Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

г).       этническое происхождение людей.

Но ни один из этих факторов не может считаться самодостаточным для рассмотрения социальной общности как нации. К примеру, для многих наций характерно наличие нескольких языков (Швейцария), религий (Китай), культур (Индия) и т.п. Наиболее устойчивое ощущение общности национального самосознания – единство исторической судьбы[1]. Английский ученый Э. Смит отмечает, что формирование национальной идентичности – основа процесса легитимизации социального и политического порядка. Назначение национальной идеологии состоит в формировании связей солидарности между индивидами и социальными классами, мобилизации с этой целью общих ценностей и культурных традиций. Национальные доктрины производят мифы, символы, апеллирующие к рациональности идеологии, призванные служить оправданию и укреплению государства. Они предлагают каждому индивиду как личную, так и социальную идентичность, позволяющую ему отличать себя от остального мира и от других культур. Их распространению в той или иной мере способствуют все правительства, заинтересованные в закреплении национальных особенностей, легитимизирующих государственный суверенитет[2].

Определяющую роль в формировании национальной идеологии играют политические и интеллектуальные элиты всех регионов, где формирование наций происходит под внешним влиянием: профессиональные элиты во главе движений за освобождение от колониального господства фактически воспроизводят в государственности как форме политической организации общества политическую модель метрополий. Процесс формирования наций идет как бы «наоборот»: не нация предшествует государственности, а государство нации[3].

Согласно традиционным представлениям, государства выражают себя на международной арене через свою внешнюю политику, которая может принимать две основные формы: дипломатии и стратегии. Их назначение – удовлетворение национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны, защита ее безопасности и суверенитета. В наши дни такое понимание внешней политики и международных отношений обнаруживает свою явную узость, ибо внешняя политика уже не может не принимать в расчет проблемы экологии и научно-технического прогресса, экономики и средств массовой информации, коммуникаций и культурных ценностей. А главное, оно не способно отразить как тот факт, что традиционные проблемы международных отношений претерпевают существенные видоизменения под влиянием новейших факторов, так и действенную роль и подлинное место негосударственных международных акторов.

Есть тенденция заимствования рациональных культур другим путем – заимствования последними их ценностей и норм. Результатом такого, по сути, одностороннего движения культурных потоков стала саморегуляция. Несостоятельность отождествления научно-технического или материального прогресса с общественным прогрессом в целом: даже в экономически развитых государствах научно-технический и материальный рост не стал причиной роста нравственности, духовной культуры или терпимости в национальных и социальных отношениях, что сверхактуально для всей планеты. Разрыв между развитым меньшинством и слаборазвитыми государствами не уменьшается, а усиливается. Несмотря на универсализацию ценностей и проблем, отличающих современное человечество от его предшествующих поколений, не уменьшается многообразие самобытных (национальных, региональных, конфессиональных) цивилизаций и культур, что актуализирует вопрос об особенностях их взаимодействия и характера влияния на международные отношения. Существует три варианта ответа на данный вопрос.

1.        Цивилизация и культура как некие контролирующие и регулирующие инстанции, которые санкционируют (или нет) те или иные изменения в социальном порядке, связанные с взаимодействием данной общности с другими общностями. К примеру, если попытки модернизации России путем заимствования западных моделей терпят провал, то объяснение этому надо искать в самобытности российской культуры, которая отторгает чуждые ее традициям способы и формулы формирования.

2.        Эволюционная (вернее, «девелопменталистская») гипотеза, согласно которой (Э. Дюркгейм и М. Вебер) различия между цивилизациями, культурами носят временный и второстепенный характер. Несомненным считается факт непрерывного движения общества к универсальным культурным ценностям, становящимися более секуляризованными, рациональными и совершенными.

3.        Диффузионистский подход, основывающийся на теории культурных потоков (П. Сорокин, Т. Парсонс) и объединяющий идею самобытности и конвергенции культур. Р. Арон пишет, что планетарное распространение форм и методов дипломатии, универсалий индустриального общества, триумф американской концепции международного правового порядка имеют следствием размывание гетерогенности различных цивилизаций и их конвергенцию в одну и ту же международную систему, все участники которой стремятся к обладанию одними и теми же средствами богатства и силы[4].

