Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35

5. Познавательно-развлекательные программы, помимо упоми­навшихся утренних обозрений, чаще всего создаются в форме ток-шоу, т.е. «разговорных представлений». Ум, находчивость, обаяние, юмор ведущего плюс присутствие аудитории в студии создают необходимую атмосферу. Особого таланта и такта требуют юмористические обозрения текущих событий. Но и обычные утренние либо вечерние «коктейли» во многом зависят от личности ведущего (ведущих). Удерживать необходимый баланс познавательности и развлекательности в любом случае нелегко.

6. Культурно-просветительские программы отнюдь не лекции, но драматургически выстроенный рассказ или показ духовных ценностей, созданных человечеством. Такая программа может быть посвящена фактам из истории науки или искусства, музыки, а также современным поискам в этих сферах. Сюда же относятся трансляции спектаклей, а также передачи о проблемах семьи, медицины (здоровья), культуры домоводства. По данным социологов, эта группа передач выходит на одно из ведущих мест по популярности. Жанры те же, что в публицистике – вплоть до документального фильма.

7. Детские программы – термин, принятый повсюду в мире. Имеется в виду система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель – всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. Форма – непременно увлекательная. По жанрам и формату детские программы (программы для детей) многообразны: здесь и телеконкурсы типа «Умники и умницы», и информационно-публицистические программы типа «До 16 и старше», и инсценировки сказок, и фильмы – художественные и мультипликационные, юмористические типа «Ералаш», приключенческие, научно-популярные – но непременно адаптированные к возрасту зрителей и слушателей. Сюда же относятся простые формы – от чтения вечерней сказки до трансляции детских праздников, встреч детей с интересными людьми.

8. Религиозные программы отвечают потребностям значительной части аудитории – людям, исповедующим различные религии. Преобладающее присутствие одной конфессии может вызвать неодобрение представителей других конфессий. К передачам этого вида относятся: трансляции богослужений, специальные телевизионные и радиопроповеди, беседы журналистов со священнослужителями и др.

9. Спортивные программы составляют значительный процент вещания во всех странах мира. Есть каналы, показывающие только спорт. Если в пункте 2 («специализированная информация») названы краткие программы с результатами спортивных соревнований, то к пункту 9 следует отнести полные трансляции матчей или подробные репортажи о них, анализ побед и поражений спортсменов и т.п. Надо учесть, что такого рода программы имеют ограниченную аудиторию, хотя и довольно активную в требованиях подробного показа «своего» вида спорта: бокса, плавания и пр.

Детский спорт и рассказы о спорте для детей следует отнести к пункту 7. А если спортсмен становится героем публицистической программы, которая затрагивает общечеловеческие или общероссийские проблемы жизни, показывает нравственную высоту поступков («Сделай шаг» и др.) – такую программу следует отметить цифрой 4.

10. Художественные (игровые) кинофильмы от одной до 4–12 серий могут идти как самостоятельный (в основном развлекательный) элемент телевизионного дня (программы во втором значении термина), либо сопровождаться культурно-просветительской беседой, рассказом – об обстоятельствах создания фильма, о соотнесении с сегодняшним днем – тогда это пункт 6.

11. Многосерийные телефильмы (сериалы, «мыльные оперы») справедливо отделяются социологами от художественных кинофильмов. Функция – дешевое (в прямом и переносном смысле) развлечение. В одних и тех же декорациях разыгрываются стандартные ситуации.

12. И, наконец, откровенно развлекательные программы. Без видимых социально значимых целей. Эстрада, цирк, легкая музыка, игры типа «Угадай мелодию» и «Поле чудес».

На многопрофильных радиостанциях сочетание развлечений и информации – 30 и 70%, на «локальных" музыкально-информационных наоборот: 70% музыки и 30% информации и «культпросвета».

13. Рекламная функция может присутствовать во всех вышеперечисленных программах (кроме новостных), но для собственно рекламных программ (наборов клипов, «сюжетов», кадров) есть особое время, выделяемое иногда специальной заставкой, объявлением. Такой рекламы не должно быть более 15% общего эфирного времени. Не принято прерывать рекламой детские, религиозные программы и некоторые другие виды передач.

