Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

В заключение предлагаем ещё одно определение разнообразному и многосложному предмету изучения данного курса.

Журналистика – это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно вследствие этого СМИ называют четвёртой властью (вслед за представительной, исполнительной и служебной). Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика – одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.

Но разве всё это же относится и к рекламе, которая в определённой мере является показателем уровня и образа жизни и одновременно формирует их? Стало быть, не только по методам и способам, приёмам и формам творческой работы, но и по её результатам рекламную деятельность в средствах массовой информации можно отнести к одному из видов журналистской деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.      Что такое журналистика?

2.      Каковы особенности коммуникативного акта?

3.      Что характеризует журналистскую новость?

4.      Что вы можете рассказать о механизме общественно-информационной деятельности?

5.      Почему рекламную деятельность в средствах массовой информации можно считать одним из видов журналистики?

в начало

КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ И РЕКЛАМЫ

Первичные процессы информационного обмена между людьми уходят своими корнями в глубокую древность. В сущности, общение, обмен информацией и превратили человеческое сообщество в социум. Различные способы передачи актуальной, общественно-значимой информации, использовавшейся в древние времена, мы вправе считать пражурналистскими явлениями. По-видимому, журналистику метафорически называют второй древнейшей профессией ещё и в хронологическом отношении.

Когда индейцы тревожными звуками тамтамов, а древние инки пламенем костров, зажигаемых в предельной зоне видимости один от другого, сообщали на значительные расстояния о приближении неприятеля, разве это был не коммуникативный акт? Причём передавались таким образом именно актуальные, чрезвычайно важные для племени (общественно значимые) сведения.

Информация в этих случаях передавалась условными сигналами. Так возникала простейшая знаковая система. Но изначально важнейшим носителем (и хранителем) информации было слово, человеческая речь. Поэтому к пражурналистским явлениям мы относим ораторское искусство, возникшее и достигшее совершенства в Древней Греции и Римской империи. Есть все основания утверждать, что развитие риторики связано с возникновением и упрочением государства как института общественной организации. Нарицательными стали имена Демосфена (Греция, III век до н.э.) и Цицерона (Рим, I век до н.э.). И отточили эти блестящие политические ораторы своё мастерство благодаря тому, что им было кому (аудитория вполне массовая по масштабам того времени), что (общественно значимая информация) сказать – и, как свидетельствует история, сказать с весьма значительной результативностью. Словом, мы видим здесь все компоненты стандартного коммуникативного акта, лежащего также в основе журналистской деятельности.

В средние века этот вид пражурналистской деятельности сохраняется. История не сберегла имён тех, кто витийствовал на новгородских вече, толковищах суздальцев и московитов, но вряд ли Александр Невский или Василий Буслаев могли увлечь за собой русичей, если бы владели только мечом и не владели словом.

Политическую информацию в это время распространяли в Европе глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые вещали уже не от своего имени, но развозили по городам и весям и зачитывали царские да королевские указы, реляции и рескрипты. Как отголосок этих явлений в современной журналистике сохранились названия газет и журналов – «Курьер ЮНЕСКО», «Daily Herald» (герольд), «Московский вестник», «Washington Post» (почта), «Chicago Tribune» (трибуна – место произнесения речей), «Форум» (площадь в Риме, где проходила агора – народное собрание) и т.д.

В средние века, несмотря на всеобщий упадок и разгул клерикального мракобесия, именно в церквах и храмах дальнейшее развитие получило ораторское искусство – и проповеди не всегда носили богословский характер.

Однако устная речь, достаточно успешно выполняющая свои задачи в процессе создания информации, несовершенна при её массовом распространении и особенно хранении (хотя фольклор и продемонстрировал свою долговечность, однако, он сохраняет, по преимуществу, образцы народного художественного творчества).

Человечество ищет и постоянно совершенствует способы хранения информации, и история развития цивилизации напрямую связана с успехами на этом поприще.

Древнейшие образцы письменности сохранились на каменных скрижалях – но можно ли говорить о скорости распространения сведений, если немало времени требовалось для того, чтобы выбить одну только букву, знак, иероглиф? Скорее, это послание в вечность (частично выполнившее эту функцию).

Для более быстрой фиксации текста сначала использовались глиняные и натёртые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило). В первом случае след, нанесённый на влажную глину, после затвердения был пригоден к длительному хранению. Во втором – написанное легко стиралось, благодаря чему открывалась возможность многократного использования восковых дощечек.

В Древнем Риме по указанию императора Юлия Цезаря (I в. до н.э.) на видных местах вывешивались гипсовые доски с сообщениями о решениях сената – «Acta Senatus», о постановлениях народного собрания – «Acta diurna populi Romani». Эти своеобразные предшественницы газет просуществовали вплоть до IV в н.э.

В Японии сохранилась глиняная «газета» за 1615 г. под названием «Йомиури Каварабата». Небезынтересно, что название в переводе обозначает «Прочти и передай другому» – стало быть, создатели такой «газеты» стремились к массовости если не количеством экземпляров своего «издания», то хотя бы попыткой увеличить число потребителей информации.

Одним из очень важных изобретений человечества, без которого было бы невозможно развитие массово-информационной деятельности, стало изобретение бумаги. По-видимому, это произошло в Китае в I–II вв. н.э., по крайней мере, оттуда через Японию и арабские страны в Х в. бумага попала в Европу. Итальянское слово bambagia – хлопок, передаёт суть производства этого писчего материала, который сначала изготавливали из тряпья, пеньки, затем из древесины.

Правда, ещё до появления бумаги в Древнем Египте писали на папирусных свитках. Во II в. до н.э. в Малой Азии научились изготавливать пергамент (назван по имени города Пергам) – выделанную кожу животных, практически вечный материал для письма. На Руси некогда послания отправляли на бересте – напротив, весьма недолговечном материале (тем не менее, сохранившемся до наших дней в археологических пластах новгородской земли).

Кирилл и Мефодий, давшие славянам письменность, причислены к лику святых. Не меньшие заслуги перед человечеством у Иоганна Гуттенберга, изобретшего в середине XV в. печатный станок. Распространение бумаги и гуттенбергова способа книгопечатания совершили революцию в деле распространения и сохранения на века живого человеческого слова. Это – важнейшие предпосылки возникновения журналистики.

Правда, первые газеты были рукописными – «News Letters» в Англии, «Куранты», «Вести», «Столбцы» на Руси.

Социально-экономический прогресс, возникновение капиталистических отношений, развитие международной торговли привели к созданию первых настоящих газет. Слово «газета» произошло от названия мелкой венецианской монеты gazzetta – именно такой была цена печатных листков, сообщавших о прибытии в порт иностранных судов, о привезенных ими товарах. Таким образом, содержание первой в истории газеты ограничивалось, как сказали бы сегодня, информацией экономического характера. По большому счёту говоря, «Gazzetta» была откровенно рекламным изданием – ещё и поэтому сегодняшним СМИ не стоит свысока, как на «низкий жанр», смотреть на рекламу, забывая о своих исторических корнях.

Однако уже во французской «Gassetta» – печатном издании кардинала Ришелье – появились политические сообщения. Английская буржуазная революция XVII в. ввела в обиход регулярные издания памфлетов – брошюр с актуальным политическим содержанием, которые вполне можно считать прообразом журналов.

Во второй половине XVII в. в Европе появляются настоящие журналы и ежедневные газеты. Не случайно первые достижения нового вида общественной деятельности – политической публицистики, ставшей в это время синонимом журналистики, связаны с переломными моментами человеческой истории. В этом смысле достаточно вспомнить эпоху Великой французской революции, породившей блестящие памфлеты Мирабо, знаменитые газеты – Робеспьера «Защитник конституции» и Марата «Друг народа».

В России первая печатная газета «Ведомости» вышла в свет 13 января 1703 г. Указ о её создании был подписан Петром Первым 16 декабря 1702 г. С недавних пор 13 января в России отмечается День свободной прессы (в советские времена День печати отмечался 5 мая – это дата выхода в 1912 г. первого номера ленинской «Правды». Думается, вполне справедливо начинать отсчёт истории отечественной журналистики на два века раньше – со времён величайшего реформатора, бывшего не только воином и корабелом, бомбардиром и императором, но и первым российским журналистом).

Диалектика общественного прогресса характеризуется дискретным (прерывистым), скачкообразным развитием. Те или иные явления иногда надолго замирают (происходит процесс количественного или качественного накопления), а в какие-то моменты начинают бурно расти, видоизменяться, приобретать новые черты.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений