Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21

Аугсбургским предложением Карла V под надзор имперской власти, наряду с деятелями запрещенной литературы, были взяты отдельные правительства земель, входивших в состав империи. Таким образом, был сделан протестантским князьям резкий вызов, на что они ответили шмалькальденским союзом самозащиты.

Раскол правителей создавал благоприятную почву для развития прессы, поэтому император неустанно вырабатывал все новые и новые мероприятия для ее подавления. С 1532 г., в силу §110 уголовного устава, авторы пасквилей и клеветнических сочинений подлежали преследованию даже в том случае, если опубликованное ими оказывалось вполне верным действительному положению дела. Но летучие листки возрастали. Франкфуртская ярмарка была главным рынком этого рода произведений. На съезде в Регенсбурге в 1541 г. Карл V вынужден был снова напомнить о своих аугсбургских предложениях и даже дополнить их некоторыми новыми постановлениями. Так, он говорил: «Мы нашли, что клеветнические произведения (Schmähschriften) снова распространяются во многих местах Священной Империи, что они немало могут нарушать общий мир, а также повести к различным смущениям и затруднениям, а поэтому мы уговорились с курфюрстами, князьями и сословиями, чтобы впредь в Священной Империи ни одно клеветническое произведение, как бы оно ни называлось, не должно быть напечатано, покупаемо и продаваемо; особенно же чтобы каждое отдельное правительство тщательно наблюдало, чтобы авторы, типографщики, продавцы и покупатели, замеченные в нарушении, подвергались серьезному и строгому наказанию смотря по тому, какие у них будут найдены произведения».

Оригинальным нововведением регенсбургского постановления является репрессия в отношении покупателей опальных произведений. Но опыт обнаружил вскоре бессилие и этого измышления. Спустя всего три года вышло обширное собрание пасквилей. В первом томе были собраны поэтические произведения, во втором – проза. Автор издания не был указан, а место напечатания было скрыто под вымышленным именем «Элейторополиса». За этим изданием последовали другие.

В 1546 г. между Карлом V и чинами шмалькальденского союза началась война, со временем которой совпало высшее развитие пасквильной литературы в Германии. Война не отвлекла внимания императора от печати. При всяком удобном случае он обрушивался на нее то одной, то другой мерой. Например, в одном частном патенте, выданном в Лейпциге 20 июля 1546 г., император указал, «чтобы под страхом штрафа в 500 гульденов ни одна книга не была напечатана без правительственной цензуры». Самая многочисленность напоминаний и распоряжений в этом роде внушает мысль о малой достижимости преследовавшейся задачи. И в самом деле, каких результатов можно было достигнуть аугсбургским постановлением 1530 г. и последующими подтверждениями, если, например, совет города Нордлинга, вводя у себя цензуру, в протоколе 15 мая 1542 г. писал: «Впредь типографщик не должен ничего печатать без ведома бургомистра и Совета», причем было добавлено: «Постановлено по принуждению попов». Политика «принуждения» при Карле V достигла своего апогея, когда он разбил шмалькальденский союз.

Разгромив протестантских князей при помощи испанских солдат, Карл V стал полным хозяином Германии. Но введение в империю испанских солдат, конфискация земель курфюрста Саксонского и ландграфа Гессенского – все это было прямым нарушением условий избрания Карла V на престол империи. В широких кругах немецкой нации неминуемо должно было заговорить оскорбленное чувство. Император хорошо понимал, какую роль в данном случае могла сыграть печать, и 30 июля 1548 г. он издал имперский полицейский устав. Объединяя все свои прежние распоряжения по делам печати, император писал в уставе: «Итак мы находим, что наши постановления не только нисколько не выполнялись, но что оскорбительные книги, писания, картины и изделия с течением времени все более и более сочиняются, печатаются, изготовляются, покупаются и распространяются».

