Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12

Взаимоотношения Латвии с Европейским Союзом можно увидеть в любом номере любой латвийской газеты, на каком бы языке они ни издавались. Вот, скажем, публикация газеты «Телеграф». В небольшой заметке под многозначительным названием «Награда нашла президента»[44], в частности, говорится: «Старания главы латвийского государства Вайры Вике-Фрайберги приблизить нашу страну к Европе не остались незамеченными. Президент получила награду «Человек Европы» из рук общественной организации «Движение Европы в Латвии». За Вике-Фрейбергу свои голоса отдали 1330 человек. Судя по результатам общественного голосования, она была ближе к европейской теме, чем другие выдвинутые кандидаты. Президент по количеству набранных очков обошла солиста группы A-Eiropa Артура Дубова, спортсмена Айгара Фадеева, скрипачку Байбу Скриде, Андриса Шкеле и даже Усаму бен Ладена, который, как указывали те, кто за него голосовал, снизил курс USD и посеял панику, которая в конечном счете объединила Европу».

Конечно, большинство серьезных публикаций анализируют последствия возможного вступления Латвии в ЕС и НАТО. Этой теме посвящены радио- и телевизионные передачи, публикации газет и журналов. Мнения зачастую полярные – есть как сторонники, так и противники вступления в эти организации. В целом латышские СМИ чаще высказываются «за», русскоязычные – «против». Много материалов в прессе было посвящено строительству под Резекне радара для контроля за российским и белорусским воздушным пространством для нужд НАТО. Как отмечал заместитель секретаря сейма Латвии, депутат от «Равноправия» Александр Барташевич в материале «Резекне не хочет быть ядерной мишенью!»[45], идеальным решением вопроса стал бы референдум по НАТО. Ранее эта же газета опубликовала подборку материалов по проблемам вступления Латвии в НАТО.

Внимание к России тоже постоянно в латвийских СМИ. Газета «Панорама Латвии», например, отдала целую полосу под интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Латвийской Республике Игорем Студенниковым, где обсуждался самый широкий круг российско-латвийских отношений[46].

Практически все издания на русском языке освещали судебные процессы, инспирированные латышскими националистами против участников Великой Отечественной войны, воевавших на стороне Советской Армии.

Годы самостоятельного и независимого развития не принесли Латвии желанного благоденствия. Интересна позиция Хелги Балоде, опубликовавшей в газете «Неаткарига рита авизе» материал под заголовком «Мой милый лжец...». В частности, она пишет: «Есть вынужденная ложь, которую заставляют произносить силой; есть святая ложь, которую приходится говорить, например больному; а есть вранье власти, которое политики преподносят народу.

Нам довелось узнать не один вид лжи, но самая неприятная – это вранье от имени власти, ибо она вводит в заблуждение большое количество людей. Ибо до сего времени нам постоянно говорилось: потерпите, скоро будет лучше! И воспитанный в советских традициях человек ждал и страдал.

Горькие истины о необходимости экономить бюджет, о прочих трудностях на пути к солнечному благополучию (теперь уже в составе европейской команды) и демократическому обществу мы слышим еще с первых дней. И принимаем с пониманием, ибо за светлое будущее платить надо дорого. Так оно и происходит. Обучение (декларировалось – бесплатное) в школах и вузах обходится все дороже, цены в здравоохранении (декларировалось – бесплатное) и за медицинские услуги растут не ежегодно, а ежемесячно. В правительственных программах, в обещаниях партий об этом не говорится. Когда сравниваешь, какова минимальная стоимость потребительской корзины сейчас и шесть лет назад, то убеждаешься, что в реальности она выросла вдвое. И если даже согласиться с чиновниками и со статистическими выкладками, то и они доказывают, что жизнь для человека подорожала вдвое по сравнению с расчетами. В конце концов надо сказать четко и ясно, к какой хозяйственной и психосоциальной модели идет наше государство: то ли к американской – выживают сильнейшие, то ли к европейской – к социально-рыночному обществу. Еще и в родоплеменные времена, когда старейшины племени, заботясь о выживании соплеменников, говорили всем остальным что-то успокоительное, еще во времена великих императоров и таких диктаторов, как Сталин, Гитлер, Мао Цзэдун и другие, было принято считать, что народу не к чему знать подлинные мысли вождей, поскольку он и так не поймет их. Эта аналогия приведена не только ради софистики – об этом приходится думать, слушая последние новости об образовании и медицине...

Из-за хронической нехватки денег у государства высшие школы превращаются в хозяйственные организации, которые зарабатывают на недвижимом имуществе – создают гостиницы, сдают в аренду помещения и так далее. Но тогда не надо говорить, что образование в нашем государстве бесплатное. Как об этом четко объявил создатель Новой партии, пообещав бесплатное образование только в начальной школе. Остальные могут рассчитывать на гарантированные государством кредиты на учебу, система которых из-за банковских проволочек и бюрократии государства до сих пор так и не стала эффективной.

Насчет медицинских услуг уже давно ни у одного больного не осталось никаких иллюзий – сохранить и укрепить здоровье могут надеяться только те, кто зарабатывает достаточно, чтобы самому платить врачам за обследование и за лекарства»[47].

Конечно, особое внимание СМИ (особенно русскоязычные) уделяют проблемам статуса русского языка. Закон о языках, по признанию многих, является откровенно дискриминационным. Наиболее дальновидные политики выступают за его существенное изменение; этого же требуют и европейские союзники Латвии. Оно и понятно: оголтелый национализм и права человека между собой не совместимы.

Двойные стандарты Запада в вопросе о правах человека не остаются незамеченными прессой. Так, газета «Телеграф» 16 января 2002 года опубликовала большой материал под красноречивым заголовком «Европа предлагает Латвии лечиться самой. Права нацменьшинств не входят в число приоритетов ЕС». Автор Борис Колчанов анализирует доклад Еврокомиссии, в котором ситуация в Латвии – кандидате на вступление в ЕС оценена вполне позитивно, в том числе и в области прав нацменьшинств. Из общего объема в 132 страницы этой тематике посвящено лишь пять, а острейшей языковой проблеме – лишь две[48].

Конечно, подобные процессы протекают не только в Латвии. Они характерны для многих государств постсоветского пространства, стран Центральной и Восточной Европы.

Средства массовой информации и коммуникации во многих зарубежных странах сознательно используются для достижения геополитических целей и проведения внутренней политики государства в интересах правящих кругов, причем в некоторых случаях применяются способы манипулятивной пропаганды.

в начало

1.3. Журналистика: права и свободы. Для кого?

Множество теорий современной журналистики применительно к обществу затрагивают проблему свободы печати. Собственно свобода печати в представлении западных исследователей – это:

·         свобода публичного выражения мнения;

·         свобода доступа к источникам информации.

Но даже это урезанное понимание свободы печати в современном обществе не может быть в полной мере осуществлено. Вот почему, декларируя право на свободу публичного выражения мнения и свободу доступа к источникам информации, правящие круги любой страны в реальной жизни различными способами, формами и методами препятствуют осуществлению этих прав.

Поскольку средства массовой информации играют чрезвычайно важную роль в современном обществе, постольку и их использование должно осуществляться лишь во благо общества. Вот почему свобода печати неотделима от социальной ответственности. Действительно, как иногда выражаются, «моя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается кончик носа моего оппонента». Помимо законодательных ограничений, существуют и так называемые этические запреты, т.е. самоцензура журналистов.

Уже в начале века существовали правила освещения в печати общественных событий, закрепленные в различных документах. В 1920-х годах были приняты «Этические правила американской газетной гильдии». В 1935 году был принят французский «Закон совести». Сегодня в большинстве стран в той или иной форме существуют различные кодексы профессиональной этики журналиста.

Правовое регулирование информационных потоков и саморегулирование идут рука об руку. Но, как подтверждают многие исследователи, пресса, освободившись от контроля государства, зачастую попадает под еще более жесткий контроль бизнеса.

Разнообразие концепций и теорий журналистики, в том числе и посвященных свободе печати, подтверждает важность места и роли прессы в политической системе современного общества. Политическая система общества – это система институтов (государственных учреждений, политических партий, объединений и т.п.) и норм, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Пресса с одной стороны освещает деятельность всех политических институтов и политические процессы, а с другой сама активно участвует в них.

В обществе, разделенном на классы, неминуемо возникают организации и институты, выражающие волю различных классов и социальных групп, так называемые политические партии. Даже если эти организации и группы не именуют себя партиями и утверждают, что в политической борьбе не участвуют, они все равно в той или иной степени вовлечены в политический процесс, т.е. в выработку, принятие и претворение в жизнь решений, затрагивающих интересы политической власти. Хунта Пиночета в Чили была «беспартийной». Но разве она не отстаивала интересы вполне определенных слоев общества?

Пресса всегда используется для завоевания и удержания политической власти. Естественно, что в каждой стране существует система правительственного руководства средствами массовой информации. Каковы же ее составляющие?

В самом простом случае – это институт политической цензуры. Специальные государственные органы осуществляют надзор за публикациями. Цензура бывает как предварительная, так и следующая за публикацией, т.е. контроль уже опубликованного.

Предварительная цензура осуществляется следующим образом. Лицо, отвечающее за содержание выступлений средства массовой информации (редактор или издатель), представляет рукопись в органы цензуры до публикации. Цензор дает разрешение на публикацию, либо отклоняет рукопись в целом, либо запрещает к публикации отдельные фрагменты представленной рукописи.

Цензура может осуществляться и после публикации. В этом случае цензор анализирует издание или передачу и по результатам анализа делает либо представление принимающим решение лицам, либо своей властью налагает взыскание на издание, если это необходимо.

В некоторых странах существует другой вид цензуры. В творческий процесс цензор не вмешивается. Но представитель администрации после просмотра номера газеты или журнала может либо разрешить распространять издание, либо запретить это делать.

В тех странах, где политическая цензура отсутствует или даже запрещена законом, есть другие формы контроля. Чаще всего это законы и подзаконные акты, регламентирующие тот или иной вид деятельности.

И, наконец, существуют самые разнообразные способы контроля за средствами массовой информации при помощи финансового воздействия.

Чаще же всего используются все названные формы контроля.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12

сайт копирайтеров Евгений