Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

В течение ближайшего десятилетия более половины пользователей Интернета сместится в развивающиеся страны и главным используемым языком вместо английского станет китайский. Бедный мир получит практически неограниченный доступ к библиотекам, книгам – к знаниям Запада. Одно лишь это даст им шанс конкурировать там, где вчера они были абсолютно неконкурентоспособны.

Практические выводы:

1.        В условиях возрастающей роли СМИ в международных отношениях крайне важно сохранить диалог между государством и СМИ и строить его исключительно на правовой основе.

2.        В период перехода от тоталитарного государства к цивилизованному гражданскому обществу нерегулируемая свобода слова нежелательна. Мало того, она может даже быть противопоказана, ибо вместо консолидации общества к реформированию может привести к противостоянию.

3.        Разумеется, государственная цензура не обеспечит свободу граждан на право получения информации из СМИ, но и монопольное владение СМИ новоявленными олигархами не гарантирует обществу объективного информирования.

4.        Институт СМИ западных стран не может быть критерием для многонационального, многоконфессионального, полиэтнического российского государства. Для России главное, чтобы СМИ обеспечивали интересы всех слоев общества и их деятельность не противоречила международному пониманию свободы пе­чати.

5.        В условиях, когда США и их союзники формируют единое общемировое информационное поле для прямого общения с мировым общественным мнением, российское государство обязано следовать приоритетным направлениям своей политики в области информации:

а).     сохранение единого информационного поля в рамках бывшего постсоветского пространства;

б).     формирование при МИДе России института общественной дипломатии, в задачи которого входили бы сбор и надзор за информацией по вопросам культуры и образования, поднятие эффективности работы Департамента печати и информации и Департамента информационного обеспечения.

6.        Изыскать возможности для создания эффективного глобального информационного канала с целью реформирования и структурной перестройки международной информации.

в начало

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В.Г. Сеидов

Стремление понимать других и быть понятым окружающими – одна из древнейших мотиваций поведения человека. Многовековую историю человеческого общества характеризует поступательный процесс совершенствования форм и методов сбора, обработки и передачи информации о вселенной, а также средств и возможностей воспринимать и понимать мысли других. Эволюционируя, человечество научилось адекватно усваивать информацию о мире природы и техники, об общественных отношениях. Как отдельная личность, так и общество в целом жизненно заинтересованы не столько в увеличении объема получаемой информации, сколько в повышении эффективности ее передачи и обработки, в расширении возможностей повседневного использования информации.

Коммуникация стала мощным фактором развития человеческого общества, активно влияющим на все стороны жизни людей, в том числе и на естественную эволюцию биосферы и космоса. Формы отображения информации, технические потенциалы ее сбора и распространения постоянно совершенствуются. К началу XXI столетия в мире уже действует глобальная информационная инфраструктура – система национальных и международных социализированных институтов, обеспечивающих доступ к информации для правительств, широких кругов общественности[13].

С усложнением структуры общества на смену вождям племен, шаманам, бардам как хранителям общественной памяти пришли наука, управление, образование, выполняющие функцию развития коммуникации и повышения ее эффективности. Разумеется, надежность и эффективность информационной инфраструктуры не может оградить общество от искажения содержания передаваемой информации. Новости нередко оказываются тенденциозными и часто выступают в качестве апологетов тех или иных общественных идеалов, защищая интересы власть имущих и даже подчас романтизируя криминальные структуры. Однако при такой социальной обусловленности, извечной противоречивости и ограниченности, коммуникация все же нередко несет истину, делает великие идеи доступными обществу, спасительно регулирует взаимоотношения между властями и большинством населения, служит стабилизации и эволюции миропорядка.

Издавна коммуникация приобрела и чрезвычайно важный – внешний по отношению к государству – аспект. Уже «в эпоху расцвета рабовладельческих государств многие публичные акты правителей были предназначены для нужд внешней политики, особенно когда противоречия в отношениях между ними выливались в войны»[14]. Эти публичные акты имели смысл только при условии соответствующего информационного обеспечения. По мере прогресса цивилизации, развития производства и транспорта, контакты между народами и странами расширились и углубились, и в этих контактах свое место заняли как идеологические и пропагандистские, так и чисто информационные связи. Прогресс цивилизации как таковой можно оценивать и по такому критерию, как поступательное совершенствование технических потенциалов в сфере коммуникаций, появление эффективных средств и организационных структур, которые сделали информационно-пропагандистские обмены в полном смысле массовыми.