Полицейский устав 1548 г. признавал недозволенными: во-первых, пасквили и сочинения, противные католичеству или возбуждающие к восстанию; во-вторых, сочинения, не просмотренные предварительной цензурой; и, в-третьих, произведения, вышедшие без обозначения имени автора и типографщика, а также места напечатания. Сочинения второй и третьей группы воспрещалось печатать, продавать, покупать и даже иметь. Лица, у которых подобные произведения находились, были обязаны назвать автора или продавца. Если они не давали требуемых сведений, то их сажали в тюрьму и подвергали пытке. Преследование за нарушения устава возлагалось на местные власти. В случае бездействия последних выступал имперский фискал[26] и каммергерихт[27]. Полицейский устав сопровождался эдиктом, которым император вменял в обязанность курфюрстам, князьям и сословиям немедленное опубликование устава и строгое его выполнение; за нарушение установленных правил типографщики, сверх потери права на промысел, подвергались штрафу в 500 гульденов.

Усиленно искореняя произведения печати одного направления и покровительствуя произведениям другого, Карл V пришел к мысли составить список запрещенных сочинений. В 1540 г. появился первый подобный указатель, который пополнялся в 1541, 1550 и 1570 гг. Изданием каталога запрещенных произведений император опередил даже католических инквизиторов. Папская курия выпустила свой первый каталог при Папе Павле IV только в 1559 г. Впрочем, эти списки издаются папами и до настоящего времени, хотя из светских правительств с ними, к чести европейских народов, конкурирует одно русское.

Шмалькальденская война была последним аккордом протестантского гимна. Аугсбургский мир 1555 г. закончил реформацию в Германии, где была, наконец, признана равноправность католиков и лютеран, с тем, однако, ограничением, что свобода избрания вероисповедания была предоставлена одним князьям, а население обязано было разделять вероисповедание своих владетелей.

Преемники Карла V, его брат Фердинанд I и сын последнего Максимилиан II, настаивали на точном соблюдении аугсбургских постановлений. Между тем в литературе того времени религиозные споры не прекращались и притом же велись в самой резкой форме. Максимилиан II (1564–1576) в первые годы своего царствования собрал в Эрфурте рейхстаг с целью выработать общеимперские меры против полемической литературы. В эрфуртском решении 27 сентября 1567 г, было выражено желание «не видеть более лживых и надменных сочинителей, иначе возбудится такое недоверие и недовольство между всеми высшими и низшими сословиями, которое может причинить непримиримое возмущение и множество непоправимого зла... в особенности же должны быть с корнем уничтожены летучие газеты (fliegenden Zeitungen) и печатники и продавцы этих произведений». Ввиду этого были подтверждены все решения по делам печати прежних съездов и полицейский устав 1548 г. В 1569 г. Максимилиан II обратил свое внимание на франкфуртский книжный рынок, главный центр книжной торговли того времени. Он потребовал от франкфуртского совета, чтобы ему в Прагу высылалось по нескольку экземпляров каждой выходящей из печати книги. В следующем году он предложил совету наблюдать, чтобы книгопродавцы в точности соблюдали их привилегии. Тогда же им был собран съезд князей в Шпейере.

На шпейерском собрании 11 декабря 1570 г. был выработан целый цензурный устав. С этого времени дозволялось открывать типографии только в университетских городах и княжеских резиденциях. Все другие типографии подлежали закрытию. Отдельные правительства, при разрешении открыть типографию, обязаны были собрать сведения о жизни и благонадежности типографщика, а также отобрать от него присягу и торжественное обещание неуклонно выполнять все постановления по делам печати прежних княжеских рейхстагов. Под угрозою штрафа и потери права на промысел типографщики не должны печатать богохульственных и пасквильных книг, сочинений, карт, стихов и т.д., ни одна рукопись не могла поступить в печать без предварительного просмотра и разрешения правительства. На каждом произведении печати должно было выставляться имя автора и полное имя типографщика, а также год и место издания. Решение рейхстага заканчивалось следующими знаменательными словами: «Итак, мы приказываем и желаем, чтобы каждое сословие и каждое правительство согласно данному нашему приказу поступало со всем старанием, особенно же производило неожиданные ревизии типографий. Если же они сами будут в чем-либо нарушать это решение или не примут должных мер и взысканий против посторонних нарушителей, то они впадут у нас в тяжкую немилость и смотря по обстоятельствам будут наказаны по нашему усмотрению».

Решение шпейерского съезда привело к тому, что в маленьких городах возникли тайные типографии (Winkeldruckereien), которые снабжали читателей произведениями в прежнем духе. Бороться с этим имперское правительство не имело сил. Тем не менее курс репрессий не терял кредита. Новая эра в этом отношении наступила с появлением в Германии иезуитов. Первый император, которого в Германии они забрали в свои руки, был Рудольф II (1576–1612). Под влиянием иезуитов во Франкфурте были арестованы сочинения выдающегося историка Слейдануса и снова допущены после уничтожения некоторых страниц. Здесь же вышедшая книга «О блаженстве», вследствие неодобрения иезуитов, подверглась сожжению. Такая же судьба, по распоряжению императора, должна была постигнуть сочинение «О воплощении Христа». Но Рудольф II не ограничивался изъятием или уничтожением отдельных произведений печати. В 1577 г. 9 ноября он издал во Франкфурте-на-Майне полицейский устав, в котором относительно цензуры он повторил шпейерское решение и полицейский устав 1548 г. Единственною оригинальностью его было запрещение кредиторам издавать поносные сочинения на их неисправных должников, что широко практиковалось тогда в Германии. Нарушителям устава Рудольф II угрожал суровыми наказаниями «на основании закона и смотря по обстоятельствам и роду дела», чтобы «другим было не повадно».

В 1579 г. император назначил во Франкфурт-на-Майне особую цензурную комиссию, члены которой в сопровождении вооруженного солдата ходили из магазина в магазин и рылись в книгах. Комиссия имела право преследовать не только за неразрешенные и запрещенные сочинения, но могла производить изъятие книг, уже пропущенных цензурой. Кроме того, городской совет был вынужден принять целый ряд мер против печати вплоть до преследования авторов рыночных сообщений о событиях дня в промежутке времени между рынками. Вся масса принятых мер убила окончательно книгопечатный промысел, и знаменитая франкфуртская книжная торговля перешла в Лейпциг. К концу царствования Рудольфа II преследование печати еще более усилилось; даже отчеты о решениях каммергерихта не могли появляться без особого разрешения. Положение печати ухудшилось в зависимости от обострения вражды между католиками и протестантами. Первые образовали лигу, вторые – унию. И те и другие друг друга преследовали в печати. В 1608 г. Рудольф II восстановил Книжный Комиссариат, с течением времени пришедший в упадок. В рескрипте 15 марта 1608 г. он сетовал, что ревизии книг не производятся с прежней энергией, и снова взывал к усердию правительственных агентов. Он оповещал отдельные правительства, что «должны быть совершенно искоренены настоятельно запрещенные известные сочинения, вращающиеся в большом количестве на всех ярмарках, что впредь ни одна книга не должна быть напечатана или распространяема в пределах Священной Империи без предварительного просмотра, дозволения и одобрения правительства, под властью которого живет типографщик, а также на каждой книге должны обозначаться, без обмана и вымысла, имена автора и типографщика и место издания». Для достижения намеченных требований типографщики были обязаны представлять правительству списки печатаемых ими книг и обязательные экземпляры по выходе сочинений из печати. Было также обращено внимание на то, что на некоторых изданиях с целью обмануть публику помечается «cum gratia et privilégio»[28], но пропускается дальнейшее слово «Caesareo»[29], указывающее на правительственный пропуск книги. Император не упустил из виду и того, что из книжных каталогов были исключены многие католические сочинения.