В современных международных отношениях невозможно не учитывать феномен всемирного распространения таких ценностей, как права человека, демократия, рыночное общество, материальное благосостояние, потребительская культура, досуг с его искушениями и т.п., где эффективными исполнителями «культурного (или цивилизованного) импорта» выступают СМИ.

В эпоху перехода к постиндустриальному обществу путь к славе, богатству и могуществу лежит через обладание источниками и средствами распространения информации. Спутниковое телевидение, телефаксы, электронная почта делают возможным практически мгновенную передачу информации из одной точки мира в другую. Но распространение информации о том или ином событии дает возможность не только знакомить с ним огромную аудиторию, но и пропагандировать «за» или «против» него, иначе говоря, использовать его в собственных интересах. Манипулирование информацией стало одним из источников обострения отношений между Севером и Югом, а также причиной выдвинутого развивающимися странами требования нового международного информационного порядка.

Информация творит событие по меньшей мере настолько же, насколько она просто дает о нем сведения. Репортер не только свидетель, но и действующее лицо. Именно поэтому во многих странах мира журналисты составляют значительную часть «пропавших без вести», заключенных, казненных, заложников или высылаемых лиц[5]. Падение Берлинской стены и крушение социализма в значительной мере объясняется тем, что руководство Восточной Германии ничего не могло противопоставить массированной информации о западном образе жизни, а следовательно, и эффекту межгруппового сравнения. Распространение через СМИ ценностей и идеалов европейской либеральной демократии – многопартийности и конкуренции партий, выборности руководящих лиц, уважения прав и свобод личности – стало одной из причин массовых протестов студенческой молодежи стран тропической Африки против тоталитарных режимов и вступления этих стран на путь политической и экономической модернизации.

Примеры влияния западной культуры и цивилизации на социокультурные и политические процессы в мире можно было бы перечислять и дальше. Революция в СМИ необычайно увеличила масштабы и сократила сроки обмена культур друг с другом во всемирном масштабе. Но такой обмен не бывает эквивалентным. Сегодня Запад фактически стал «референтной группой» мировой цивилизации. Его авторитет, престиж, богатство способствуют тому, что свойственные ему понимание реальности, эталоны поведения, образ жизни политические институты навязчиво экспортируют по всему миру.

Заимствование западной модели имеет определенные пределы. Любые универсалии – будь то рыночное общество, права человека или самоценность человеческой жизни – останутся пустым звуком или, более того, будут отторгнуты, если не удастся адаптировать их к самобытной культуре того или иного народа, его традициям и историческим ценностям, что неизбежно сопровождается процессом переоценки переносимых традиций и ценностей, стремлением цивилизации-импортера сохранить их ядро, свои основные культурные нормы. Поэтому встреча цивилизаций, как правило, вносит в международную систему и дестабилизирующее начало, что можно видеть на примере сопротивления, оказываемого западной модели мусульманским миром, усматривающим в ней угрозу своим культурным нормам.

Россия, находящаяся на перекрестке двух мировых цивилизаций, испытывает потрясения каждый раз, когда на нее накатывает новая крупная волна западного или восточного влияния. Исторический опыт показывает, что в ходе столкновения различных цивилизаций и культур никогда не бывает замещение или вытеснение одной из них, всегда происходит сложный процесс взаимодействия, а иногда и усиление самоидентичности культуры-импортера. На протяжении XIX и XX веков «мусульманский мир» пережил несколько сменявших друг друга идейных течений – реформистского, возрожденческого, панисламистского и секуляристского характера. Каждое из них, в том числе и панисламизм, возникало не без влияния со стороны Запада. Но при этом ни одно из них, в том числе и секуляризм, не может рассматриваться как поглощение мусульманских культурных норм западными ценностями. Более того, возникает вопрос о реальном статусе идеи «светскости в мусульманском мире» и использования по отношению к последнему концептов и формул «трансатлантического» типа[6].

