Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21

Однако после землетрясения администрация Кемеровской области вдруг заявила, что землетрясение повредило (причем на всем протяжении) оболочку высокотоксичных отходов на берегу Мокрого Берикуля. Яды стали обваливаться в эту реку, которая впадает в Кию. А река Кия является источником водоснабжения ряда населенных пунктов Кемеровской и Томской областей.

В связи с этим, по мнению кемеровских чиновников, появилась угроза экологической катастрофы сразу в двух регионах Сибири. И угрозу эту необходимо срочно ликвидировать.

Наличие в реке Берикуль опасных для жизни людей ядов подтвердили специалисты Иркутского института цветных металлов. Чиновники администрации Кемеровской области разработали «план спасения» обеих областей. Не мудрствуя лукаво, они решили вскрыть опасные могильники, перегрузить отходы на КамАЗы и перевести их к поселку Комсомольск, где жителей гораздо больше. Проще говоря, чиновники своими руками решили создать чрезвычайную ситуацию и поставить под угрозу жизни тысяч людей. Причем за их же счет – из бюджетных средств. Дело обычное для регионов. Такие затеи чиновники устраивают, когда хотят наворовать и отмыть огромные деньги с помощью местных жуликов.

По имеющейся у редакции информации (подтверждаемой специалистами-экологами), волна землетрясения не дошла до могильника ядовитых отходов «хвостохранилища» на берегу реки Берикуль. Ядовитые отходы действительно попадали в реку, но обваливаться и омываться рекой, насыщая ее опасными химическими элементами, части погоста начали задолго до землетрясения. Вероятно, для «спасения» природы и жителей чиновники ждали стоящего информационного повода, коим стало землетрясение.

Другой интересный факт: по словам экспертов, отходов в могильнике не 350 тысяч тонн, как утверждают «спасатели», а около 140 тысяч. Не то, чтобы природе от этого было легче, но затраты на перенос могильника завышаются почти в три раза.

Что и подтвердили финансисты кемеровской администрации: они быстро подсчитали, что на ликвидацию угрозы экологической катастрофы областному бюджету необходимо 153 миллиона рублей. Стоит ли удивляться, что, по подсчетам независимых экспертов, на подлинную, а не фиктивную ликвидацию очага хватило бы и 50 миллионов. С просьбой о выделении необходимой суммы кемеровская администрации обратилась в МЧС России. Ну а там, как известно, лишь бы что-то поспасать. За бюджетные деньги.

МЧС РФ вышло на заседание правительства РФ с предложением о выделении 153 миллионов Кемеровской области на «ликвидацию очага экологической катастрофы». Деньги были выделены. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев щедро раздавал интервью различным СМИ и заверял, что после выделения средств кемеровчане могут вздохнуть с облегчением. Мол, угрозу ликвидируем в срок и навсегда.

Но, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Правительство России, выделяя немалые бюджетные средства, вряд ли могло предположить, что ликвидацию угрозы кемеровские чиновники доверят никому не известной компании 000 «Золоторудная компания «Единство». Ее главу, некого Михаила Ретунского, вот уже несколько лет пытаются привлечь к уголовной ответственности правоохранительные органы ряда регионов Сибири. Все как-то безуспешно, ведь Ретунский, как поговаривают, «окно в Кемеровскую администрацию прорубил». Биография Михаила Ретунского похожа на прочие «эпосы» криминально-шального бизнеса начала девяностых.

В свое время Ретунского поставили, как «эффективного топ-менеджера», возвращать к жизни хакасскую артель «Кузнецкая». Директором артели Ретунский поставил своего брата – Станислава Ершова. Эта парочка по старым, как мир, схемам увела из-под носа инвесторов 26 миллионов рублей. Итогом «эффективной деятельности» на артели «Кузнецкая» Михаила Ретунского и Станислава Ершова стало хищение средств инвесторов и падение артели в долговую яму.

Обманутые инвесторы обратились в правоохранительные органы Хакасии, в результате чего в отношении только Стаса Ершова было возбуждено 6 уголовных дел по фактам присвоения денежных средств с использованием служебного положения.

«Не дайте умереть!»

Вся «спасательная операция», доверенная кемеровскими чиновниками Мише Ретунскому и благословленная Аманом Тулеевым, свелась к тому, что на бюджетные деньги были закуплены КамАЗы, которые перевозят ядовитые отходы с одного места в другое – в поселок Комсомольск. Непонятно, чем руководствовались «спасатели». Но факт налицо: поселку грозит вымирание. 2800 жителей Комсомольска просят у власти только одного: не дайте умереть.

Письма людей, невольно оказавшихся в центре экологической катастрофы, порой страшно читать. «У меня паслась корова на пастбище, куда теперь сваливают отходы, перевезенные с берега Берикуля. Корова умерла, потому как у нее был сожжен желудок как от кислоты». И далее: «наши дети играют ртутными шариками».