Спустя 6 лет после смерти Рудольфа II, а именно в 1618 г. возгорелась в Германии религиозная тридцатилетняя война, которая закончилась провозглашением равноправности католицизма, протестантства и кальвинизма, а также отменой обязательной принадлежности населения к религии его государя. Война привела к раздроблению и ослаблению Германии: международное значение страны, хозяйственная жизнь и просвещение были подорваны на многие десятилетия. Из тридцатилетней войны вышло обновленным и окрепшим одно только княжество – Бранденбург. Это княжество возникло из духовно-рыцарской общины. В половине XV столетия община лишилась значительной части своих владений, которые были отняты Польшей. Не имея сил бороться с Польшей, начальник общины Альбрехт Бранденбургский признал наконец свою зависимость от польского короля Сигизмунда I, и духовная община превратилась в светское герцогство Прусское (1525). При заключении Вестфальского мира Бранденбург увеличился большей частью Померании и Магдебургом. В 1660 г. герцогство Прусское освободилось от зависимости от Польши. В 1701 г. герцогство превратилось в королевство Пруссию, которому почти непрерывно суждено было возрастать. В дальнейшем изложении мы будем иметь в виду главным образом Германский Союз и Пруссию, которая со временем станет во главе Германской Империи.

В новом государстве с самого начала утвердился абсолютизм. Уже при втором прусском короле Фридрихе-Вильгельме (1715–1740) 14 августа 1715 г. был издан замечательный эдикт по делам печати. Немецкие университеты, пришедшие в упадок после тридцатилетней войны, стали оживать со времени Томазиуса и Лейбница. Это оживление умственных центров привлекло внимание императора. Августовский эдикт имел целью «предупредить несчастия, могущие произойти из сочинений о государственных и правительственных делах, каковые сочинения издаются с целью разрушения Империи членами академии и университета, в особенности же некоторыми профессорами гражданского и публичного права». Эдикт дает следующую характеристику положения печати: «Ежедневный опыт учит, что эти столь часто издававшиеся полезные распоряжения и имперские постановления не выполнялись, напротив, вопреки этим правилам, злословные книги, писания и картины то там, то здесь, в различных местах Империи тайно приготовлялись, выделывались, печатались или привозились из-за границы, а также в публичных университетах появилось несколько не менее извращенных новых учений, книг, тезисов или трактатов по гражданскому и публичному праву, очень вредных и разрушительных для законов и порядков Священной Римской Империи и этим самым в немецкие основные законы вносятся многие недопустимые и глубоко вредные новшества, а в Германскую Империю – беспорядки».

В 1740 г. на престол Пруссии вступил Фридрих II Великий (1740–1786), который получил серьезное литературное образование и сам был довольно плодовитым писателем. Патентом 10 февраля 1746 г. он объединил все немецкое законодательство о печати по образцу французского регламента 1723 г. Патент касался «книжного дела в Священной Римской Империи и всемилостивейше поставленной над ним королевской Комиссии». Король высказывал в нем свое «особенное неудовольствие» по поводу постоянных нарушений имперских постановлений о печати, причем были подтверждены «все в Империи изданные предшественниками патенты, мандаты и рескрипты». Регламентация коснулась даже чистоты бумаги и качества шрифта. В 1749 г. Фридрих Великий издал цензурный указ, который, подвергнувшись переработке в 1772 г., оставался в силе до конца царствования его творца.

Цензурный циркуляр 1 июля 1772 г. начинался сетованием по поводу того, что, в нарушение эдикта 11 мая 1749 г., снова появляются книги, противные добрым нравам и религии. Затем были подтверждены эдикт 11 мая 1749 г. и другие, насколько они не противоречили новому порядку. Для наблюдения за книжным промыслом были назначены три цензора по юридическим, теологическим и философским сочинениям. Вновь возобновлена книжная цензурная комиссия (Bücher-Censur Kommission). Все книги должны были отдаваться на предварительную цензуру. От цензуры освобождались только сочинения членов Академии наук и медико-хирургической коллегии. Университетские издания должны были цензироваться факультетами, за исключением сочинений политического содержания, которые на общем основании представлялись департаменту иностранных дел. Все остальные издания, не богословского, не юридического, не философского и не исторического содержания, подлежали в провинциальных центрах цензуре местного земского управления, в других местах – цензуре магистрата. Еще на основании распоряжения 6 марта 1709 г. медицинские сочинения должны были подлежать цензуре медицинской обер-коллегии, но это касалось главным образом книг, выходящих в Берлине. По циркуляру же 1772 г. цензуре этого учреждения предоставлены все издания, выходящие и в провинции, за исключением Силезии и Померании. Изъятие было допущено лишь в пользу изданий членов университетов и медицинской обер-коллегии.