Исходя из вышеизложенного, социально значимыми следует признать:

– информационные программы (пункты 1, 2, 3);

– публицистические программы (пункт 4);

– познавательно-развлекательные программы (пункт 5);

– культурно-просветительские программы (пункт 6);

– детские программы (пункт 7).

Все эти программы требуют для своего воплощения серьезных затрат и высокой квалификации исполнителей. Наличие таких программ – основание для решения вопроса о лицензировании телерадиокомпании.

Что касается определения реального процента наличия того или иного вида программ в текущей продукции телерадиокомпаний – настоящий классификатор позволяет это сделать просто и легко. Нужен лишь определенный навык, чтобы расставить соответствующие цифры напротив всех строк печатной программы ТВ или радио. Разумеется, надо представлять себе, что скрывается за кратким названием цикла или серии программ.

Иногда понятия «цикл», «рубрика», «серия» употребляются как синонимы. Более удобна и входит в практику иная трактовка:

рубрика – постоянный элемент информационной программы;

цикл – способ организации  публицистических, культурно-просветительских и детских программ;

серия – обозначение однородных, взаимосвязанных художественно-игровых программ, в том числе фильмов. Фильм в данном документе рассматривается как одна из разновидностей программы.

В вещательной практике используется понятие «канал». Оно имеет два значения. Первое – техническое. Канал – это фиксированная стандартная полоса частот (длина волны), на которой работает передатчик радиостанции или телецентра. Числом каналов определяется возможность одновременной передачи соответствующего числа телевизионных программ, отчего слова «канал» и «программа» долгое время употреблялись как синонимы.

Второе значение понятия канал, используемое в современной практике, – это совокупность радио- и телепередач, объединенных творческим замыслом, направленностью на однородную аудиторию, а иногда и личностью ведущего (каналы «Отражение», «Добрый вечер, Москва», «Пятое колесо» и т.п.).

Итак, против названия фильма «Золотой ключик» эксперт ставит цифру 7 (детская программа), а против фильма «Ночной патруль» – цифру 10. «Итоги» НТВ будут обозначены цифрой 3, а «Куклы» НТВ окажутся вместе с непохожей на них утренней программой под номером 5.

Таким образом, подчеркнем еще раз, программы объединяются не по жанрам, не по месту производства или приобретения, а по своей направленности, по социальным функциям, по смыслу воздействия на зрителя.

Точно определить эти направленность, воздействие, смысл можно лишь после ознакомления с образцами той или иной регулярной программы (серии, цикла, канала). Показатели рейтинга и «доли» (т.е. процента включенных на данный момент приемников ко всем имеющимся или ко всем включенным в данное время) имеют в данном случае не решающее, а вспомогательное значение – социально значимая программа должна быть и достаточно популярной.

в начало

Б.Л. РОЗИНГ И В.К. ЗВОРЫКИН РУССКИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

В 1999 г. на международном телефоруме первое место в номинации «Телепортрет» завоевал цикл фильмов «Сокровенные люди». В одном из фильмов рассказано, как погиб в Архангельске профессор Борис Розинг – красивый, благородный, талантливый человек.

Его арестовали «за финансовую поддержку контрреволюции» – дал денег знакомому, которого обвинили в каких-то крамольных высказываниях.

И вот в апреле 1933 года будучи в ссылке в Архангельске едет Розинг в трамвае, держа котелок с пайковым жиденьким супом. Трамвай качнуло, суп пролился на пальто какой-то дамы. Она подняла крик. «Не кричите, я все устрою», – просил ученый. Дама не унималась. Розинга постиг инсульт – или, как писали тогда, кровоизлияние в мозг.

Мы должны больше знать об этом человеке. Если спрашиваешь молодых журналистов, кто изобрел телевидение – в ответ либо молчание, либо – в самые последние годы – фамилия Зворыкина, «русского американца», которого, наряду с писателем Владимиром Набоковым, почтил своим стихотворением Булат Окуджава:

Как хорошо, что Зворыкин уехал

и телевиденье там изобрел!

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35

сайт копирайтеров Евгений