Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

И в том святая жизни суть.

Уважаемый Федор Иванович! Сегодня у вас прекрасная дата. Встречать свой восемьдесят второй год в такой высокой творческой форме, это стоит дорогого.

Будьте здоровы! Новых вам книг и внуков!

Перед тем, как попрощаться, еще два слова: солнечного, спокойного вам дня! Вера Соколовская – «Из России с любовью!

Стихи о войне, прочитанные вначале, и строчки о внуке обрамляют всю передачу. Это своего рода «кольцо» разных мнений, отношения к жизни. Нота тревоги и нота умиротворения – вот они полюса широкого спектра мнений.

Каков урок этой программы? Письма благодатный материал для изучения общественного мнения и одновременно «инструмент для дирижирования», для воплощения журналистских взглядов на происходящее. Работа с письмами проявляет огромные возможности «народной публицистики», это своего рода трибуна мнений, она дает автору возможность влиять на умы и чувства людей.

Контрольные вопросы к разделу главы

1.        Что такое жанр «письма»? Какое место он занимает в современной публицистике?

2.        Каково место письма в структуре различных радиопрограмм?

3.        Чем обусловлен отбор писем слушателей для их использования в работе журналиста?

4.        В чем проявляется аналитическое начало обзора писем как формы работы с почтой?

5.        Назовите характерные признаки «обзора» как формы и жанра работы с документальным материалом.

6.        Чем определяется проблемность характера современной почты, поступающей в средства массовой коммуникации, в том числе и на радио?

7.        Напишите письмо-отклик на понравившуюся вам передачу, прослушанную по радио. Проанализируйте в нем тему, проблему, роль автора, языковые средства, применяемые для решения публицистической задачи.

8.        Охарактеризуйте популярную передачу «Встреча с песней» (роль автора, мнения слушателей, высказанные в их письмах).

в начало

РАДИОБЕСЕДА

Жанр беседы органически присущ радио, его диалогичности, направленности на слушателя. Слово «диалог», – в переводе с греческого – «беседа», восходит к опытам софистов. В античной философии это литературная форма, к которой прибегали для изложения своих взглядов с помощью диалектики – всестороннего развития определенных постулатов, мыслей, проверяемых на противоречиях, т.е. испытание этих мыслей противоположными доводами.

Платон довел диалог до высокого совершенства, сделав его эффективным инструментом познания действительности. В своих диалогах-дискуссиях, в которых только задаются вопросы, он приводит своего оппонента к определенным выводам, подталкивая к ним направлением и содержанием своих вопросов. Он оживляет изложение материала, делает его более наглядным, доступным, приближенным к слушателю или читателю. Диалог занимал заметное место в литературе, в философии средневековья и в более поздние времена.

В наше время под диалогом понимается «разговор между двумя или несколькими лицами». Беседа, как и некоторые другие жанры радиожурналистики, пришла в эфир из обиходного речевого общения. Все мы нередко беседуем друг с другом. Обсуждаем важные семейные дела, насущные вопросы политической, общественной жизни.

Не меньшее воздействие на радиобеседу оказала такая форма, как лекция. Еще на заре становления отечественного вешания в эфире звучали лекции, беседы, с которыми выступали ведущие политики, ученые, специалисты народного хозяйства. Так, нарком просвещения А. Луначарский прочитал цикл лекций по истории искусств. Их тексты опубликованы в журнале «Радиослушатель». Их анализ дает представление о тех формах воздействия на аудиторию, которые использовал выдающийся мастер ораторской публицистики, занимавшийся теорией звучащей речи.

Функция беседы: сообщить новые знания слушателям в форме глубокого, системного изложения определенной темы. Тема беседы «всегда актуальна, созвучна времени, а нередко и вызывается оперативным поводом»[6].

Радио прибегает к большим циклам радиобесед. В эфире советского радиовещания звучали циклы «Беседы о природе», «Взрослым о детях», которые продолжались в течение многих лет. Беседа преследует воспитательные, образовательные, пропагандистские цели. Они меняются в зависимости от той группы слушателей, к которой обращены (профессиональная деятельность, возраст, пол, национальность и вероисповедание, сферы интересов, увлечений), а также от конкретных задач, которые ставит перед собой редакция.

Природа этого жанра – разговор, прямое обращение к предполагаемому слушателю. Радиобеседа ближе всего стоит к газетной статье. Поэтому для выяснения специфики жанра обратимся к сравнительному анализу беседы и статьи. Оба эти жанра подразумевают наличие определенной темы: мыслей, наблюдений с привлечением фактов, сведений, объединенных этой темой. Основа статьи и беседы – развитие, как правило, одной мысли, идеи, концепции. В статье, беседе автор получает возможность широкого подхода к фактам и их оценке, интерпретации. Широки здесь и временные рамки. Соответственно автор беседы может оперировать любым материалом, лишь бы он «работал» на раскрытие его темы, подтверждал его мысли, наблюдения, оценки. И этот выбор зависит от творческих установок автора, от его эрудиции и компетенции. Поэтому статья и беседа требуют от автора специализации, серьезной подготовки. Цель беседы и статьи: убедить читателя и слушателя, дать ему пищу для размышлений или подвигнуть его к собственным выводам.

В чем же отличие газетной статьи от беседы на радио. Статья – жанр, требующий особой текстовой формы аргументации, логики, стилистических средств. Цифры, теоретические выкладки, цитирование документов, научные постулаты, обобщение опыта сочетаются в разных видах статей с приемами литературной публицистики. Статью надо читать глазами, она обращена в большей степени к рассудку, разуму читателя, она рассчитана на его определенную подготовку.