Что касается немецких и французских газет, выходивших в Берлине, то еще по указу 12 августа 1755 г., цензура их была возложена на дирекцию департамента иностранных дел. За напечатание без цензуры или вопреки ей издатели подвергались в первый раз штрафу в 50 талеров, а во второй раз лишались привилегии на издание. Провинциальных периодических изданий циркуляр 1772 г. не коснулся. По отношению к ним остался в силе эдикт 1722 г., на основании которого провинциальные издания были подчинены цензуре местных земских управлений и юстиц-коллегий. За цензуру был установлен сбор в 2 гроша с печатного листа. В последнем, 10-м параграфе выражено было, что цензурные предписания не имеют целью воспрепятствовать приличному и серьезному исследованию истины, но направлены против сочинений, противных основам религии, нравственному и гражданскому порядку. Вообще, нужно заметить, что при Фридрихе Великом цензура была значительно ослаблена. Об этом можно судить уж потому, например, что умершие цензоры очень продолжительное время не замещались новыми лицами.

При следующем прусском короле Фридрихе-Вильгельме II (1786–1797) просвещение не пользовалось покровительством. Малообразованный, сладострастный ханжа был неспособен продолжать курс своего великого дяди. В эту пору в министерских циркулярах появились нарекания на то, что свобода печати выродилась в распущенность, что печатные произведения открыто призывают к возмущению и т.д. Вполне характерным для данной эпохи является эдикт 19/25 декабря 1788 г. Эдикту предшествовало длинное вступление, в котором разъяснялось, в силу каких причин он появился. Здесь говорилось, между прочим: «Итак опыт показал, какие вредные последствия приносит полная свобода печати... Как часто неблагомыслящими и злонамеренными писателями печать направляется к распространению вредных заблуждений относительно важнейших предметов человеческой жизни и к порче нравов посредством соблазнительных картин, двусмысленного изображения порока, коварных насмешек и злой хулы на публичные учреждения и распоряжения, благодаря чему в недостаточно просвещенных слоях населения питается и поддерживается печаль и неудовлетворенность и т.д.».

При помощи 11 статей декабрьского эдикта Фридрих-Вильгельм II поставил печать в очень тяжкие условия. Подтвердив эдикт 11 мая 1749 г. и циркуляр 1 июня 1772 г., король указал в первой же статье, что все печатные произведения должны подвергаться предварительной цензуре и без просмотра установленными учреждениями не могут ни поступать в печать, ни продаваться. Что касается цензурных учреждений, то последние создавались не с целью препятствовать исследованию истины, а лишь с целью предупредить появление таких произведений печати, которые противны общим основам религии, государству, гражданскому и нравственному порядку, а также личной чести и доброму имени третьих лиц. В семи пунктах четвертой статьи и в следующей пятой подробно излагалась организация цензурных органов. Просмотр богословских и философских сочинений в Курмарке был предоставлен местной Обер-Консистории, а в других провинциях — провинциальным консисториям. Сочинения юридического содержания должны были цензироваться частью берлинским каммергерихтом, частью Юстиц-Коллегиями по принадлежности. В местностях, где были медико-хирургические коллегии, последним была поручена цензура медицинских книг; во всех остальных местах эти сочинения передавались в Обер-Медицинскую Коллегию Берлина. Сочинения политического и исторического содержания просматривались департаментом иностранных дел. Ежемесячные и еженедельные издания, ученые газеты, экономические сочинения, романы и театральные пьесы, поскольку они не подходили к перечисленным выше категориям, подлежали цензуре университетов, а где не было последних, цензуре местных Юстиц-Коллегий. Случайные издания, школьные программы, летучие листки и т.д. либо просматривались университетами, либо местными магистратами. Политические газеты в Берлине просматривались департаментом иностранных дел, а в провинциях – местными Коллегиями. Из указанного порядка специализации цензуры было допущено два исключения: во-первых, издания академии наук и медико-хирургической коллегии были изъяты из общей цензуры; во-вторых, все сочинения профессоров, за исключением политических и исторических, просматривались соответственными факультетами.