Но кемеровские чиновники их не слышат. Еще бы – когда отмываются бюджетные (да и не только) деньги, такие мелочи не важны. Тут надо быстренько создать видимость ликвидации одной «чрезвычайной ситуации», да, заодно, заложить фундамент под другую. Ведь ее ликвидацию тоже могут профинансировать. А тут уже наготове слаженная команда «профессионалов» во главе с г-ном Ретунским.

Аман Тулеев успокаивает жителей области, мол, операция идет своим ходом, жителям ничего не угрожает, хранилища отходов безопасны. Депутат Государственной Думы РФ В. Овсянников предложил проверить слова Тулеева таким образом: «Являются ли высокотоксичные отходы безопасными, проверить легко, для этого надо переселить на поверхность «безопасного» хвостохранилища губернатора и его верных соратников, поить только «безопасной» водой из реки Воскресенки и кормить мясом животных, пасущихся здесь же из-за отсутствия выпасов. «Безопасная» пыль, «несуществующие» пары цианидов и ртути благотворно подействуют на ослабленные курортами и лечебницами организмы и только укрепят здоровье государственных людей».

Весьма интересное предложение, но вот кемеровские чиновники, вместе с Ретунским и Ершовым, почему-то не хотят собственным примером доказать жителям Комсомольска безопасность проживания по соседству с ядовитыми отходами. Оно и понятно, деньги уже поделены, назад ходу нет. Неясно другое, кемеровская власть действительно ждет, когда умрут все жители Комсомольска и можно будет дальше вершить свои «спасительные» дела? Разве возможно такое в наше время?

P.S. Как стало известно редакции, к проверке расходования бюджетных средств, выделенных на «ликвидацию очага экологической катастрофы» в Кемеровской области, приступила Счетная палата РФ.

«НацБезРу», 17 сентября 2004 г.

Вместо послесловия

11 декабря 2004 года победитель конкурса на премию имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» Михаил Афанасьев должен был прибыть в Москву на церемонию награждения. Но 9 декабря он был задержан в Абакане (Республика Хакасия) по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей 129 УК РФ («Клевета»). Когда журналист выходил из городской больницы, где лечился в течение недели, его задержали представители правоохранительных органов и отправили в следственный изолятор. Уголовное дело было возбуждено республиканской прокуратурой по заявлению одного из кандидатов в депутаты Верховного совета Республики Хакасия. Он посчитал клеветой сведения, содержащиеся в статье «Хакасская «Охотбанда» пошла во власть», помещенной на сайте «НацБез.Ру» 6 декабря 2004 года. Необходимо отметить, что до случая с Афанасьевым подозреваемых в клевете еще никогда не заключали под стражу до суда. Похоже, что правоохранители по каким-то причинам очень не хотели допустить появления М. Афанасьева в Москве.

Уголовное преследование журналиста началось еще в декабре 2003 года, когда за короткий промежуток времени в отношении Афанасьева было возбуждено пять уголовных дел. В связи с задержанием М. Афанасьева жюри премии и Фонд защиты гласности обратились к прокурору Хакасии Александру Белошицкому с письмом, в котором выражалась крайняя обеспокоенность действиями прокуратуры. «Насколько нам известно, Афанасьев никогда не прятался от ответственности, а по двум подобным делам уже оправдан судом», – говорится в документе.

Международная организация «Репортеры без границ» также направила прокурору Хакасии обращение с требованием немедленного освобождения Афанасьева, арестованного перед получением награды, которая присуждается самым достойным журналистам.

«Нет никаких оснований держать журналиста под арестом только потому, что он делает свою работу», – подчеркивается в письме А. Белошицкому.

11 декабря М. Афанасьев был освобожден из-под ареста. Но на вручение премии он не успел.

Председатель жюри А. Симонов позвонил журналисту по телефону и под аплодисменты собравшихся в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова поздравил с победой. Награду было решено вручить позднее, когда не будет препятствий для приезда лауреата в Москву. А в Абакане возникла новая проблема – следователь отказался возвращать Афанасьеву паспорт, изъятый при задержании. Журналисту было заявлено, что никакого паспорта у него не забирали. Сложилась парадоксальная ситуация – паспортные данные Афанасьева в документах о его задержании есть, а где сам паспорт – неизвестно. Никто его у журналиста якобы не брал, и где документ, никто не знает. Афанасьев обратился в милицию, там пообещали поискать и выдали справку, удостоверяющую личность.

Последовали новые попытки членов жюри и «Репортеров без границ» убедить прокуратуру не лишать журналиста свободы передвижения. Но Отто Лацису, поинтересовавшемуся у прокурора Хакасии А. Белошицкого причинами преследования журналиста, было заявлено, что Афанасьев – клеветник, уголовник, и уважаемым людям не стоит заниматься таким типом, и, тем более, присуждать ему премию. Здесь уместно заметить, что ни одного обвинительного приговора в отношении Афанасьева вынесено не было, о чем прокурор не мог не знать. А вот попытка прокурора давать советы члену жюри относительно целесообразности награждения того или иного журналиста весьма симптоматична.

...И все-таки в начале 2005 года история завершилась. М. Афанасьев получил наконец возможность беспрепятственно прибыть в Москву. 27 января члены жюри собрались на специальное заседание, на котором состоялись вручение премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» и кооптация Михаила в состав жюри в соответствии с уставом этой премии.

Борис Тимошенко,

секретарь оргкомитета премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок», руководитель службы мониторинга фонда защиты гласности.

в начало

ИСКАНДЕР КУЗЕЕВ

23 февраля 2004 года, в День защитника Отечества, в Уфе скончался ветеран Великой Отечественной войны капитан первого ранга Рауф Гумерович Кузеев. 3 сентября, в день его 77-летия, Рауфа Гумеровича доставили в реанимацию с ножевыми ранениями и травмами. Он исчез 28 августа. Родственники подали заявление в милицию и разместили в местных газетах объявления с портретами пропавшего. Им позвонили неизвестные, сообщившие, что видели, как ветерана вывезли на черной «Волге» за город – в сторону аэропорта. 1 сентября рабочие, производившие расчистку лесополосы у дороги в аэропорт, обнаружили израненного человека и, ничего не трогая, сообщили об этом в милицию. 2 сентября с тем же сообщением в милицию обратились сменщики этих рабочих. 3 сентября трактористы, первыми обнаружившие Р.Г. Кузеева, нашли все без изменений и на этот раз буквально притащили милиционеров на место происшествия.

Абсурдно все: и похищение пожилого человека, не связанного ни с бизнесом, ни с политикой, ни с криминалом (у него и взять-то было нечего), и то, как милиция «вела» его розыск, и необъяснимое преступное бездействие той же милиции после сообщения о страшной находке в лесополосе. Чудом можно считать, что ветеран, почти неделю пролежавший без пищи, воды и медицинской помощи, выжил. Он ничего не помнил, когда пришел в себя. Ему оставалось жить пять с половиной месяцев.

Сын покойного – московский журналист Искандер Кузеев – поведал нам эту историю, иллюстрируя ее вырезками из газет и дополняя рассказом о предшествовавших и последующих событиях. Получалось, что журналистская деятельность сына могла стать причиной трагедии с отцом. Искандер известен публикациями расследовательской и правозащитной тематики («Новые известия», «Еженедельный журнал», «Огонек», «Новая газета», печатался в «Деловой хронике», на сайте «Права человека в Москве и Московской области»). Летом минувшего года он заинтересовался информацией об автокатастрофах, жертвами которых становились люди, известные оппозиционностью башкирскому президенту Муртазе Рахимову. Впереди маячили выборы. Контроль над СМИ в республике приобрел уродливые формы. Искандер посещал пресс-конференции, связывался по телефону и электронной почте с представителями оппозиционных СМИ Башкирии и собрался на машине в Уфу. Перед поездкой он проверил машину в автосервисе, заменив изношенные детали. Это был своеобразный эксперимент. Журналист «засветился», паркуя авто у московских особняков Рахимова и фотографируя их на глазах у секьюрити. Он сообщил в Уфу о дате выезда, маршруте и времени прибытия. И выехал...

Первый раз заглянул под капот в районе Владимира: замигала сигнальная лампочка давления. Моторный отсек был весь в масле, на заливной горловине отсутствовала крышка, которую накануне закручивали мастера. Под Нижним Новгородом смутил стук в подвеске. В дорожном сервисе установили: отвернуты колесные гайки, подтянутые накануне в Москве. Завернули все с гарантией. А наутро (после Казани, где машина долго стояла без присмотра) гайки были отвернуты вновь. Серая «девятка» с уфимскими номерами шла на хвосте. Иногда обгоняла, но через пару километров ждала на обочине... В скорую автопомощь обращался часто: то зажигание не работает («самопроизвольный» поворот хорошо закрепленного трамблера), то проводка горит (специалист обнаружил надрез жгута). В Уфе его ждала новость: исчез отец.

Это позже были телефонные угрозы его родственникам. Это позже врачу «скорой», доставившему отца в реанимацию, в момент беседы с Искандером позвонили из уфимского Белого дома: «Лишнего не болтать!»... Перед возвращением в Москву Искандер отправил по электронной почте статьи и привычно заехал на сервис. Мастер сообщил: на наконечнике рулевой тяги стоит «неправильная» гайка, готовая соскочить в любой момент. Но в Москве рулевую рейку полностью обновили! А ведь такая же подмена привела к аварии автомобиля директора уфимского радио «Ретро FM» Аскара Фазлыева... Раньше в автокатастрофе погиб главред оппозиционного «Вечернего Нефтекамска» Фират Ванеев. Потом попал в аварию кандидат в президенты республики Сергей Веремеенко, чудом выжил опальный милиционер Раис Давлеткужин... Паранойя? Совпадения? Конечно. Ведь боевой морской офицер Рауф Казеев умер не в лесополосе в свой 77-й день рождения, а на руках у родственников в День защитника Отечества. А значит, говорить не о чем...

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21

сайт копирайтеров Евгений