Началом истории современной эпохи коммуникации принято считать изобретение книгопечатания, хотя, как известно, техника многократного воспроизведения изображений, предварительно выгравированных на каком-либо материале, впервые появилась более 2500 лет назад. Те древние клише не могли нести требуемого объема информации, да и слишком скуден был материал, позволявший множить оттиски. И только изобретение бумаги и буквенного набора открыло путь к тиражированию. Книга постепенно становилась общим интеллектуальным достоянием многих цивилизаций. Вслед за книгами стали появляться издания, отвечающие конкретным, текущим запросам общественной мысли, – тематические брошюры, газеты. Со временем периодические издания обрели разные функциональные направления: деловая печать, политическая, сенсационная и т.д. Появление книг, газет и журналов способствовало, в свою очередь, распространению грамотности на довольно широкие слои населения и тем самым стимулировало рост в сфере периодики.

На становление массовой коммуникации большое влияние оказывали тенденции развития социальных процессов и структур. Тем самым формировалось общественное мнение в сегодняшнем значении этого слова. Параллельно с массовой печатью появились и ныне продолжают развиваться средства коммуникации, основанные на использовании электричества – телеграф, телефон, радио, кинематограф, телевидение[15], факсовая и модемная связь, Интернет. Эти виды техники буквально ворвались в жизнь современного человечества, вызвали революционные перемены в сфере массовой коммуникации. При этом следует подчеркнуть, что качественные сдвиги в сфере информации нередко совпадали во времени с кардинальными политическими и социально-экономическими переменами в отдельных странах и в мире в целом.

Продолжающаяся революция в средствах массовой коммуникации по ряду показателей усложняет взаимодействия участников международных отношений. Феномен информации уже квалифицируется многими исследователями как действенный фактор мирового развития, шаг за шагом приближающий появление новой цивилизации – «информационного общества»[16].

На одну из тенденций становления такого общества обращают внимание американские исследователи: «Продвижение к свободной глобальной торговле обеспечивается союзом между телекоммуникациями и экономикой... Средства дальней связи – и компьютеры – будут и в дальнейшем стимулом перемен, так же как в промышленный период это делали средства (промышленного) производства. Мы приближаемся к возможности передавать любую информацию кому угодно, где угодно и в любой форме – звуковую, в виде символов, текстом или в виде изображения – со скоростью света»[17].

Известный американский футуролог Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна» последствия НТР прямо связывает с нарождающимся новым обществом, которое будет качественно отличаться от «индустриального общества»: Информация стала, «...вероятно, самым быстро развивающимся и самым важным бизнесом в мире... Информационная бомба разорвалась среди нас, обрушив на каждого шрапнель образов и резко изменив наше восприятие и личное поведение»[18].

Бывший президент США Р. Рейган успехи в области телекоммуникации оценил как мирную «информационную» революцию. Именно ей, по словам президента, суждено «кардинально преобразить наш мир, развеять в прах укоренившиеся представления и в корне изменить нашу жизнь»[19]. Склонный к идеологически жестким выражениям, Р. Рейган связал возможности средств массовой коммуникации с перспективами борьбы с «мировым коммунизмом»: «Информация – это кислород современного века. Теплые ветры электромагнитных волн проникают через железный занавес, как через кружево. Попытки контролировать поток информации – без надежны. Это безрассудные усилия. Голиаф тоталитарного контроля будет быстро повергнут Давидом микрочипа»[20].

О роли глобальных средств связи в информационном обмене уже в середине 70-х гг. говорил руководитель ЮСИА Л. Маркс: «Еще задолго до того, как прямое телевизионное вещание через спутники Земли станет практически возможным, будут созданы глобальные электронно-компьютерные сети (ряд из них уже действует), которые поставят на повестку дня реальные вопросы о потоке информации и целостности культуры... Эти сети будут с высокой скоростью передавать огромные объемы информации за пределы национальных границ. Более того, они будут вне досягаемости традиционных форм цензуры и контроля. Единственный способ «контролировать»... – выдернуть вилку из розетки. Распространение в ближайшие годы в международном масштабе электронных систем передачи почтовой корреспонденции, информационных банков и других новшеств окажет гораздо большее влияние на национальные культуры, чем любые системы прямого телевизионного вещания. Наша стратегия должна принимать это во внимание»[21].

Совершенствование технических потенциалов и методов использования средств телекоммуникации внутри государств и на мировой арене определяется меняющимися политическими, экономическими, социальными, культурными, духовными и другими потребностями общества и, безусловно, напрямую зависят от хода научно-технической революции, оказывающей глубокое воздействие на все сферы общественной жизни.