Радиобеседа – жанр живого разговорного общения. Она подразумевает особый психологический контакт восприятия текста на слух. И это определяет особенности речевого общения выступающего в студии – с микрофоном (с воображаемым слушателем), слушателя – с радиоприемником (условия прослушивания передач). Человек, сидящий в студии, должен хорошо представлять своих предполагаемых слушателей и обращаться именно к ним. Формы такого обращения могут быть самыми разными: от простого приветствия до вопросов, которые могли бы задать слушатели. Важны заинтересованный тон, эмоциональность изложения. Слушатели должны почувствовать, что человек, беседующий с ними, не только владеет материалом, но может интересно рассказать о том, что он знает. Для убеждения слушателей автор должен позаботиться о «наборе» аргументов, о взаимосвязи своих примеров, ассоциаций, сравнений, отступлений. Тематика, направленность беседы к разным группам слушателей, ее тональность определяют стилистику речи, особенности общения с аудиторией.

>

Ростовское радио ведет цикл бесед «Православное слово». Перед слушателями выступают служители церкви с различной духовной тематикой о ценностях христианской веры, о мирском поведении, о церковных праздниках и т.д. Обороты речи, манера говорения, обращение к аудитории окрашены в этих беседах особым колоритом церковной речи, основанной на традициях проповеди, общения с мирянами. Но бывает, что лексика из другого стилистического ряда попадает и в тексты священнослужителей. Это особенно режет слух. Так, протоиерей Ростова в одной из бесед сказал: «Церковь во всеоружии стремится встретить...» Штамп явно из пропагандистских материалов времен холодной войны. Или, говоря о приведении здания Ростовского собора в порядок после ремонта, он употребил, характеризуя результаты ремонта, слово «лоск». Слово это тоже явно из другого оценочного ряда. На радио при восприятии живой речи даже маленькая деталь, небольшая речевая оплошность, языковая ошибка, могут вызвать отрицательную реакцию слушателей.

Чем глубже анализ, чем убедительнее связи между фактами, выносимыми на обсуждение, тем интереснее, познавательнее, поучительнее разговор. Это, естественно, накладывает свой отпечаток на работу журналиста, готовящего радиобеседы. Он должен быть хорошим помощником выступающему в студии: помочь ему в ориентации на специфику речевого общения у микрофона. Беседа подразумевает две основные формы общения со слушателями. Традиционная беседа – выступление в студии специалиста в той или иной области знания, производства, сферы социальной деятельности или человека, обладающего системными знаниями по проблеме, интересующей широкий круг слушателей. О такой беседе и велась речь выше. Здесь подразумевается беседа со слушателями. Она готовится заранее, текст читается в эфир. Такая форма была распространена в программах нашего радио долгие годы. Иногда автор выступал в студии без текста. Но это требовало огромного опыта и большой предварительной подготовки. Беседа, записанная на пленку по тексту, была более выстроенной, емкой по информации, стройной по своей внутренней логике, так как использовала приемы литературного текста. Выступление в студии без текста (по плану, тезисам, наброскам) обладало другими преимуществами: большей непосредственностью, эмоциональностью, особенностями живого разговорного языка, которые свойственны импровизации.

Такая беседа требовала значительной предварительной подготовки, осмысления материала, умения подчинить его логике разговора с воображаемым слушателем. Он в таком случае имел возможность следить за развитием мысли автора здесь, сейчас, в какой-то мере стать соучастником рождения мысли, ее развития. Иногда в студии находился журналист, который «моделировал» отношения с воображаемой аудиторией.

Другая форма беседы – разговор приглашенного специалиста с журналистом. Это беседа двух и более людей в студии, предназначенная для широкой аудитории. Современные радиопрограммы, звучащие в прямом эфире, значительно расширили рамки беседы. И в смысле разнообразия тем, и в тональности звучания. Такие встречи в студии приближают беседу к слушателям. Журналист становится представителем аудитории, он имеет возможность задавать дополнительные вопросы, уточнять, направлять ход разговора. Здесь доминирует автор, он «хозяин» материала, журналист выполняет лишь вспомогательную роль.

Третья форма беседы напоминает интервью. В интервью – журналист только задает вопросы и с их помощью направляет разговор в необходимое ему русло, в беседе же роль журналиста значительно активнее. Здесь он может высказать свое мнение, делиться впечатлениями, давать оценку фактам и мнению своего собеседника, в чем-то не соглашаться с ним.

Беседа может быть монологической и диалогической.

>

Рассмотрим сначала беседу без присутствия в студии журналиста. Она шла в эфире без предварительно написанного текста (телерадиокомпания «Дон-ТР»). Называлась «Как стать богатым в России». Ее провел автор одноименной книги ростовский предприниматель, кандидат технических наук Р. Ли.

Автор. Известна формула: «Богатые россияне – богатая Россия». Каждый наш человек, каждый наш россиянин должен стать богатым. И, разумеется, само государство тоже ему должно помогать. Оно должно создать ему условия для того, чтобы он мог успешно трудиться.

Человек, прежде всего, должен задать себе такой вопрос: зависят ли от меня лично те или иные обстоятельства, которые существуют в данное время. И если он видит, что от него это не зависит, он должен с этими обстоятельствами считаться. То есть не должен ругать Правительство, скажем, что сейчас плохая налоговая база и не дает она возможности работать, заниматься предпринимательством. Ведь человек в принципе не может поменять решения Правительства. Правильно? Он должен учитывать внешние обстоятельства, от которых зависит его деятельность.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений