Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

Долгие годы, во времена Пушкина и Гоголя, Белинского и Добролюбова, Некрасова и Тургенева, Писарева и Толстого, властителями умов просвещенной российской публики были литературно-художественные журналы (формат которых мы сегодня определяем своеобразным термином «толстые журналы»).

Только в XIX в. (в Европе в первой половине столетия, в России – во второй) газеты, периодическая печать выходят на передовые позиции. Как раз в это время отмечается существенный технический прогресс в области полиграфии, средств передачи и воспроизведения информации. Изобретение телеграфа ускорило доставку оперативной информации из разных, подчас весьма отдалённых, точек в редакции. Достигла совершенства техника гравюры для иллюстрирования, а затем и воспроизведения фотографических снимков (цинкографическое клиширование). Изобретены линотип – строкоотливная машина, и ротационная машина, дающая возможность быстро тиражировать любое издание в почти неограниченном количестве экземпляров.

А как шёл процесс становления рекламы – столь родственного журналистике вида творческой деятельности? Следует сказать, что даже не параллельно, но вплоть до начала XX в. со значительным опережением, что убедительно объясняется утилитарным, прагматичным характером рекламной деятельности.

Принято считать, что первым, дошедшим до наших дней рекламным материалом, является египетский папирус с сообщением о продаже раба. О деятельности финикийских купцов рассказывают наскальные надписи вдоль древних торговых путей. В Риме рекламные объявления помещались на специально выстроенных и побеленных стенах «амбумсах». Когда же рекламные надписи стали появляться на стенах жилых домов, что, естественно, не нравилось их владельцам, городские власти стали бороться с этим оригинальным способом. Появился указ, направленный против дикой рекламы, гласивший: «Запрещается писать здесь. Горе тому, чьё имя будет здесь упомянуто. Да не будет ему удачи».

Печатная реклама впервые появилась в Англии в 1473 г. Во второй половине XIV в. в Британии приступили к выпуску еженедельной коммерческой газеты «Меркурий».

Во Франции печатная реклама появилась в 1631 г. в «Газет де Франс».

Рекламное дело в России прошло две стадии становления. Уже в X–XI вв. русские купцы стали пользоваться услугами зазывал, извещавших потенциальных покупателей о достоинствах товаров и самого купца. Создателями и исполнителями виртуозной устной рекламы были коробейники. Второй этап развития отечественной рекламы связан с распространением ярмарочной торговли. Как раз в Нижнем Новгороде успешно издаются газеты «Коммерческий листок», «Нижегородский ярмарочный справочный листок», «Нижегородская ярмарка». В это же время в Москве издаётся газета «Комиссионер».

Но вернёмся к истории традиционной журналистики.

На рубеже XIX–XX вв. были сделаны революционные технические открытия, заложившие основу радио и телевидения – новых средств массовой информации. Эти события готовились исподволь, всем ходом научного прогресса – и процесс поисков был захватывающе интересным. (Не случайно, скажем, изобретению телевидения посвящен замечательный роман Митчела Уилсона «Брат мой – враг мой»).

В середине XIX в. королевский астроном Ирландии сэр Вильям Гамильтон создал двухтомный математический труд, из которого в 1867 г. кембриджский профессор Д. Максвелл использовал два символа для характеристики соотношения электрического тока с магнитными силами. В двухстрочном максвелловом уравнении, в сущности, сфокусировалась вся теория электричества и магнетизма, без которой возникновение радио и ТВ было бы просто невозможным.

В 1888 г. немецкий учёный Г. Герц, чьим именем впоследствии назовут техническую единицу длинны радиоволн, экспериментально подтвердил открытие Максвелла, однако, с глубоким убеждением утверждал, что магнитное излучение никогда и никоим образом не сможет быть использовано на практике.

Ни Гамильтон, ни Максвелл, ни Герц не дожили до того дня, когда гениально предсказанное (хотя и не понятое) ими радио (от лат. radio – испускаю лучи) начало победно шествие по планете.

В 1885 г. преподаватель кронштадских минных классов А.С. Попов продемонстрировал прибор, получивший название радиоприёмник. Через два года независимо от него изобретателем радио становится итальянец Г. Маркони.

В 1900 г., на заре XX столетия, российский броненосец «Генерал Апраксин» сел на скалы острова Готланд. 3 марта А.С. Попов передал сообщение об этом по беспроволочному телеграфу, впервые продемонстрировав практические возможности своего изобретения. Радиоволна несла сначала писк морзянки, но пройдёт не так уж много времени, и человеческие голоса, мир музыки и звуков заполнят эфир, а в наш обиход войдут сначала несовершенные детекторные приёмники, вслед за ними громоздкие сооружения ламповых радиоаппаратов, а потом – удобные транзисторные приёмники – всё более миниатюрные и всё более безупречные по акустическим характеристикам.

Но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Люди всегда мечтали о возможности заглянуть за горизонт (вспомните хотя бы сказку о спящей царевне и семи богатырях: «Наливное яблочко катится по блюдечку – и уже видно, что делается за морями-океанами, в земле далёкой...») Размышляя о возможности передачи изображения на расстояние, учёные пришли к выводу, что для этого изображение надо разложить на составные части – по-разному освещённые точки, которые в совокупности, как камешки смальты в мозаичном панно, рисуют для нас ту или иную картину. Собственно, идея последовательной передачи изображения по частям принадлежит русскому учёному-биологу(!), сыну крепостного крестьянина П.И. Бахметьеву и высказана им в 1880 г.

В 1884 г. австрийский инженер венгерского происхождения П. Нипков запатентовал процесс «развёртки» изображения с помощью вращающегося диска с отверстиями, расположенными по спирали. Практическое применение это открытие получило только в 20-е гг. XX в. в краткой истории так называемого «механического телевидения».

В 1888–89 гг. русский профессор А.Г. Столетов открывает явление «внешнего фотоэффекта», опираясь на которое преподаватель Петербургского технологического института Б.Л. Розинг в 1907 г. создаёт катодную электронно-лучевую трубку – прообраз нынешнего кинескопа. В отличие от А.С. Попова, Розинг сразу же запатентовал своё изобретение, и сегодня он во всём мире признан основоположником современного электронного ТВ (изобретателем радио Запад считает Г. Маркони).

Куда менее бесспорен вклад в развитие телевидения талантливого учёного-самоучки, сына ссыльного украинского революционера-демократа, Б.П. Грабовского, который в 1925 г. в Ташкенте впервые продемонстрировал движущееся изображение при помощи электронно-лучевой трубки. По совету Б.Л. Розинга, это усовершенствование было запатентовано под названием «телефот», но в силу ряда причин не получило должной известности.

За океаном, в США в это же время шли настойчивые поиски в том же направлении. Американцы одним из изобретателей телевидения считают В.К. Зворыкина (эмигрировал из России в 1917 г.). Здесь же следует назвать имена англичанина В. Крукса, немца Ф.Брауна, американца Ф. Франсуорта, русского А.М. Полумордвинова, армянина О.А. Адамяна, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда, советских учёных С.И. Катаева и П.В. Шмакова. Поистине, внедрение в быт человечества наиболее интернационального из средств массовой информации стало возможным благодаря работе интернационального отряда учёных, инженеров и техников.

Говоря о предыстории телевидения, следует вспомнить также величайшее изобретение французов братьев Луи и Огюста Люмьеров, которые в 1895 г. подарили миру кинематограф. Соединение изобразительно-выразительных возможностей кино и радио обеспечили возникновение телевидения. По удивительному совпадению музы кино и радио родились в один год.

Дата рождения «механического телевидения» в России – 1 мая 1931г. Механическое или малострочное ТВ использовало диск Нипкова для разложения изображения, а сигнал передавался при помощи широковещательных радиостанций. Однако в этом случае размер экрана и качество изображения были неудовлетворительными. Механическое телевидение оказалось тупиковой ветвью научного прогресса.

В 1939 г. в Москве и Ленинграде начинается регулярное вещание по современной электронной схеме. После Отечественной войны реконструированные телецентры перешли на «развёртку» изображения в 625 строк, соответствующую нынешним стандартам отечественных телевизоров.

В 50–60-е гг. в стране идёт бурный процесс развития местного ТВ. Появляется вторая программа – провозвестник телевизионной многопрограммности. Осваивается техника цветного телевидения. Использование искусственных спутников Земли открыло эру спутникового ТВ с его безграничными в буквальном смысле возможностями (телесигнал из космоса легко преодолевает любые – государственные, национальные, территориальные и другие границы). Кабельное ТВ меняет вещательную природу телевидения. Соединение возможностей телеэкрана с компьютерной памятью и телефонной связью (сеть Интернет) произвело подлинную революцию в информационных технологиях. Детище компьютерного телевидения – так называемая виртуальная реальность – новое искусство с неосознанными пока до конца возможностями.

Система средств массовой информации России представлена сегодня гигантской индустрией новостей, анализа современного общественного развития, развлечения и организации досуга наших сограждан. Издаётся 4,5 тыс. газет, почти полторы тысячи наименований журналов, более 800 бюллетеней. В эфир выходит около тысячи телепрограмм, почти столько же радиостанций. Их обслуживает 300 информационных агентств. Неотъемлемой органичной составной частью этой могущественной информационно-пропагандистской системы стали рекламные агентства, без которых существование независимой коммерческой прессы было бы просто невозможно.

Кстати, в Великобритании с её старейшей в мире капиталистической системой 300 рекламных агентств – в одной только Москве их около 2 тыс. Попутно заметим, что ныне в мире ежегодно расходуется на рекламу более 300 млрд. долларов. В США она обеспечивает свыше половины доходов журналов, 75 процентов – газет и почти 100 процентов эфирного коммерческого ТВ. В России пока отсутствует надёжная статистика, касающаяся рекламных расходов и доходов, поэтому назовём цифры, которым можно доверять.

Годовой тираж газет у нас приближается к 10 млрд. экз. Рекордсменом является еженедельник «Аргументы и факты», у которого до 4 млн. подписчиков. Впрочем, в 1990 г., когда в СССР были устранены лимиты на подписку, а стоимость изданий была довольно низкой, «АиФ» выходил в свет астрономическим тиражом 33,2 млн. экз., за что по праву был занесён в Книгу рекордов Гиннеса.

У региональных газет и после 1990 г. тиражи не только не упали, но даже выросли. Рост интереса аудитории к региональным изданиям печатной и электронной прессы – характерная тенденция нашего времени.

В целом в мире издается около 10 тыс. только ежедневных газет. Ежегодно печатается 10 млрд. книг. Потенциальной аудиторией радио является всё человечество, в его распоряжении 1,5 млрд. радиоприемников. Телепрограммы может принимать более 3 млрд. человек. Парк телевизионных приёмников превысил 1 млрд. штук.

Безусловно, полноценная жизнь современного человека невозможна без разветвлённой системы средств массовой информации. Профессиональная журналистика выступает как эффективное средство совершенствования общественной жизни. Как мы убедились, весь процесс исторического развития журналистики шёл по пути всё большей демократизации: от папирусов и пергаментных летописей к изобретению бумаги и печатного станка, от рукописных «Курантов» к их многочисленным потомкам в виде современных многостраничных и многоцветных газет, от глашатая на площади к рупору громкоговорителя и радиоприемникам, чутко ловящим не знающие границ голоса всех стран и народов, от люмьеровского киноаппарата к вездесущей телекамере, способной, по словам С. Эйзенштейна, «прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей и зрителей художественную интерпретацию события в неповторимый момент самого свершения его, в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним».

У профессиональной журналистики замечательные перспективы. Вот почему нашей профессии остро необходимы грамотные, опытные, честные и принципиальные люди, в совершенстве владеющие профессиональным мастерством. В ещё большей степени в таких специалистах нуждается молодой отечественный рекламный бизнес, где перед журналистами открывается обширнейшее и увлекательнейшее поле творческой деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.      Расскажите о пражурналистских явлениях, предшественниках журналистской профессии.

2.      Какие научно-технические открытия повлияли на становление и развитие журналистики? Какова, по вашему мнению, роль технического прогресса в развитии современных СМИ?

3.      Когда и почему в России отмечают День свободной прессы?

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений