Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

На втором уровне взаимодействие осуществляется в квазиреальности реконструкции образа мира партнера по общению, при этом во взаимодействие вступают: а) творческий коллектив коммуникативной корпорации; б) аудитория со стороны социально-психологических характеристик.

На третьем уровне – в квазиреальности межличностного общения – взаимодействуют: а) коммуникатор со стороны личностных характеристик, особенностей самоотношений и самоактуализации в общении, когнитивно-коммуникативного стиля деятельности, особенностей коммуникативного репертуара во взаимодействии с героями или участниками передачи; б) телевизионная аудитория со стороны ее индивидуальных особенностей восприятия и процессов понимания целей и содержания передачи, характера «контакта» с героями передачи, отношения к авторам передачи.

Рис. 3. Модель опосредствованного коммуникативного взаимодействия в сфере телевидения

Функционально эти уровни разнесены во времени и проявляются в психологическом анализе в двух различных формах существования. Прежде всего, это процесс подготовки телесообщения как определенной среды общения со зрителем и процесс восприятия телесообщения зрителями как проникновение в эту среду.

Эффективность коммуникативного взаимодействия зависит от согласованности системы категорий, на основе которых строится образ «реального» и «идеального» телесообщения у субъектов взаимодействия. Базовые категории: когнитивная структура телесообщения, позволяющая поддерживать внимание на высоком уровне, эмоциональная насыщенность; коммуникативная символика содержания и формы телесообщения, выраженная в вербальных и образных кодах.

Образ «популярной личности» в телевизионном общении соответствует по своим характеристикам образу «значимого другого» в межличностной коммуникации и описывается такими категориями, как нравственно-этическая позиция личности, сила «Эго», выразительность коммуникативного стиля, эмоциональная активность и оптимизм.

Восприятие телевизионного рекламного сообщения опосредствуется тремя основными факторами: фактор эмоционального комфорта, связанный с коммуникативным стилем сообщения; фактор активности воздействия, обусловленный характеристиками используемых образов и стилистикой художественного решения; а также фактор юмора (оптимизма), актуализирующий сценарии «смешного» в разных культурах.

На основе сравнительного анализа восприятия телевизионных рекламных сообщений, выполненных в различных культурных традициях (европейской, японской, американской и российской), зрителями и создателями рекламных сообщений (с применением методов психосемантики исследовались образцы рекламных сообщений четырех культурных типов, в качестве испытуемых выступали представители авторов – 25 человек, профессиональных создателей рекламы, и зрителей – 40 человек) выделены категории, по которым строится восприятие и оценка Авторами и Зрителями рекламных сообщений. У Авторов это эмоциональные и коммуникативные характеристики сообщения, активность и сила его воздействия, коммуникативный комфорт, описывающий коммуникативную установку на партнерские отношения в общении, когнитивная простота – сложность сообщения. У Зрителей это эмоциональный комфорт, обеспечиваемый коммуникативной позицией Автора, характеристика этических ценностей культуры, заложенных в сообщение, характеристики художественных приемов, посредством которых организована образная структура сообщения, категория силы, связанная с образом социальной нормы половых ролей, характеристики оригинальности, юмора, описывающие специфику игрового «сценария» культуры. С учетом основных устойчивых факторов (фактор эмоционального комфорта, фактор активности воздействия, фактор юмора – оптимизма) обосновано различие в восприятии Авторами и Зрителями рекламных сообщений, выполненных в рамках различных культурных традиций (тождество в восприятии Авторов и Зрителей образцов европейской и японской рекламы и расхождение в восприятии американской и российской рекламы). Подробный анализ особенностей восприятия респондентами телевизионных рекламных сообщений различной культурной принадлежности показал, что расхождение в восприятии связано с расхождением в установках, имеющихся у Авторов и Зрителей, с различием ценностных ориентации у респондентов, находящихся по разные стороны телевизионного экрана, а также различием их представлений о комфортности и адекватности коммуникативного стиля, оценке стилистических особенностей художественной формы сообщения и специфики концепции смешного, реализуемой в сообщении. Так, на уровне ценностных ориентации группа Авторов рефлексирует изменение нравственной нормы, что интерпретируется ими как «всеядность, безнравственность» апелляций рекламного сообщения. Нами выявлен образ «идеального рекламного сообщения», для которого характерны уникальность, гармоничность, правдивость, входящие в перечень «высших ценностей бытия» по А. Маслоу, информативность (для Авторов), достоверность (для Зрителей), обращение к гуманистическим ценностям на уровне ценностных ориентации, партнерство, корректность и доброжелательность в социальных контактах, новизна, неожиданность решения, сила эмоционального впечатления, определяемые образной структурой, использованными формами метафор, элементами интриги. Группа Авторов больше ориентирована на стилистически-художественную сторону рекламного сообщения, в то время как Зрители – на его смысловую сторону. Выявлено наличие у Авторов определенного образа Зрителя, а также прогнозируемой Авторами предубежденности Зрителей по отношению к рекламе. Расхождение в коммуникативных установках, имеющихся у групп Авторов и Зрителей лежит в основе несоответствия представления Авторов о том образе, который будет сформирован у Зрителей и того образа, который реально формируется у Зрителей. Таким образом, Авторское представление о творческом продукте не является адекватным для успешного прогноза результатов Зрительского восприятия рекламных сообщений.

Таким образом, развитие глобального информационного общества и современных информационных и коммуникативных технологий предъявляет к человеку на разных уровнях его взаимодействия с миром особые требования: с одной стороны, способность сохранить свою самоидентичность, с другой стороны, вступать в эффективные отношения с межкультурными информационными потоками. Наиболее актуальной, по нашему мнению, является проблема исследований психологических механизмов информационной безопасности человека и общества в целом.

в начало

к содержанию << >> на следующую страницу

[1] Rasset B. Starr H. World politics. Menu for Choice. San Francisco, 1981. p. 63–65.

[2] Smith A. State and Nation and the Third World. Brighon, 1983.

[3] Rasset B. Starr H. World politics. Menu for Choice. San Francisco, 1981, p. 63.

[4] Aron R. Paix et Guerre les nations. 1984, p. 398–399.

[5] Samuel A. Nouveau paysage du monde. Bruxells, 1990, p. 109.

[6] Badie В. Culture et poligue. P., 1993, p. 84.

[7] Цыганков П.А. Теория международных отношений. – М., 2002, с. 201.

[8] Neuman J. The Media Impact on International Affairs// The Nationl Intrest. Winter 1995/6, p. 109–123.

[9] Foreing Affairs. Semptember-October 1997, p. 37.

[10] Именно Интернет произвел подлинную революцию в информатике, ставшей реваншем за унижение Америки после запуска советского спутника в 1957 г. С легкой руки президента Эйзенхауэра в Пентагоне создан отдел технической информационной обработки (АПРА), который и породил Интернет. В 1969 г. впервые произошел молниеносный обмен информацией между Гарвардским и Южнокалифорнийским университетами, а в 1972 г. – уже была изобретена электронная почта, которая после изобретения английским инженером Т. Бернерсом-Ли в 1990 г. способа передачи информации от сети к сети (World Wide Web) получила массовый характер. К тому времени мир насчитывал лишь 160 тыс. компьютеров и около 800 различных компьютерных сетей. В середине 90-х гг. обнаружился огромный общественно-политический потенциал Интернета. Между 1994 и 2000 гг. численность его пользователей с 13 млн. достигла 300 млн.: 50% пользователей Интернета живут в США, 40% – в Европе, 5% – в Японии и Корее и лишь 5% – в остальном мире. В 1994 г. Конгресс одобрил торговлю посредством Интернета, что совпало с понижением цен на компьютеры и на телефонную связь. В Интернет вошли миллионы пользователей, сделавшие его самым демократичным клубом планеты. По мнению К. Мэни: «Происходит драматическое падение стоимости... посылки и подготовки информации с одновременным расширением ее доступности. Интернет разбивает всякую монополию на информацию. Подумайте лишь о медицинской информации Интернета, которой до сих пор владели врачи... Миллионы людей сейчас создают свои собственные страницы в Интернете, в деталях описывая минуты своей жизни». (Подробнее см.: U.S.A. Today. 1999. August 9.)

[11] Fukuyama F. The End of History and the last Man. N.Y., 1992, p. 12.

[12] Schell J. The Folly of Arms Control// Foreign Affairs. Semptember-October 2000, p. 28.

[13] Современные международные отношения. Под редакцией проф. A.B. Торкунова. МГИМО. – М., 1998, с. 34.

[14] Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. – М., 1984, с. 28.

[15] H. Frederick. Global Communication and international Relations. Belmont, California. 1993. PP. 15–46.

[16] Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Вержинская О.Н. и др. Путь России к информационному обществу (предпосылки, проблемы, индикаторы, особенности). – М.: Институт системного анализа РАН. 1997, с. 64.

[17] Naisbitt J., Aburdene P. Magatrends 2000. N.Y, 1990. P. 5–6.

[18] Toffler A. The Third Wave. N.Y, 1980. P. 172.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17

сайт копирайтеров Евгений