Многочисленные цензурные учреждения действовали под непосредственным контролем высших инстанций. Писатели и издатели могли приносить жалобы на низшие цензурные учреждения. Так, на местные Юстиц-Коллегии и консистории подавались жалобы в соединенный юстиц-департамент; на провинциальные медицинские коллегии – берлинской обер-коллегии, а на эту последнюю – главной дирекции; на цензоров исторических и политических произведений – департаменту иностранных дел; на магистры – местному земскому управлению.

Издатель, получивший от соответственного цензурного установления разрешение на напечатание какого-либо произведения, освобождался от всякой дальнейшей ответственности за содержание напечатанного. Наоборот, всякий издавший что-либо без установленного разрешения, хотя бы по содержанию своему издание было вполне допустимо, подвергался штрафу от 5 до 50 талеров. Наказание усиливалось, если находили, что издание не могло бы быть разрешено при представлении на предварительный просмотр. При повторении преступления издатель и типографщик лишались привилегии на дальнейшее ведение промысла. Если из печати выходило произведение, бывшее на предварительном цензурном просмотре, но без соблюдения всех сделанных цензором исправлений и указаний, то такое издание рассматривалось как вышедшее без предварительной цензуры. Иностранные издания подлежали общей местной цензуре. Никто не имел права торговать неодобренными иностранными изданиями. Даже осмелившиеся недозволенное произведение издать за границей подвергались наказанию наравне с тем, как если бы это сочинение было выпущено без разрешения цензуры в самой Германии.

Как видно из приведенного содержания эдикта, печать была совершенно подавлена, особенно же в области вопросов общественных и государственных. И горькой насмешкой звучало положение Общего земского права, введенного в 1797 г., согласно которому «каждый хороший подданный указывает недостатки публичной сущности правительства, но при этом не вызывает шума в публике».

Когда престол Пруссии перешел к Фридриху-Вильгельму III (1797–1840), то последнему указывали на необходимость строгих мер против печати, но король отклонил их. Больше того! В 1803 г. он высказал, что «подавление свободы прессы влечет за собой всеобщие неблагоприятные последствия». В следующем году он высказался еще решительнее: «Пристойная гласность, – говорил он, – для населения и подданных есть самая верная порука против распущенности и злоупотреблений подчиненных правительственных агентов и заслуживает во всяком случае поощрения и защиты». Впрочем, и в мелких германских государствах условия складывались благоприятно для печати. Бавария, например, уничтожила цензуру книг еще в 1803 г.

После поражения при Иене в 1806 г. Пруссия потеряла почти половину своей территории и надолго утратила свою военную репутацию. В то время как в Рейнском союзе князей, под влиянием Наполеона, отменялись привилегии дворянства и духовенства, уничтожалось крепостное право и вводились различные внутренние реформы, Пруссия коснела при средневековых порядках. Мысль о необходимости коренных внутренних преобразований начинала овладевать широкими кругами населения, но придворная клика старалась погасить вспыхнувшее сознание. Распоряжением 18 ноября 1810 г. король подчинил строгой цензуре газеты и летучие листки, чтобы «воспрепятствовать незрелым (unreife Urtheile) суждениям о новом государственном устройстве». Вместо разбитой после Иены Священной Римской Империи Венский конгресс 1815 г. создал Германию из 38 государств, а именно: Австрийской империи, королевств – Пруссии, Саксонии, Баварии и Вюртемберга, 28 княжеств и четырех независимых городов – Гамбурга, Любека, Бремена и Франкфурта-на-Майне. Все эти государства образовали Германский Союз с союзным сеймом во Франкфурте-на-Майне. Первенствующее положение было предоставлено Австрии, которая стремилась удержать сложившееся положение. В силу §18 союзного акта 8 июня 1815 г. первое же союзное собрание должно было заняться «выработкой однообразных постановлений относительно свободы печати и обеспечения прав писателей и издателей со стороны перепечатки».

В это время цензурные учреждения существовали в Австрии, Саксонии, Бадене и Пруссии. Свобода прессы была в Баварии, Вюртемберге, Ганновере, Великом герцогстве Гессенском, обоих  Мекленбургах и Нассау. В собрании 26 марта 1817 г. ольденбургским посланником Ф. Бергом, человеком большого теоретического образования и либерального образа мыслей, был сделан доклад о положении печати в отдельных немецких государствах. Ему была выражена единогласная благодарность за исчерпывающее изложение вопроса (Sic!), но заключения о печати не последовало и обещание, занесенное в §18 союзного акта, осталось не выполненным. Напротив того, союзным постановлением от 20 сентября 1819 г. было утверждено заключение карлсбадской конференции министров, в силу которого вся периодическая печать и сочинения до 20 печатных листов были подчинены цензуре. Постановлением 15 января 1824 г. Союз установил цензуру отчетов о заявлениях и записках, поданных в союзный совет. В том же году 5 февраля последовало запрещение вообще что-либо писать о союзных собраниях, кроме того, что опубликовывалось в официальных протоколах. Все эти мероприятия в основании своем имели известные уже Карлсбадские постановления, введенные в действие на 5 лет, которым истекал срок. Чтобы не лишиться таких чрезвычайных полномочий держать страну, по крайней мере, с внешней стороны, в полном неведении и застое, на заседании 16 августа 1824 г. была поднята речь о том, что обстоятельства, вызвавшие постановление 1819 г., не изменились и по-прежнему существуют в Германии. Ввиду подобного соображения было постановлено, чтобы «временный закон о печати, теряющий силу 20 сентября текущего года, оставался в действии до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение относительно окончательного закона о печати». Окончательного соглашения не последовало до 1848 г. и карлсбадские постановления продержались до этого времени.

Всю тяжесть Карлсбадских постановлений испытала на себе периодическая печать, это неизменное пугало абсолютизма. Много раз выше упоминалось о летучих листках и газетах. Когда же этого рода произведения появились в Германии? Первое упоминание о летучем листке относится к 1488 г. Самый же древнейший экземпляр листка, помеченный 1493 г., сохранился в библиотеке Лейпцигского университета. С 1504 г. появились в Германии газеты. В то время как листки отличались памфлетным характером, первоначальные газеты имели вид деловых известий для торговых людей. Лишь впоследствии их содержание расширилось, к торговым известиям прибавились сообщения о других событиях. Особую известность приобрели газетные издания фирмы Фуггеров. Их издания с 1568 по 1604 г. в 28 томах вместе с библиотекой фирмы находятся в венской библиотеке. Первый еженедельный журнал начал издаваться с 1615 г. во Франкфурте-на-Майне. Затем возникли разного рода «Postreuter», «Merkure», «Kuriere», «Korrespondenten» и т.д. С 1798 г. в Тюбингене стал выходить «Allgemeine Zeitung», в котором неоднократно проводились взгляды Меттерниха, вдохновителя политики Союзного совета. В двадцатых годах прошлого столетия в Берлине возник «Preussische Staatszeitung».

Когда над Европой вихрем пронеслась весть об июльских днях в Париже, правительства насторожились, так как почва для революции, в сущности, была готова повсюду. Предвидя опасность, Союзный совет 21 октября 1830 г. установил самую строгую цензуру известий об иностранных событиях. Вскоре в этот фильтр попали и отголоски внутренних движений. В следующем году начался разгром периодической прессы. Постановлением 19 ноября 1831 г. были прекращены «Современный Листок» и «Конституционная Германия». Постановлением 2 марта 1832 г. были закрыты «Немецкая Трибуна», «Западный Вестник» и «Новые веяния времени», а редакторы этих изданий лишены права на издание других органов. Постановлением 9 июля того же года в Бадене запрещены «Рейнский Страж» и «Свободомыслящий». Менее, чем через месяц, а именно 16 августа было постановлено закрыть «Общую Политическую Летопись», а через три недели (6 сентября) той же участи был подвергнут «Друг Народа». В 1833 г. были закрыты 12 марта – «Пчела»; 14 ноября – «Неккарская газета»; 5 декабря – «Наблюдатель в Гессене-на-Рейне» и «Новый Гессенский Народный Листок». В последующее время мартиролог все увеличивался, но этого оказалось мало и были подвергнуты опале определенные писатели и книгоиздательские фирмы. Так, издатель Гофман в Гамбурге, усиленно распространявший сочинения кружка писателей, известного под названием «Молодой Германии», получил предупреждение о воспрещении его изданий. Совет посмотрел на «Молодую Германию» как на школу, произведения которой направлены «к нападкам на христианскую религию, к ниспровержению существующих социальных отношений и разрушению нравственности и приличия». Постановлением совета 20 декабря 1835 г. произведения членов «Молодой Германии» были воспрещены. А между тем эти писатели – Генрих Гейне, Карл Гутцков, Генрих Лаубе, Адольф Виндарг и Федор Вунд в своих произведениях проводили идеи свободы совести, женщин, евреев и т.д.

