Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

Для достижения своей цели: выявления причин события, каких-то результатов, имеющих социальное значение, журналист будет знакомиться с обстоятельствами, изучать обстановку, беседовать с участниками этих событий, проверять полученные данные. Документальность материала (конкретность лиц, адреса предприятий) заставит его обращаться к записям на пленку. Содержание радиокорреспонденции: рассказ журналиста, который обязательно должен побывать на «объекте», представляющем для него интерес. Элементы интервью, комментария, зарисовки составляют органичное наполнение структуры. Причем комментировать увиденное может и сам автор, и те люди, с которыми он встречался, так как они знают обстановку, отношения между членами коллектива.

Как видим, возникает некоторая аналогия между радиорепортажем и радиокорреспонденцией. Но в центре репортажа – всегда событие, а у автора корреспонденции – обстоятельства, события как такого может и не быть. Отсюда разные методы работы с фактами и с временным наполнением журналистского произведения. Автор корреспонденции не связан с линейным течением времени, он распоряжается уже прошедшим временным материалом. Он выбирает те факты, которые интересуют его под углом исследования причин, лежащих в основе каких-то результатов. Таким образом, задачи меняют методику работы, подходы и видение информационного материала и тем самым – содержательное наполнение корреспонденции и ее оценки.

В определенной степени корреспонденция напоминает и информационную зарисовку, так как в ней присутствуют авторское описание места, где он находится, краткие портретные характеристики, его впечатления. Сюжет радиокорреспонденции – движение материала, а вместе с ним и авторской мысли, его оценки, толкование, понимание происходящего – от начальной позиции, зачина, вводящего слушателя в курс дела, к заключению, подводящему итог проделанной исследовательской работы. Сама эта методика будет влиять и на форму произведения, его стилистику, языковые средства, тональность общения со своими героями и со слушателями.

Автор корреспонденции присутствует в ней непосредственно, он рассказывает, изучает, комментирует. И авторское «я» проявляется во многих плоскостях: отборе материала, его построении, трактовке, эмоциональном отношении к людям и ситуациям. В газетной статье автор старается убедить читателя в своей правоте и сделать его своим единомышленником. В корреспонденции журналист старается привлечь слушателя на свою сторону с помощью конкретных аргументов, раскрывающих причины фактов на документальном материале, он ведет его по ступеням анализа не от общего к частному (как в статье), а от частного – к общему. Глубина анализа в корреспонденции зависит от компетенции автора, его профессионализма, от всестороннего знакомства с обстоятельствами и от его желания докопаться до истины, вскрыть правдивую подоплеку случившегося (особенно если это касается критики).

Особые трудности представляет критическая, проблемная корреспонденция, когда условия контакта со своими «героями», добывание сведений, документов сопряжены с немалыми трудностями. Здесь требуются не только высокий профессиональный опыт, но нередко и гражданское мужество, смелость.

Помимо документальных записей, корреспонденция включает в себя фрагменты литературного текста, написанного журналистом по следам своего расследования. Корреспонденция – синтетический жанр. Включение в нее элементов интервью, репортажа, естественно, вводит в ткань произведения документальные шумы. Необходимыми являются монтаж, сборка всех «деталей» в единое целое.

Различные методы работы, форма «рассказывания», которое имеет свои особенности обращенности к аудитории, влияют и на язык. Он должен быть разговорным, естественным, включать в себя все те средства, которые усиливают воздействие на слушателей: непринужденное общение, речевые обороты, свойственные устной речи.

Современная аналитическая журналистика поднимает в радиопрограммах массу актуальных проблем, рожденных временем. Корреспонденция как жанр всегда несет в себе обобщение опыта, рассказа о том, как пытаются преодолеть трудности люди в современных условиях.

>

В радиокорреспонденции, посвященной питанию детей в школе, исследуется ситуация, сложившаяся в результате тяжелого экономического положения (радиостанция «Дон-ТР»). В ней не только поставлены социальные вопросы, но и показаны некоторые реальные пути их решения.

Корреспондент. Трудно постичь наше время. Время контрастов. Для одних оно удачно, для других – непостижимо жестоко. Все перипетии нашей жизни, как в зеркале, отражаются в детской среде. Сегодня мы возьмем одну из сфер жизни детей – школу. А если точнее, тема наша – питание детей в школе. Первой, с кем я встретилась, готовя материал, была Надежда Федоровна Злобина, повар столовой ростовской школы № 83.

– Скажите, тяжелые времена пришли сейчас?

Злобина. Очень тяжелые. Но жить надо...

Корреспондент. Надо жить, надо растить детей и надо их кормить.

Злобина. Да-да. Чтоб не смотрели голодными глазами на эту булочку.

Корреспондент. А смотрят голодными глазами?

Злобина. Жутко видеть – голодные глаза. У ребенка нет денег, потому что... мы живем в этом микрорайоне... вот он, Лензавод, он не работает. Семьи не обеспечены, дети полуголодные. Ребенок приходит голодным в школу – что ему в голову пойдет? Какой из него будет взрослый? В детстве же закладывается все».

Обратите внимание: сразу же за постановкой проблемы идет «живая картинка». Это – эмоциональный заряд материала. Он действует на чувства слушателей, поворачивает проблему самой острой стороной. Композиция корреспонденции позволяет вынести в начало материала любую конкретную «сценку» – документальную запись, несущую эмоциональную нагрузку. Журналист, осваивающий этот жанр, должен помнить о выигрышном начале своего материала. Логика исследования требует постановки конкретных вопросов и корреспондент ставит их.

Корреспондент. Столовая в любой школе сейчас – место контрастов. Одни дети приходят сюда плотно покушать и не жалеют на это денег, другим организовано питание заранее, ну, а третьи – перебиваются булочкой и стаканом чая.

Как упорядочить процесс питания детей? Кому из них нужна помощь в первую очередь? Главный специалист Ростовского городского управления образования Галина Леонидовна Рыбина объясняет...

Рыбина. Чтобы создать нормативно-правовую базу, городское управление образования подготовило проект постановления мэра города, и он был принят – «О порядке организации питания школьников в городе Ростове-на-Дону». Постановление утвердило единый норматив стоимости питания школьников – 3 рубля 20 копеек в нынешних ценах и те категории детей, которые должны быть обеспечены бесплатным питанием: дети-сироты, не получающие пособие, дети из многодетных и малообеспеченных семей. Малообеспеченная семья определяется на основании представленных документов. Если уровень дохода не превышает уровня потребительской корзины на данный отрезок, семья считается малообеспеченной.

Корреспондент. Какие это цифры, назовите...

Рыбина. На сегодняшний день мы как раз раздали в районные отделы образования новые цифры – это 219 рублей 75 копеек.

Корреспонденция требует насыщения текста конкретным материалом. И нужно распределять его дозировку, особенно цифры: одни приводить в высказываниях тех, кто владеет статистикой, другие вводить в авторский текст.

Радиокорреспонденция редко обходится без элементов интервью. Они меняют ритм рассказывания. А главное – усиливают документальную основу материала. По вопросам журналиста можно судить о том, чего добивается автор: опять-таки усиления эмоционального начала.

>

Приведем пример и прокомментируем его.

Корреспондент. На сегодня бесплатным питанием обеспечены в Ростове 19032 школьника. И это замечательно – хоть какая-то помощь тем, кому трудно. Но вопрос в другом – так ли далеко ушли по степени обеспеченности другие ребята?..

Мы вновь в 83-й школе, и я беседую с ее директором Александрой Петровной Кушнаревой.

Корреспондент. У вас среди детей не было случаев голодных обмороков?

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23

сайт копирайтеров Евгений