Но определяющим фактором является все же осознание высшими политическими, военными, финансовыми и промышленными кругами США значимости информации как особого вида ресурса интеллектуальной деятельности, необходимого для обеспечения развития и управления обществом наряду с традиционно известными материальными, энергетическими, финансовыми и трудовыми ресурсами. Как замечает по этому поводу Б. Компейн, «информация всегда была ресурсом, но лишь совсем недавно мы увидели первые проблески восприятия информации в том же контексте, в каком экономисты в качестве ресурсов рассматривают материю и энергию»[22].

Разрыв между возможностями меньшинства, составляющего структуры власти или входящего в группы влияния и по этой причине контролирующего СМК, и широкими слоями общества, которые являются постоянным объектом воздействия, значителен и продолжает расти. Совершенствование технических потенциалов и методов работы средств информации позволяет все активнее влиять на все сферы деятельности общества, на массовое сознание, на внутренний мир личности. Есть все основания утверждать, что те группы, которые контролируют СМК, имеют реальную возможность навязывать широкой общественности те или иные идеи и таким образом формировать определенное мировоззрение в государстве и за его пределами.

Философское и идейно-политическое значение информации для общества и системы международных отношений дополняется еще и экономическим значением. Экономические возможности определенных групп в обществе и государстве могут обеспечить им значительную свободу в доступе к информации и контролю за ее распространением. Таким образом, перед мировым сообществом впервые в его истории остро встает вопрос о собственности на информацию, ибо в информационном обществе право на такую собственность – это право на власть.

Современный уровень технократического развития США характеризуется переходом к очередному этапу в становлении и развитии «информационного общества». Его основными чертами являются массовое внедрение новейших информационных технологий, прежде всего телекоммуникационных сетей и ПЭВМ, в сферы управления, экономики, военной и финансовой деятельности, научных исследований, услуг, быта и т.д.

Многие специалисты считают, что, наряду с такими показателями уровня жизни, как средняя продолжительность жизни, обеспеченность жильем и др., масштабы использования информационной техники и технологии стали одним из ключевых факторов, определяющих социокультурный уровень развития общества. Чем масштабнее, например, производство компьютеров и уровень их применения, скорость и надежность передачи цифровой информации, чем большее число людей занято в «информационной сфере», тем более высокую «цивилизационную ступень» (согласно западным критериям) занимает данное общество.

Технические потенциалы коммуникации постоянно совершенствуются. Поэтому особенно актуален вопрос о том, будут ли они мобилизованы на благо прогресса цивилизации или пойдут ему во вред. Перспективы построения на планете гуманистической, гармоничной и ненасильственной цивилизации зависят не столько от тенденций научно-технического прогресса, сколько от разработки рациональных концептуальных и философско-политических принципов справедливого мирового порядка, стратегий устойчивого развития, теоретических основ целостного мирового сообщества, компоненты которого активно взаимодействуют между собой, углубляют взаимные информационные связи.

Поскольку позитивная трансформация системы международных отношений требует решительного пересмотра утративших свою адекватность старых догм и стереотипов, информационная революция может коренным образом изменить представления государств друг о друге, усилить гуманитарное измерение международных отношений, которые до недавнего времени рассматривались исключительно одномерно, через призму непримиримого противоборства идеологий.

Предваряя анализ состояния дел по рассматриваемой проблеме, хотелось бы заострить внимание на следующем обстоятельстве: наряду с другими арсеналами оказания Соединенными Штатами влияния на развитие политического облика современной цивилизации, особенно на переломном этапе ее развития, действенность использования «информационного оружия» в повседневной «рутине» проведения политического курса становится настолько значительным, что объективно вынуждает ученых ставить рассмотрение информационной составляющей системы международных отношений на первый план, в частности, по сравнению с экономической и военной компонентами политики.

Среди 200 государств, представленных в ООН, более 100 находятся в той или иной форме внешней зависимости. Такая ситуация существенно затрудняет социально-экономическое развитие по крайней мере двух третей стран планеты.

Различного рода концепции и многочисленные публикации по новой «информационной эре», «третьей волне» и т.п. стали предметом обсуждения не только в профессиональной среде, но и среди политиков, представителей широких научных кругов. Однако, как следует заметить, футурологический подход в подобных изысканиях как-то незаметно увел внимание части исследователей от того, что многие элементы «информационного общества» стали неотъемлемой частью современных государств, прежде всего в Соединенных Штатах[23]. Более того, эти реалии оказывают огромное воздействие на внешнюю и оборонную политику США, являются существенным компонентом стратегии национальной безопасности, влияют на образ мыслей и устремления правящей элиты США.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

сайт копирайтеров Евгений