Как ни старались отдельные правительства Германского Союза задержать развитие народа, им это не удалось, и не удалось потому именно, что стремление вперед не «бессмысленные мечтания» нескольких горячих голов, а законное право и естественная необходимость. Освободительное движение 1848 г. заставило Германский союз пойти на уступки, что сказалось также в области законодательства о печати в отдельных германских государствах и во всем союзе, как целом. Решением Союзного Совета от 3 марта 1848 г. было постановлено: «Каждому немецкому государству Союза предоставляется право уничтожить цензуру и ввести свободу печати, но под гарантией, которая обеспечивала бы, по возможности, другие союзные государства, а также самый Союз от злоупотребления свободой печати». В Основных же немецких правах от 21 декабря 1848 г. находим следующее распространительное изложение вышеприведенного принципа: «Ни при каких обстоятельствах и никаким образом свобода печати не может быть отменена, уничтожена или ограничена предупредительными мерами, а именно: цензурой, концессиями, полицейскими мерами безопасности, государственными налогами, ограничениями типографий, книжной торговли, пересылки по почте или иными стеснениями свободы оборота. Преступления печати, преследуемые правительственными агентами, подлежат суду присяжных. Закон о печати будет издан Империей».

Союзный Совет не замедлил выработкою общеимперского закона о печати, но только в нем не нашли себе места принципы, провозглашенные в Основных правах. В самом деле, 6 июля 1854 г. были изданы «Общие Союзные определения, касающиеся злоупотребления прессы». Сущность этого реакционного закона сводилась к следующим немногим положениям. Для всех отраслей печатного промысла устанавливалась концессия, которая по усмотрению администрации могла быть взята обратно. Вводилась система предостережений, заимствованная из французского декрета 17 февраля 1852 г. На всех произведениях печати непременно должны были обозначаться фамилия и место жительства типографщика, издателя или автора. Один экземпляр печатаемого произведения должен был представляться властям до выхода в свет и другой экземпляр – при выходе из типографии. Во главе периодических изданий должен был стоять ответственный редактор, полноправный гражданин, проживающий в месте издания. От издателей социально-политических органов требовался залог до 5000 талеров. Процессы по делам печати большей частью велись вне суда присяжных и публичности.

Правила 1854 г. были введены в Брауншвейге (1855), в обоих Липпе (1855–1857), в Вальдеке (1855), Ольденбурге (1856), Шварцбурге-Рудольштате (1858) и Гессене (1862). Отступления от этих правил были допущены новыми законами Саксен-Кобурга (1865), Саксен-Мейнингена (1867), Великого герцогства Саксонского и Саксен-Альтенбурга (1868), Любека, Королевства Саксонского, Бремена, Мекленбург-Шверина, Мекленбург-Стрелица и Бадена  (1870). Старое законодательство осталось нетронутым правилами Союза в Баварии, Гамбурге, Ангальте, Пруссии, Шварцбурге-Зандерсгаузене, Саксен-Готе, Вюртемберге и Лауенберге. В 1865 г. Кобург первым разорвал цепи, наложенные Союзом на печать, а вскоре его примеру последовали другие государства Союза.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21

сайт копирайтеров Евгений