу политической оценки руководства нашей страны.

Наконец, в современном взаимозависимом мире возрастает роль публичной дипломатии, пересматриваются подходы государств к обеспечению безопасности, развитию культуры, совершенствованию межнациональных отношений, расширению правовых основ деятельности СМК, дальнейшей разработке норм гуманитарного права, в том числе правил и процедур ответственности за распространение противоправной информации.

В качественно новых условиях обоснованно пересматриваются внешнеполитические подходы государств, механизмы и методы их реализации. Снижение возможностей военной силы как главного инструмента внешней политики ведущих держав, отказ от идеологического противоборства, создали мощные стимулы для изменения форм и методов деятельности СМК, их переориентации с обслуживания преимущественно узко трактуемых «национальных интересов» государства на содействие решению приоритетных проблем глобального и регионального масштаба.

Коммуникация – характеристика любых отношений. Тот же Бертон пишет, что коммуникация имеет место даже в отсутствии сообщений и взаимодействия, например, когда группа определенной национальности знает о существовании и испытывает симпатию к группе той же национальности, проживающей в другом регионе и не имеющей с ней непосредственного контакта. «Иногда отношениям свойственна только потенциальная возможность коммуникации, подобно неиспользуемой телефонной системе. Общности, имеющие одинаковые ценности и традиции, обязательно знают друг о друге. Как телефонной системе для ее существования не обязательно постоянно находиться в эксплуатации, так не обязательно взаимодействие при коммуникации. Когда в каких-либо отношениях имеются структурные и функциональные возможности взаимодействия, эти отношения автоматически оказываются наделенными систематическими атрибутами коммуникации»[35].

Между странами всегда есть коммуникация, даже если она присуща системе государств одного образца, где в наличии взаимозависимость и взаимовлияние, симпатии или антагонизм между подсистемами, или, по крайней мере, потенциальная возможность такой коммуникации. Сообщения могут быть в равной степени источниками ложной информации и истинного знания. «Они далеко не всегда служат гармонизации отношений в поведенческих системах: к коммуникации прибегают и при конфликте, и при мирных отношениях. Это интегральная часть отношений, и ей нельзя придать характер какой-либо социальной ценности. Будет ли коммуникация использоваться в отношениях сотрудничества или конфликта, зависит от ее содержания и понимания ее содержания»[36], – пишет Дж. Бертон.

Технология контролирования коммуникации основывается на положении о том, что конфликт – результат неэффективной коммуникации, а его разрешение должно включать процесс налаживания эффективной коммуникации, которая зависит от нескольких характеристик. Коммуникация может быть намеренной или ненамеренной, иметь целью дезинформацию или введение в заблуждение, информация может быть точно или неточно принята, точно принятая информация может быть адекватно или неадекватно интерпретирована. Каждая из этих причин зависит от формы коммуникации, например она может быть вербальной или визуальной, прямой или косвенной, и от сопутствующих ей обстоятельств, к примеру, она может протекать в условиях страха или безопасности, осведомленности или предрассудков. Многосложность и важность этих проблем коммуникации, до сих пор фактически игнорировавшиеся теорией межгосударственных отношений, подтверждают гипотезу о тесной взаимосвязи, конфликта и неэффективной коммуникации, доказывают действенность межличностных технологий налаживания коммуникации и, в случае необходимости, проверки эффектности коммуникации.

В международных отношениях есть множество форм коммуникации, однако наиболее известны из них самые неэффективные, к примеру, речь Президента Египта Насера и ответная реакция на это со стороны израильского руководства в период ближневосточного кризиса от 1967 г., когда сила и угроза использовались как средство общения. Время показало, что средства были неэффективны. Чтобы послания были получены и восприняты адресатом необходимо установить канал вербальной или визуальной коммуникации. Но, как правило, противоборствующие стороны не имеют таких каналов коммуникации, а если и имеют, то пользуются ими в качестве информационного противоборства. Прямая или непрямая вербальная коммуникация в ситуациях не используется противниками из опасения взаимного недопонимания реакции общественности своих стран.

Именно поэтому каналы прямой и непрямой вербальной коммуникации устанавливает дипломатия, но она практически не отличается от военной и лишь дает возможность существованию множества интерпретаций. По дипломатическим каналам передается информация, угрозы и условия сотрудничества, а также дезинформация. Разведывательные службы также обеспечивают руководство своей страны в свете господствующей идеологии и стереотипов и, в конечном итоге, сами становятся источниками дезинформации. В качестве каналов коммуникации выступают все средства печатной и электронной информации, при этом сама информация искажает реальную политику и еще более, разумеется, искажается при ее интерпретации получателем. В официальных отношениях коммуникация редко бывает эффективной. Дипломатическая коммуникация функционирует согласно общепринятой традиции и не может рассматривать возможности, альтернативные официальной политике. Мало того, то, насколько эффективной и открытой может быть дипломатическая коммуникация, не играет особой роли, так как она ограничена изначально. Дипломатическое восприятие государственных отношений строго регламентировано: политики стараются вложить поступающую информацию в рамки принятых образов и символов. Коммуникация эффективна лишь тогда, когда есть контроль над процессами восприятия и обсуждения ответов.

СМК в наши дни необходимо рассматривать не в контексте профессиональной деятельности журналистов и их социальной функции – обеспечения информацией всех групп общества, – а как политический институт, как фактор эффективного влияния. Не случайно большинство государств озабочены проблемой реализации национальной информационной политики, считая ее важным средством достижения приоритетных задач внутри страны и на международной арене.

СМК способны эффективно содействовать укреплению престижа государства на международной арене. Политические силы, находящиеся у власти, стремятся взаимодействовать со средствами массовой коммуникации, а оппозиция получить доступ к ним для успешной борьбы за приход к власти и реализацию своих программных установок.

Современные политики осознают место и роль СМК в системе международных отношений как политического фактора глобального развития. Влияние СМК на международные отношения рассматривается в различных аспектах: в теоретическом – в связи с пересмотром традиционных и формулированием новых теоретических концепций международных отношений; в институционно-управленческом – в системе взаимодействия институтов государственной власти и СМК в процессе разработки и реализации внешней политики; в предметно-проблемном – в контексте изменения содержания национальной и международной безопасности в связи с ростом значения новых аспектов международных отношений, которые освещаются СМК с учетом внешнеполитических интересов государства; в международно-правовом – с учетом состояния и перспектив развития национального и международного законодательства, регулирующего деятельность средств массовой коммуникации.

Социально-политическая наука должна исследовать СМК не только как самостоятельную область профессиональной деятельности, имеющую свою теоретическую основу, потенциал технических средств сбора и распространения информации, широкий арсенал творческих средств и приемов, которыми пользуются журналисты, а как новое явление модернизирующегося мира, как политический институт, тесно связанный со всеми социальными группами в государстве и по этой причине оказывающий влияние на формирование и реализацию его внутренней и внешней политики, по-новому оценивать диапазон форм и методов влияния СМК на современные международные отношения с учетом реальностей многополярного мира.

Несмотря на попытки США создать «одномерную» структуру международных отношений, принимается во внимание меняющаяся сущность национальной и международной безопасности, которая становится всеобъемлющей и уже не может быть обеспечена только военными средствами; констатируется ускорение темпов и резкий рост потенциала технических средств сбора и обработки информации, что может квалифицироваться как «глобальная информационная революция».

Модернизационные императивы России, основ демократического общества при переходе к рыночной экономике требуют более глубокой интеграции страны в региональные и глобальные политические и социально-экономические структуры и институты. В этих условиях особо важно должное взаимодействие политического руководства со СМК в интересах оптимальной разработки и реализации внешней политики Российской Федерации и обеспечения правильного понимания и поддержки ее широкими социальными группами российского общества.

Анализ роли и места СМК в системе международных отношений позволяет сделать следующие выводы:

1.        Среди важнейших факторов, определяющих состояние и перспективы развития мирового сообщества, многие исследователи, политические и общественные деятели различных государств выделяют тенденцию к углублению и расширению информатизации общества как в отдельных государствах, так и в масштабах планеты. Информационное общество или информационная цивилизация как качественно новая ступень развития производительных сил, научного знания, мировоззрения и культуры человечества характеризуется совершенствованием технической базы, арсенала творческих приемов и методов сбора и распространения информации, а также как следствие роста масштабов влияния средств массовой информации на общественное сознание и политические процессы на национальном и международном уровне.

2.        Расширение масштабов влияния средств массовой коммуникации на мировоззрение личности и общественное сознание обусловило поступательный рост их значения как инструмента внутренней и внешней политики. Контроль за СМК приобретает решающее значение во взаимодействии различных социальных групп и элит, стремящихся получить доступ к высшим эшелонам власти и тем самим обеспечить себе возможность определять приоритеты государственной политики и выбирать выгодные средства и методы ее реализации на практике.

3.        Кардинальные перемены в системе международных отношений после распада биполярного мира в результате демократических преобразований в различных регионах планеты и действия других тенденций, свойственных переходу к многополярному миру, создали объективные предпосылки для более активного и эффективного взаимодействия со средствами массовой коммуникации во внешней политике государств и международных отношениях. Конец XX века отмечен ростом значения СМК как фактора эволюции международных отношений на всех важнейших направлениях (политическое, военное, экономическое, гуманитарное, экологическое, культурное и т.д.) и на всех уровнях отношений субъектов мировой политики (глобальный, региональный, многосторонний, двусторонний).

4.        В современных теориях международных отношений развивается самостоятельное направление, изучающее роль и место средств массовой коммуникации в политической структуре современного мира, в политических режимах и институтах государств, в деятельности политических партий и общественных организаций, в мировоззрении личности и общественном сознании.

5.        Независимо от политических традиций и социально-экономического устройства, форм общественной организации и реализации власти в большинстве государств СМК становятся все более значимым социальным институтом, оказывающим влияние на разработку и реализацию внутренней и внешней политики. Монополизация, другие формы контроля за деятельностью СМК открывают широкие возможности для различных социальных структур и групп влияния оказывать воздействие на приоритетные направления деятельности государства, формировать благоприятное отношение общественного мнения к собственной деятельности.

6.        Возможность определенных политических и экономических групп в государстве направлять деятельность СМК обусловила развитие в новых социально-политических условиях на мировой арене таких явлений, как монополизация СМК, «информационный империализм», «информационная война», которые отражают целевые установки социальных и политических группировок в государствах, отвечающих политическим, социально-экономическим, культурно-мировоззренческим и другим условиям международных отношений конца XX – начала XXI века.

7.        Важным критерием оценки деятельности СМК в современном обществе, имеющим как теоретическое, так и практическое значение, является социальная эффективность СМК. Она проявляется как внутри государства, так и в сфере международных отношений. Однако в последнем случае речь идет о качественно новой, претендующей на универсальность в масштабах всей системы международных отношений, функции СМК, распространяющейся на все важнейшие области формирования миропорядка XXI века.

8.        Среди актуальных задач, которые возлагаются на средства массовой коммуникации в сфере международных отношений после «холодной войны», особого внимания в научном и практическом плане заслуживают меняющиеся по форме и методам реализации внешнеполитическая пропаганда, публичная дипломатия, соотношение между пропагандой и информированием общественности в государстве и мировой общественности по проблемам внешней политики и международных отношений.

9.        Смена парадигм в системе научного знания обусловила пересмотр важнейших принципов и базовых концепций в сфере внешней политики и международных отношений и, в первую очередь, концепций национальной и международной безопасности. На смену «реалистической» концепции безопасности, отдающей предпочтение военным средствам обеспечения внешнеполитических интересов государства, приходит концепция всеобъемлющей безопасности. Она квалифицирует безопасность государства и всей системы международных отношений как динамичный баланс нескольких компонентов безопасности – политического, военного, экономического, гуманитарного, экологического и т.д. Современные СМК обладают значительным потенциалом, посредством которого они могут не только вносить вклад в укрепление всех перечисленных выше компонентов всеобъемлющей безопасности в пределах отдельных государств и в целом на международной арене, но и совершенствовать мировоззрение личности и общественное сознание на базе новых приоритетов и ценностей, лежащих в основе концепции целостной, ненасильственной цивилизации, вставшей на путь устойчивого социально-экономического развития.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

сайт копирайтеров Евгений