Видный ученый П.А. Цыганков пишет: «Объективные культурные пределы универсализации западной цивилизационной модели указывают как на бесперспективность попыток ее бездумного копирования и пренебрежения национальными традициями, так и на бесперспективность сохранения самобытности путем самоизоляции и отрицания завоеваний всемирной цивилизации, что доказывает пример Ирана: ни предпринятая шахом М.-Р. Пехлеви (при поддержке США) попытка форсированной модернизации по западному образцу, сопровождавшаяся подавлением самобытных культурных традиций, ни желание А. Хомейни спасти самоидентичность путем очищения от «западной скверны» и возврата к традиционным ценностям (особенно, в их наиболее непримиримой, радикальной версии) не способствовали стабилизации иранского общества и международной системы в целом. В то же время пример Японии доказывает возможность сохранения самобытных культурных норм, национальных традиций (выступающих в роли мотиваций развития) в сочетании с восприятием западных ценностей»[7].

Многообразные процессы, связанные с дихотомией единства и плюрализма цивилизаций и культур, которая присуща современному миру, составляют социальную («интерсоциориентальную») среду, которая оказывает существенное и все возрастающее влияние на эволюцию международных отношений.

Российские реформы дестабилизировали активность государства в определении парадигм внешней политики. Именно отсутствие диалога между государством, внешнеполитическим ведомством и СМИ России может лишить их международной поддержки. Суть радикально новой культуры и новой экономики, повсеместно развивающихся под влиянием ИКТ, все еще до конца не осознается политиками и лицами, принимающими стратегические решения. Индустриальный век, век массового материального производства, уходит в историю. Однако использование потенциала ИКТ все еще не входит в число государственных приоритетов. До 1993 года считалось, что Россия в сфере информатизации отстала навсегда. Однако производство интеллектуальных продуктов и услуг всегда было нашей приоритетной стороной. При отмене командно-административной системы сравнительные преимущества России в мировой экономике, лежащие в области ее интеллектуального потенциала (наибольшее в мире число ученых и второй по величине после США образовательный потенциал нации) сразу же проявили себя. Производство глобального информационного общества в России началось в конце 1993 – начале 1994 года вместе с возникновением и быстрым ростом рынка ИКТ. Всплеск производства коммерческих консультативных услуг виден по увеличению клиентов – по данным социологических обследований их за 1998–1999 годы стало в 10 раз больше. Под влиянием ИКТ в российском обществе произошли следующие изменения:

ü        развитие дистанционного образования и новых методов обучения для людей всех возрастов;

ü        глобализация научных контактов, развитие научных и образовательных электронных сетей;

ü        усиление роли библиотек как средства обеспечения равного доступа к информации;

ü        глобализация коммерческих контактов, рост числа электронных сделок;

ü        улучшение качества и эффективности медицинских услуг при их большей безопасности;

ü        • повышение уровня домашнего использования ИКТ.

Дальнейшее развитие информационного общества однозначно требует государственной поддержки. Именно в новых условиях процесс восприятия информации аудиторией определяется психологическими особенностями. Бесконтрольной подачей непроверенной информации СМИ утратили чувство меры. Одновременно наблюдается отход от общепризнанных поведенческих норм, прежде всего деформировались представления о человеческом достоинстве и уважении одного человека другим. Это имело серьезные последствия, ибо чувство приличия формирует осознание моральной устроенности, вырабатывает правила, по которым большинство населения пытается жить в обществе. Напомним, что именно неэтичная и запретительная позиция правительства Великобритании в Фолклендской войне с Аргентиной, лишившая английские СМИ доступа к информации с места событий, спровоцировала открытый конфликт с кабинетом М. Тэтчер и вынудила их обратиться к зарубежным каналам информации.

В британском законе о телевидении 1954 года и последующих законодательных актах, касающихся коммерческого вещания, оговаривается, что регуляторный орган должен предпринять все возможное, чтобы в телепрограммах не было ничего, что могло бы оскорблять хороший вкус и приличия или же могло бы провоцировать преступность и оскорблять человеческие чувства. Би-би-си как общественная корпорация не подпадала под его действие, но, тем не менее, после спора с правительством взяла обязательство соблюдать дух и букву телевизионного закона.

Конституционная структура британского ТВ не изменилась. Би-би-си остается автономной организацией с Советом попечителей, назначаемым правительством. В Совете представлены различные интересы общества: образовательные, финансовые, художественные. Обычно он состоит из двенадцати человек – в него входят профсоюзные деятели, кто-нибудь из бывших дипломатов. И в нем нет ни одного представителя политической партии. Би-би-си отвечает за выбор, содержание и производство телевизионных программ в Великобритании и за ее пределами.

Вопросы этики (вкуса и приличия) – забота продюсеров и выпускающих редакторов коммерческого телевидения –важны и для Би-би-си, издавшей для своих сотрудников серию кодексов и правил. Органы, контролирующие коммерческое ТВ, также издали подобные кодексы.

Регулирующая структура в Америке менее сложна. Корпорация общественного вещания Пи-би-эс передает частным общественным станциям те деньги, которые пусть и не всегда щедро выделяет Конгресс. Федеральная комиссия по связи регулирует и ТВ, и радио. Но в соответствии с первой поправкой к закону 1934 года регулирование содержания с их стороны очень лимитировано. Контроль, который осуществляется в Великобритании, в Америке был бы неконституционным. Федеральная комиссия по связи выдает лицензии, и в них очень мало условий по содержанию программ. Они должны всегда учитывать «общественные интересы, удобство и необходимость общества». При выдаче лицензии для частных компаний обязательным условием является выделение времени на информацию и программы для детей.

Американское правительство ограничено конституцией и законом, тем не менее, оно имеет большое влияние на американское ТВ, особенно на основные сети, что выражается через контроль за содержанием рекламы.

Что касается России, при выдаче лицензий содержание программ не затрагивается в принципе, за исключением двух моментов, предусматривающих определенное внимание к детским и образовательным передачам. В соответствии с законом участники конкурсов на получение лицензий, которые будут транслировать детские и образовательные программы, должны иметь преимущество. На деле же этот принцип вовсе не учитывается. Более того, самая крупная культурная и образовательная программа четвертого канала «Культура» была закрыта сверху, и время вещания с утренних часов до 18 часов было передано каналу НТВ сугубо по политическим причинам явно за поддержку, оказанную Центру на президентских выборах в 1996 году.

Таким образом, при лицензировании проблемы ответственности и содержания прямо не затрагиваются. Но есть жалобы на содержание программ и попытки воздействовать на него со стороны общественности, якобы с целью сохранения плюрализма в вещании. Идет острая борьба за частоты ультракоротковолнового диапазона, на которых работают большинство радиостанций и транслируют преимущественно западную популярную музыку.

Комиссия по лицензированию пыталась поддержать репертуар классической музыки и выдала лицензию компании «Классика». Та свою лицензию в течение года перепродала, и теперь в России под названием «Классика» передается музыка в стиле рок-н-ролл. Классической музыки на УКВ сегодня просто нет. Естественно, это ущемляет право граждан на получение разнообразных программ, и реакция общественности была достаточно активной. Но должного впечатления это не произвело, и «Классика» заявила, что она передает «классический рок-н-ролл».

Говоря о достоверности информации, о защите прав и законных интересов граждан и организаций, общественного здоровья и нравственности, главное внимание СМИ все же уделяют вопросам политическим, обходя вопросы общественного вкуса и приличия.

В известном смысле – это реакция телерадиовещания на пуританизм телевидения и радио в советский период, на множественные запреты, которые тогда существовали, выступление против цензуры и всякого рода ограничений, весьма популярных в обществе. При преодолении наследия советского ТВ и радиовещания отчасти действия российских современных масс-медиа мотивированы ностальгией по устаревшему и далекому от идеала виду массовой информации. Главным же остается коммерческий интерес, ради которого российские СМИ готовы к злоупотреблениям свободой слова, нарушению нравственных норм.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

сайт копирайтеров Евгений